Чуть-чуть водки
Так было на водочном рынке, на рынке вина, пострадали даже парфюмеры, использующие спирт для производства духов. Каждая из компаний стремилась рассказать прессе, какую жуткую политику проводит регулятор алкогольного рынка Росалкогольрегулирование (РАР). И вот, казалось бы, случилось долгожданное. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев выступает перед правительством с докладом о состоянии конкуренции. По данным этой службы, действия РАР привели к ограничению конкуренции на алкогольном рынке. Как сообщает ФАС, в 2011 г. пытались получить лицензии около 800 компаний, но только половине это удалось. В результате число производителей алкоголя снизилось на 40%, а количество дистрибьюторов уменьшилось вдвое, притом что объемы производства не сокращались в таких пропорциях и оставались сопоставимыми с предыдущими годами. РАР, по мнению ФАС, установило административные барьры, его механизмы контроля не были прозрачными.
Разумеется, получить лицензию малому и среднему бизнесу не представлялось возможным.
Казалось бы, игрокам рынка сейчас бы поддержать ФАС в ее начинаниях и вспомнить о том, с какими боями они получили лицензии и как пострадали. Однако от шумихи в прессе они открещиваются. В комментариях "Ко" отказали, к примеру, "Русский стандарт" и "Ладога", еще недавно с удовольствием выступавшая с легкой критикой ведомства. А руководитель пресс-службы одной из водочных компаний честно написал: "Сцепились два правительственных регулятора, которые могут создать вполне ощутимые проблемы для бизнеса алкогольных компаний. Никто не захочет лезть в их разборки, пока непонятна высшая воля. Тут даже сам факт комментария может спровоцировать наезд".
РАР проявляло поразительную скрупулезность в вопросах выдачи лицензий, в то время как налоговая служба, ведавшая выдачей лицензий до создания РАР в 2009 г., относилась к вопросу спустя рукава. Лицензии давались и серьезным игрокам рынка, и "однодневкам", которые создавались этими самыми игроками рынка для оптимизации налогообложения. РАР реально снизило объемы продаж нелегальной водки на десятки процентов, прикрыло массу "однодневок". Правда, не только. Оно честно взяло на вооружение все нормы и правила, установленные пожарными, санэпидемстанцией и пр. еще в советское время. Мелкие парфюмерные фирмы, которые закупали одну-единственную бочку спирта, в целях противопожарной безопасности стали обязывать ставить дорогостоящее оборудование, которое им не по деньгам, да и при работе с таким объемом спирта просто не нужно. А импортеров вина заставили укладывать под европалеты доски. В России есть требования, согласно которым, бутылка с алкоголем не может находиться низко от пола. Во всем мире может, а в России не может. Европейские поставщики крутили пальцем у виска. Требования РАР часто могли удовлетворить лишь крупные компании, только они способны устранить реальные и мнимые недостатки.
ФАС и раньше реагировала на жалобы производителей алкоголя. Сайт ведомства в 2010 - 2011 гг. публиковал тексты типа "Росалкогольрегулирование создает барьеры для выхода на рынок новых участников", "РАР нарушило статью 15 закона "О защите конкуренции" и т.д.
Однако преференции и раньше отдавались крупному бизнесу, процесс перелицензирования - лишь один из этапов. Политика РАР с 2009 г. - укрупнение алкогольного рынка, который плохо поддавался регулированию (тотальные проверки, временные закрытия и пр.). В целом одним из основных авторов идеи о том, что число компаний на алкогольном рынке должно сократиться и тогда управлять ими станет проще, а госактивы нужно консолидировать, был вице-премьер Виктор Зубков, в ведении которого находился Минсельхоз, ответственный за алкогольную политику. Теперь же, после его отставки, никто не знает, куда подует ветер. Останется ли на своем месте и Игорь Чуян, глава РАР? И вообще, под чьим контролем будет алкогольная отрасль? Что скажет новый глава Минсельхоза Николай Федоров? Чьей воли станет слушаться он и останется ли алкогольная отрасль вообще в Минсельхозе? Получить комментарии от РАР пока не удалось.
Лицензирование 800 компаний обратились в РАР с просьбой о получении лицензии 400 компаний получили лицензии В Росии на 40% сократилось количество производителей алкоголя, на 50% количество дистрибьюторов Данные ФАС |
Однако аналитики считают, что общая картина если и будет меняться, то лишь в нюансах. Можно ли предположить, что правительство вдруг резко начнет развивать мелкий и средний бизнес, перестанет опираться на крупные компании и плодить госкорпорации и государственно-частные партнерства? Этап "зачисток" и укрупнения среди производителей алкогольной продукции и ее дистрибьюторов уже прошел. Следующий этап - укрупнение розницы, здесь будут тотальные проверки. Не продается ли алкоголь вблизи социальных учреждений? Магазины, соседствующие со школами, оставят без алкоголя, и они закроются. Розницу обязуют поставить ЕГАИС - не все магазины смогут себе это позволить. То, что уйдет с рынка ларечный бизнес, остающийся без пива, уже никого не тревожит. Мелкий и средний бизнес опять пострадает, но кого это интересует? Не отказываться же государству от антиалкогольной политики. В лучшем случае "атака" на розницу будет отложена и чуть-чуть скорректирована.
Андрей Ткемаладзе, экс-гендиректор компании "Коллекция вин" и гипермаркетов Vinberry:
"История с перелицензированием - это ситуация годовой давности. Почему вдруг сейчас понадобилось ее ворошить, не понятно. Но я соглашусь с ФАС, что задачей РАР было сократить число игроков на рынке. Происходило вытесение небольших компаний. Когда на рынке пять компаний, управлять ими намного легче, чем когда их пять тысяч. Пошли по простому пути. РАР работало по букве закона, но тем не менее изменило правила игры, однако игроков рынка в известность об изменениях не поставило. Но я не думаю, что после выступления ФАС работать на рынке будет как-то легче. Весь опыт показывает, что ФАС оттого и независимое ведомство, потому что от него ничего не зависит".
Вадим Дробиз, руководитель исследовательского агентства "ЦИФРРА":
"Артемьев говорил об общей экономической ситуации. О том, что борьба с монополиями проиграна везде. Мы не могли обеспечить развитие малого и среднего бизнеса не только на алкогольном рынке. Экономика идет по пути глобализации. Малый и средний бизнес все равно уходит, государство живет за счет крупного бизнеса и его поддерживает. Поэтому и на алкогольном рынке происходило укрупнение компаний. И процесс перелицензирования - лишь часть общей политики. Реформы в этой отрасли начались уже давно. В 2009-2011 гг., когда происходила административная реформа, количество игроков сократилось в два раза. Сейчас то же самое будет происходить с розничной торговлей.
Во время реформы часть операторов сама ушла с рынка. Но РАР может поставить себе в заслугу борьбу с нелегальной водкой. Были закрыты десятки заводов, на которых она производилась. Кавказ разгромлен. Сейчас "левый" алкоголь на Кавказе производят только те предприятия, которые не имеют лицензии и работают полностью нелегально. РАР всегда сможет обоснованно доказать, по какой причнине оно не дало лицензию той или иной компании. Хотя конечно же для лишения компании лицензии всегда можно найти повод. И это ограничивает конкуренцию, но процесс глобализации неизбежен, он заметен не только в экономике нашей страны".
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент":
"Судя по всему, избыточные требования РАР действительно стали одним из основных факторов значительного сокращения числа участников алкогольного рынка в ходе последней кампании по перелицензированию. На наш взгляд, искусственная консолидация рынка формирует риски снижения конкуренции в отрасли. Вместе с тем, нельзя не отметить, что активные действия РАР по оптимизации администрирования рынка привели к заметному снижению доли нелегального производства и оборота. Мы ожидаем, что критика жесткой политики РАР со стороны антимонопольного ведомства может иметь конструктивные последствия".