Top.Mail.Ru
архив

Чистка рядов

С 1 октября 2003 года в России будут запрещены производство и импорт легковых автомобилей, автобусов и грузовиков, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-2». Проект соответствующего распоряжения правительства подготовлен в Минпромнауки и Минэкономразвития России, уже согласован с Госстандартом, ГТК и МВД и дожидается только подписи премьера Касьянова*. Для автомобильных заводов это означает авральное изменение производственной программы (в том числе отказ от выпуска некоторых моделей), а для потребителя – заметное удорожание автомобилей (например, «Волга» может вырасти в цене минимум на $500).

По словам заместителя начальника департамента машиностроения Минпромнауки РФ Алексея Сереженкина, данное решение принимается в соответствии с «Концепцией развития автомобильной промышленности РФ до 2010 года». Введение новых требований преследует не только улучшение экологической обстановки. Устанавливая более жесткие экологические нормы, правительство вынуждает российских производителей вкладывать средства в выпуск более современной продукции. Дело в том, что стандарту «Евро-2» соответствуют исключительно автомобили с инжекторными двигателями, у которых не только чище выхлоп, но и значительно выше, чем у машин с карбюраторными моторами, потребительские и эксплуатационные характеристики.

Кроме того, запрет на ввоз автомобилей, не соответствующих упомянутому стандарту, является дополнительным барьером на пути подержанных иномарок. Но повлияет он не столько на легковые автомобили (в Россию из-за высоких таможенных пошлин практически не завозятся автомобили старше семи лет, произведенные в Европе до вступления в действие стандарта «Евро-2»), сколько на импорт подержанных автобусов и грузовиков, которые пользуются у нас повышенной популярностью. Отечественные автозаводы до сих пор не могут удовлетворить спрос на туристические и городские автобусы. У нас в стране также не производятся дальнемагистральные тягачи.

Практически все российские производители легковых автомобилей и автобусов технически готовы к переходу на новые экологические нормы. Например, ВАЗ уже сегодня может выпускать автомобили «десятого» семейства в соответствии с новыми требованиями, а КамАЗ вот-вот перейдет на «Евро-2». Но есть и безнадежные случаи. Под новый стандарт очень сложно «настроить» производство «Жигулей» классического семейства (4-й, 5-й и 7-й моделей), которые сегодня выпускает в основном партнер ВАЗа – группа компаний СОК. По всей видимости, и УАЗу придется снять с производства так называемые коммерческие грузовички.

Но даже если удастся решить конструктивные и технологические проблемы по переводу российских автомобилей на «Евро-2», остается другой «подводный камень», о который могут разбиться благие начинания правительства. По мнению одного из менеджеров «Северсталь-авто», введение новых экологических норм неизбежно приведет к удорожанию автомобилей, что лишит продукцию отечественного автопрома ее главного конкурентного преимущества – ценового. «Поэтому такое решение должно сопровождаться снижением пошлин на импорт комплектующих и технологического оборудования, которое не производится в России», – считает он.

Между тем европеизация российских автомобилей никак не стимулирует их экспорт. В странах ЕС с 2001 года действует новый экологический стандарт – «Евро-3».


* признан в России иноагентом

Еще по теме