Top.Mail.Ru
архив

Чтоб чужие боялись

Крупные скандалы между владельцами бизнеса и топ-менеджерами в России случаются нечасто, исключением стала громкая отставка главы ГК «Трансстрой» Ивана Кузнецова, которого основной акционер Олег Дерипаска обвинил в хищениях. По мнению экспертов, таким образом «Базэл» пытается подчинить себе непокорные непрофильные активы.

«Трансстрой» – один из лидеров рынка инфраструктурного строительства, он традиционно управляется технарями и не отличается публичностью. Скандал вокруг его главы Ивана Кузнецова разгорелся внезапно. В самом начале сентября пресс-служба компании распространила пресс-релиз, в котором напрямую обвинила топ-менеджера в хищениях и «откатах». Более того, представители Олега Дерипаски уже направили в Генпрокуратуру соответствующее заявление, сопроводив его просьбой возбудить уголовное дело. В результате экс-гендиректору «Трансстроя» может грозить до десяти лет лишения свободы. По данным «Базэла», неверная политика руководства «Трансстроя» привела к тому, что по итогам января – июля 2010 г. при выручке в 15,38 млрд руб. он получил убыток в 1,4 млрд руб. Более того, за последнее время «Трансстрой» потерял несколько крупных контрактов. Как отмечают участники рынка, активно скупавший перед кризисом активы «Базэл» не справился с их управлением, и теперь в компании пытаются решить проблемы за счет резкой смены руководящих кадров.

Свой человек в главке
Иван Кузнецов.В 2007 г. накануне кризиса «Базовый элемент» Олега Дерипаски совершил несколько громких покупок. Одной из них стало приобретение 50% в корпорации «Трансстрой». Сумма сделки не разглашалась, но, по данным участников рынка, изначально новый акционер был готов заплатить за пакет до $0,5 млрд, хотя в итоге половина компании, скорее всего, обошлась ему значительно дешевле. Затем «Базэл» увеличил свою долю, доведя ее до 100%. Сотрудничество Дерипаски с «Трансстроем» началось еще в 2005 г., когда последний реконструировал аэропорт Сочи, а затем стал генподрядчиком реконструкции аэропорта в Геленджике. Оба объекта принадлежали компании «Аэропорты Юга», входящей в «Базэл». В итоге, предсказывали игроки рынка, «Трансстрой» должен был стать подрядчиком большинства инфраструктурных проектов на юге России, где активно работают другие компании Дерипаски, и в первую очередь подмять под себя основные инфраструктурные стройки олимпийского Сочи. К тому моменту выручка «Трансстроя» составляла более $1,5 млрд. В активе корпорации в свое время были такие проекты, как реконструкция МКАД, строительство Третьего транспортного кольца и столичной монорельсовой дороги. «Трансстрой» был основан в 1991 г. на базе структур Министерства транспортного строительства СССР бывшим главой ведомства Владимиром Брежневым и унаследовал все традиции номенклатурного бизнеса. Например, во главе большинства отделов и направлений стояли чиновники советского времени, проработавшие друг с другом несколько десятилетий. После того как Владимир Брежнев продал компанию, Дерипаске пришлось искать новые способы управления этой структурой.
По образованию инженер железнодорожного транспорта, Кузнецов прошел путь от мастера на «Ямалтрансстрое» до замгендиректора ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», одного из основных подразделений «Трансстроя». А к моменту прихода в корпорацию Олега Дерипаски Иван Кузнецов уже возглавил эту структуру. «Годовая программа, которую мы осваиваем сейчас, – 25 млрд руб., к 2009 г. она увеличится до 45 млрд руб. Сегодня перед компанией стоит задача разработать стратегический план по удвоению капитализации в течение трех лет», – рассказывал в интервью «Ко» в начале 2008-го сам Кузнецов. Позднее он был назначен гендиректором головной структуры корпорации «ПСК «Трансстрой», то есть фактически стал шефом всей компании. По мнению экспертов, в бывшем советском главке Дерипаске требовался свой человек, знающий его структуру. И именно такой фигурой стал Кузнецов, считавшийся до того момента человеком Брежнева.
«Крестовый поход» Дерипаски против «красных директоров» в «Трансстрое» участники рынка все чаще сравнивали с его работой над оптимизацией приобретенного в то же время «Главмосстроя». В итоге новому владельцу удалось изменить структуру управления бывшим главком, обеспечить компании новые площадки, правда в Петербурге, и даже анонсировать выход на IPO. А для руководства всей этой махиной была создана головная структура – «Главстрой». Однако успехи последнего в итоге вышли сомнительными: в кризис компания потеряла часть самых крупных площадок, а ее штаб-квартира оказалась под арестом. «Если сравнивать докризисные позиции «Главстроя» и «Трансстроя» с нынешними, то вывод будет не в пользу сегодняшнего дня. В первую очередь потому, что компании потеряли крупные заказы и площадки. Если же мы будем сравнивать работу этих ведомств с их деятельностью в советское время, то потеря доли рынка будет более существенной», – отмечает гендиректор «Службы недвижимости» Павел Карасев. Впрочем, по словам эксперта, такое сравнение не совсем корректно, так как рынка в советское время не существовало, хотя «говорить о доле компании в общем количестве заказов все-таки можно».

За потерей потеря
Олег Дерипаска.Корпорации под руководством Кузнецова так и не удалось достичь запланированных показателей. «На протяжении длительного времени «Трансстрой» не выполнял задачи, ставившиеся перед руководством компании. В ходе проверки были собраны данные, свидетельствовавшие, в частности, о слабой организации тендерной работы, производственной деятельности в части снижения издержек и сокращения затрат. Одновременно были выявлены факты выведения из компании средств акционера», – объяснил «Ко» директор по связям с общественностью «Главстроя» Виталий Королев. В своем заявлении в Генпрокуратуру «Базэл» указывает на то, что в марте 2008 г. Кузнецов выбрал в подрядчики фирму «Экогазинформ». За 140 млн руб. она должна была провести инжиниринговые работы при строительстве по заказу «Мечела» железнодорожной ветки к Эльгинскому месторождению угля в Якутии. В «Базэле» утверждают, что эти работы можно было выполнить самостоятельно. Аналогичная история, по данным «Базэла», произошла в январе 2010-го, когда Кузнецов от имени инжиниринговой корпорации «Трансстрой» заключил договор с фирмой «ИКЭМ». ИКЭМ за 142 млн руб. пообещала разработать конкурсную документацию для комплекса по перегрузке сжиженного газа в порту Усть-Луга.
Однако все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. С самим Иваном Кузнецовым «Ко» связаться не удалось, однако, как заявлял ранее топ-менеджер, никакой своей вины он не видит. Более того, экс-топ уверял журналистов, что разработанная фирмой «ИКЭМ» проектная документация по объекту в порту Усть-Луга позволила компании выиграть контракт общей стоимостью около 9 млрд руб. Опрошенные «Ко» эксперты называют Кузнецова «человеком от станка», фактически сделавшим карьеру на стройплощадках. Однако ему в последнее время крупно не везло. Например, ФАС отменила проведение конкурса по строительству в сочинском порту круизного центра, и «Трансстрой» лишился потенциального подряда на 9 млрд руб. Затем ГК «Олимпстрой» не допустила «Трансстрой» к участию в тендере на прокладку в Имеретинской долине коммунальных и инженерных сетей. Более того, глава Минрегиона Виктор Басаргин публично усомнился в способности «Трансстроя» участвовать в крупнейших инфраструктурных стройках Сочи. Та же ФАС оспорила еще ряд конкурсов на возведние части морского порта в Сочи. В частности, по данным антимонополистов, «Трансстрой» представил не весь пакет документов, и в результате другой участник конкурса – «48 УНР», принадлежащий Росимуществу, – незаконно проиграл. Стоимость подряда составляет около 3 млрд руб., при этом «Трансстрой» уже возвел первую очередь порта. Впрочем, далеко не во всех неудачах компании можно обвинить ее руководство. В частности, в конце 2009 г. самый сильный удар по репутации подрядчика нанес шторм, смывший практически всю конструкцию морского порта, возведенного «Трансстроем». Впрочем, компании удалось уже к апрелю 2010-го его восстановить. Однако ситуация привела к переносу сроков строительства части олимпийских объектов, и недовольство этим фактом выразил даже премьер-министр Владимир Путин. В свою очередь неудачи «Трансстроя» на олимпийских стройках некоторые участники рынка склонны связывать с неблагоприятным для Олега Дерипаски лобби в Минрегионразвития. Дело в том, что на посту главы ПСК «Трансстрой» Иван Кузнецов в марте 2009 г. сменил Юрия Рейльяна, сына Уго Рейльяна, одного из самых влиятельных людей в Сочи, в прошлом возглавлявшего местное ГАИ. После отставки Рейльян-мл. быстро трудоустроился и стал заместителем министра регионального развития. Не исключено, что на новом посту экс-глава «Трансстроя» не захотел содействовать бывшему работодателю.
Но как бы то ни было, пока ответственным за неудачи «Трансстроя» решено сделать Кузнецова. В результате совет директоров ПСК «Трансстрой» (головная структура корпорации «Трансстрой», созданная по инициативе Дерипаски) 6 сентября принял решение освободить Ивана Кузнецова от занимаемой должности. Его место получит Алексей Баранцев, одновременно являющийся главой «Главстрой-менеджмент» и руководящий всем строительным сектором «Базэла». «Речи о слиянии «Трансстроя» с «Главстроем» не идет. Организации продолжат работу в качестве самостоятельных юридических лиц в рамках строительного сектора «Базэла», – добавил Виталий Королев. Кроме того, по его словам, проверки в компаниях строительного сектора, входящих в «Базэл», продолжаются, и «если будут вскрыты новые факты хищений, то последуют не менее твердые решения, так как у акционера жесткая позиция по этому вопросу».

«Отжать» топа
ТрансстройПо словам экспертов, это далеко не первый конфликт топ-менеджера крупной девелоперской компании с ее владельцем. Самым известным за последнее время случаем стала судебная тяжба между экс-гендиректором «Итера-Инвест-Строя» Валерием Коротковым и материнской структурой – ГК «Итера». В мае 2009-го Коротков был снят со своего поста. Однако затем его структуры подали пять исков к «дочкам» «Итеры». В итоге на девелоперский портфель группы стоимостью $2 млрд был наложен арест. Ситуацию осложняло то, что Коротков владел 25,1% акций девелоперского подразделения «Итеры». В итоге экс-партнеры судятся до сих пор. По мнению экспертов, конфликты акционеров и топов – не редкость. «Подобных прецедентов достаточно много, но вряд ли имеет смысл рассуждать о том, что это какая-либо системная особенность именно этой отрасли. Подобным рискам подвержено большинство капиталоемких секторов российской экономики», – полагает руководитель управления корпоративных финансов ИК «Финам» Алексей Курасов. Однако чаще всего участники рынка сор из избы не выносят, обычно конфликт приводит только к тихой отставке гендиректора. К примеру, в компании Coalco, управляющей активами Василия Анисимова в сегменте недвижимости, за короткий срок сменилось три гендиректора: они так и не смогли найти денег на реализацию проекта «Большое Домодедово». С этой точки зрения громкая отставка Кузнецова выбивается из общего русла. «В данном случае, видимо, иного способа вернуть похищенные средства не было, поэтому «Базэл» вынужденно передал дело в правоохранительные органы», – говорит Алексей Курасов.


Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает.
Вольтер (1694 – 1778), французский писатель и философ-просветитель

С юридической точки зрения, уверяют участники рынка, все зависит от конкретной ситуации. По словам замруководителя юридического департамента «Сити-XXI век» Василия Шарапова, в первую очередь степень юридической защиты компании или ее топ-менеджера в каждом конкретном случае зависит от условий заключенного трудового контракта и иных ранее достигнутых юридических соглашений. «Немаловажную роль играют в таких конфликтах установленные в конкретной компании корпоративные процедуры принятия управленческих решений, в том числе необходимость проведения тендеров при расходовании крупных средств», – объясняет эксперт. В итоге, если топ действовал в соответствии с установленными в фирме процедурами принятия решений, он более защищен от претензий акционеров, чем в ином случае. К примеру, Иван Кузнецов утверждает, что всегда поступал в соответствии с уставом «Трансстроя». В любом случае, уверены участники рынка, его отставка имеет более глубокие причины. В последнее время, по словам экспертов, глава «Базэла» активно расставляет новых людей  на «топовые» позиции в своих структурах. Например, одновременно стало известно и о назначении Алексея Баранцева главой «Трансстроя», и о том, что первым замом гендиректора авиакомпании Sky Express по экономике и финансам стал Алексей Зудин, ранее руководивший финансовым блоком авиационного сектора «Базэла». Одновременно с этим Зудин был назначен заместителем гендиректора в «Авиалиниях Кубани» (другая структура «Базэла»). А через неделю было озвучено еще одно кадровое решение: содиректор Magna Зигфрид Вольф занял кресло председателя совета директоров «Русских машин» (тоже актив Дерипаски). На новом месте, скорее всего, он займется поиском стратегических партнеров, в первую очередь для группы «ГАЗ». По словам управляющего директора «Century 21 Запад» Евгения Скоморовского, к началу кризиса «Базэл» аккумулировал множество активов, которые изначально считались для Олега Дерипаски непрофильными. «Многие ожидали, что в кризис «Базэл» начнет продавать активы, но тотальной распродажи не произошло, холдинг избавился только от некоторых компаний, а большую часть сохранил и даже сумел реструктурировать задолженность. Однако новые условия потребовали совсем иной команды. Кроме того, холдингу не удалось окончательно победить «красных директоров» в приобретенных компаниях и изменить методы ведения бизнеса», – говорит эксперт. Именно поэтому, по данным участников рынка, некоторые топ-менеджеры вроде Баранцева или Зудина будут совмещать сразу несколько должностей. Ради этой кадровой реформы Дерипаска публично наказывает своих менее успешных топов и стимулирует соратников, ведь впереди главная схватка ― за «Норникель», требующая максимальной финансовой собранности. Да и никому не захочется стать очередным Иваном Кузнецовым.


Еще по теме