Top.Mail.Ru
бизнес

«Дешевый паразитизм» или «трезвый пиар-ход»: в Иваново появится бренд Ushiqlo

Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press

«Ивановская текстильная компания», производящая медхалаты, сигнальные жилеты, рабочие перчатки и прочие форменные атрибуты, запустит новый бренд молодежной одежды Ushiqlo. Созвучие с иностранным именем не смущает руководство — это, по его мнению, привлечет интерес покупателей. Пиарщики хвалят компанию за такой ход, тогда как юристы и ритейл-эксперты предупреждают о штрафах и считают подобную погоню за хайпом слишком опрометчивой. При этом обе стороны уверены, что без перехода от слов к делу все потраченные на нейминг усилия могут просто испариться. 

«Сейчас мы активно готовимся к запуску новой марки, идет утверждение коллекции, осенью одежда поступит в продажу», — заявил глава компании и вице-президент Ассоциации текстильщиков Юрий Шилов. По его словам, инициатива пришла от сотрудников предприятия, которые не только предложили, но и разработали проект.

Они же работают и над двумя другими аналогичными коллекциями — женской одежды Spella и одежды для детей Hamsters. При этом созвучие брендов Spella и Ushiqlo с ушедшими из России Sella и Uniqlo может привлечь еще больше покупателей, уверен Шилов.

«Ивановская текстильная компания» специализируется на производстве форменной корпоративной и спецодежды. В соцсетях компания называет себя крупнейшим производителем и поставщиком спецодежды и защиты рук на российском и европейском рынке. По собственном данным, у компании 3,5 тыс. клиентов, более 400 ежегодных контрактов, а объем ежемесячных контрактов составляет 70 млн рублей.

В мае 2022 года «Ивановская текстильная компания» попала под украинские санкции, введенные против российской военной промышленности.

Компания утверждает, что владеет тремя собственными швейными производствами полного цикла и «экспериментальным цехом технологов с опытом производства Hugo Boss, Zara, Tommy Hilfiger, Adidas, Fila».

По данным СПАРК, чистая выручка компании в 2022-м составила чуть больше 1,01 млрд рублей, чистая прибыль — 109,75 млн рублей. В 2015-2016 годах организация шесть раз попадала в реестр недобросовестных поставщиков.

Один из кредиторов «Ивановской текстильной компании», производитель форменной одежды ООО «Формтекс», дважды подавал иск о признании компании банкротом, но оба раза дело было прекращено. 

прочитать весь текст

Шилов заявляет, что бренды Spella и Ushiqlo будут ориентированы на продажи на маркетплейсах — это совершенно новый канал сбыта для компании. Однако «Ивановская текстильная компания» уже присутствует в Ozon, а число ее выполненных заказов за год, согласно данным маркетплейса, превышает 10 тыс. Среди товаров компании — мужская и женская одежда из хлопка, часть которой уже продается под брендом Spella. Ее магазин есть и на Wildberries, однако товары он еще не разместил.

При этом «Ивановская текстильная компании» 19 июля уже запустила онлайн-магазин бренда Spella, следует из данных сервиса Whois. Еще в апреле «Ивановская текстильная компания» подала заявки на регистрацию товарных знаков Hamster, Spella и Ushiqlo. Сейчас они проходят второй этап экспертизы Роспатентом.

В «Ивановской текстильной компании» не ответили на запрос и звонки «Компании».

Бизнес-эксперимент vs паразитизм

Поведением компании должна заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ведь в ее действиях явно имеется недобросовестная конкуренция с целью создать смешение с товарами Uniqlo, считает эксперт юридической фирмы DRC Евгений Кравченко. Он предупредил, что компания может получить штраф от ведомства от 100 до 500 тыс. рублей. Юрист уверен, что «с вероятностью в 99,9% руководство Uniqlo направит претензию.

«Компания» отправила запрос ФАС.

Кравченко не исключил, что заявление «Ивановской текстильной компании» не более чем пиар, который позволит напомнить о существовании такого юрлица.

«Это попытка достаточно дешевого паразитизма. Если бы они действительно делали подделку под Uniqlo, то еще можно было бы понять использование аналогичного названия бренда, но в текущей ситуации это можно отнести к маркетинг-троллингу», — соглашается экономист и управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. Он назвал заявление компании «дурацкой попыткой» пиара и допустил, что это «закончится, скорее всего, ничем».

При этом пиарщики о заявлении «Ивановской текстильной компании» отзываются предельно положительно. В маркетинге важно, чтобы имя было говорящим, вызывало эмоции и даже имело вау-эффект. В Ushiqlo все это есть, маркетологи сработали на пять с плюсом, считает директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner Дамир Фейзуллов. По словам представительницы агентства «АЛИДИ Продвижение» Валерии Сливки, «это весьма трезвый бизнес-эксперимент и пиар-ход» для стратегии вывода на рынок товара-субститута.

И, по всей видимости, эта позиция близка и ФАС, которая в апреле признала незаконными требования ушедшего из России производителя ликера Jägermeister. Компания призвала снять с продажи травяные ликеры Alter Heiler и Konig, выпускаемые заводом «Кристалл», назвав их контрафактом. Претензии Jägermeister были преимущественно к схожей рецептуре («Кристалл» утверждал, что еще в 2019 году создал свой рецепт биттера), однако Jägermeister, Alter Heiler и Konig очень схожи внешне. И это заметил Роспатент еще в январе 2023-го, но на текущий момент ликеры «Кристалла» продаются в магазинах с теми же этикетками и теперь под защитой ФАС.

Выбирать англоязычное (или похожее на англоязычное) название бренду, а также мимикрировать под иностранные марки весьма распространенная практика на маркетплейсах, особенно в fashion-сегменте, отмечает основатель сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats Максим Одинцов. Он напомнил, что на рынке уже есть подобные прецеденты, например Zara и Zarina. По словам эксперта, эта стратегия уже доказала свою эффективность.

Еще по теме