Top.Mail.Ru
архив

Чужие здесь ходят

экспаты, миграция
В последнее время в нашей стране несколько изменилось отношение к экспатам. Если несколько лет назад западных менеджеров считали носителями сокровенных знаний, то сейчас и местный квалифицированный персонал пользуется не меньшим уважением. Часто при помощи иностранной рабочей силы решается проблема кадрового голода, хотя вряд ли приезжие менеджеры лучше, чем российские, понимают специфику отечественного рынка. Но экспаты - носители культуры западных корпораций. "Вообще, в глобальных компаниях, особенно в американских, практика работы сотрудника в разных странах является стандартной, причем речь идет не только о руководящих позициях. Такой подход позволяет поддерживать единую корпоративную культуру и избегать неофициального разделения компании на множество "удельных княжеств", что часто негативно влияет на бизнес", - считают в Fujitsu.

Из всех иностранцев, прибывающих в РФ, лишь 10% туристы, а остальные приезжают к нам трудиться. "Сегодня в России работают около сорока экспатов разных национальностей - сотрудников компании Nestle, большая часть из которых приехала в РФ с семьями. Примерно столько же российских сотрудников Nestle работают на других рынках. Кадровая политика Nestle предусматривает активное сотрудничество, взаимодействие и обмен опытом сотрудников не только из разных областей деятельности компании, но и из всех стран как ближнего, так и дальнего зарубежья", - поясняют в Nestle. В Unilever сообщили, что ежегодно количество "варягов" составляет приблизительно 10% от всего менеджерского состава компании в РФ, на Украине и в Белоруссии. "В российской PepsiCo работают более двадцати иностранцев, в основном на управленческих позициях. Эти топ-менеджеры имеют значительный опыт работы в PepsiCo, хорошо знают специфику международного рынка и могут многое привнести в работу российской команды. Привозить в Россию иностранных менеджеров достаточно дорого, поэтому, как правило, экспатов приглашают только на позиции высшего звена", - поясняет Анна Урнова, вице-президент по персоналу "PepsiCo - Россия".


Обособленная жизнь

Почти каждый западный менеджер, прибывший в РФ, рассказывает о том, что Россия - гостеприимная страна и что приехал он сюда, дабы узнать что-то новое. Тем не менее приехавшим сюда приходится непросто. Хотя компания, как правило, и помогает иностранцу с арендой жилья, выбор места жительства остается за ним. Многие из экспатов предпочитают селиться компактно, а их жизнь в Москве остается весьма обособленной от "аборигенов". "Возможность общаться с другими людьми, которые так же, как и мы, приехали из другой страны, очень важна, особенно для моей супруги, оставившей свою работу в Голландии в связи с переездом", - рассказывает Марк Шредер, генеральный менеджер по продуктам питания PepsiCo. Когда голландцу Шредеру предложили приехать в Россию, первой реакцией был шок, но после того, как компания свозила его с семьей в ознакомительную поездку в Москву, супруги решили, что новый опыт будет им интересен. Без языка в Москве всегда было проблематично. "Только сейчас становится полегче, язык уже многие знают", - отмечает Даррелл Стэнфорд, бывший управляющий директор CB Richard Ellis Noble Gibbons в Москве. Он полагает, что никакого сформировавшегося рынка товаров и услуг для иностранцев, живущих и работающих в России, нет.

Исключение - рынок недвижимости. "Более 40% высокобюджетной аренды коттеджей и таунхаусов приходится на долю зарубежных граждан, временно проживающих в Москве. Самым "иностранным" поселком Московского региона является коттеджный поселок Покровские Холмы", - говорит Дмитрий Цветков, директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty. Его строила специально для иностранцев (сотрудников посольств и международных корпораций) американская девелоперская компания Hines, потом, в 2006 г., его владельцем стала AIG Global Real Estate, принадлежащая страховому гиганту AIG, позже, в 2008 г., поселок стал первым приобретением фонда Goldman Sachs - управляемая инвестбанком группа фондов Whitehall Street Real Estate Funds купила Покровские Холмы за $300 млн.

Hines сохранила за собой статус управляющей компании поселка. Менялись ли с 2008 г. владельцы поселка, в компании сообщить отказались. Считается, что количество иностранцев-экспатов, живущих и работающих здесь, составляет от 80 до 95%. Находятся Покровские Холмы в 13 км от Кремля, рядом с Химкинским водохранилищем и парком Покровское-Глебово. Таунхаусы для своих сотрудников здесь арендуют посольства США, Канады, а также Nestle, Shell, Procter-and-Gamble, Philips, Samsung, IKEA, DHL, PepsiCo, Morgan Stanley и др.


Привыкли доверять

Все западные корпорации в один голос уверяют, что своих иностранцев специально компактно не заселяют, предоставляя им выбирать, где снять квартиру. Корпорации лишь финансируют аренду жилья, где бы оно ни было выбрано. В случае с Покровскими Холмами аренда таунхауса будет стоить от $10 000 в месяц. Дарелл Стэнфорд почеркивает, что центром притяжения является не столько качество жизни в поселке, сколько англо-американская школа, расположеннная неподалеку. Она полностью аккредитована Ассоциацией школ и колледжей Новой Англии и Советом международных школ. Вокруг школы складывается и спортивная жизнь многих экспатов - здесь есть бейсбольный клуб и многое другое.

"Отечественные бизнесмены предпочитают строения попросторнее и поновее. Для иностранцев первостепенное значение имеет месторасположение недвижимости: недалеко от работы и центра города. Слово "Рублевка" для них ничего не значит, - рассуждает Дмитрий Цветков. - Иностранные клиенты, будучи людьми практичными, при выборе места жительства всегда отдавали предпочтение тем поселкам, которые отличались не только качеством строительства, богатой инфраструктурой, но и близостью к школам, где могли бы обучаться их дети". Хотя иностранцы и практичные, но, как известно, слишком уж доверчивые. "За четыре года, которые я в России, мы с семьей меняли дом четыре раза. Первый раз арендовали коттедж в поселке Чайка (недалеко от Покровских Холмов), застройщик сообщил нам, что можно переезжать, что все будет готово, однако, когда мы переехали, воды в доме так и не было. Мы-то привыкли доверять", - рассказывает топ-менеджер одной из крупнейших западных компаний в России. Жить пришлось в отеле, а позже арендовали новый дом. Впрочем, Чайка также считается одним из излюбленных мест иностранцев, в советские времена здесь располагался пансионат, где отдыхали партийные деятели, стоит даже некий "ленинский домик", где вождь пролетариата встречался с Инессой Арманд. Считается, что именно пролетарская экзотика привлекает к самому скромному в Чайке строению иностранных топ-менеджеров, готовых выложить за проживание в "ленинском" коттедже в полтора раза больше обычной цены. Хотя назвать местное население монолитным, а поселок закрытым и иностранным было бы неверно.

Более монолитный состав в поселке Росинка, построенном Rosinka International Group, он расположен в 10 км от МКАД по Пятницкому шоссе. Стоимость аренды здесь начинается от $12 000. В нем одновременно проживают 360 семей из более чем тридцати стран мира. "Поселок построен в стиле классического американского пригорода: небольшие домики, дорожки, тротуары, цветники. Прямо на территории расположены Британская международная школа и Европейский медицинский центр, что, безусловно, является магнитом притяжения для иностранных граждан", - поясняет Дмитрий Цветков.

Любопытно, что периодически администрациям Росинки и Покровских Холмов приходиться решать задачу утилизации мебели. Дома сдаются полностью пустыми, так как новым хозяевам интересно обставлять их специально под себя, и после каждого постояльца у администрации остается комплект икеевской мебели и посуды, нередко, уезжая, иностранцы не берут с собой часть одежды и пр. Все это раздается кому-нибудь, например направляется на благотворительность в местную управу.


Без "аборигенов"

Бизнес коттеджных поселков, ориентированных на иностранцев, в принципе успешен, при своей немалой цене объекты не простаивают, а передаются из рук в руки. "Вообще, этот бизнес мог бы быть куда прибыльней. В Покровских Холмах можно было бы с высокой маржей продать все апартаменты. При этом концепт комплекса постепенно деформировался бы, возможно, его покинули бы посольские, но ведь так всегда было: Канны раскрутили магнаты, звезды кино и шоубиза, наследные принцы и прочие селебрити, а теперь это масс-маркет", - отмечает Георгий Дзагуров, генеральный директор Penny Lane Realty. Однако владельцы комплекса, его управляющая компания предпочитают не идти по пути извлечения максимальной прибыли. И им вовсе не безразлично, как посмотрят на их поведение в посольстве США, Госдепартаменте. Когда проект "Покровские Холмы" переходил из рук в руки, местные покупатели вообще не рассматривались, так как концепция должна была сохраниться.

Интересно, что повышение ставок аренды собственникам приходится согласовывать с посольствами, сотрудники которых проживают в Покровских Холмах.

Новых инвестпроектов, связанных со строительством поселков для иностранцев, нет, российские строительные компании вообще редко занимаются отделкой (а сдавать ведь нужно абсолютно готовые к проживанию дома), делать это часто не умеют. "Я бы вообще ожидал, что строители новых ЖК примут к сведению тот факт, что после заселения квартиры дорожают на 30% и более, то есть через создание доходного дома девелопер может начать реализацию уже заселенного и обжитого объекта, не отдавая эту маржу на откуп покупателям квартир на первичном рынке. Однако дефицит налицо, и рынок таков, что наши строители продолжают продавать на уровне котлована, без будущей отделки", - говорит Георгий Дзагуров.

Впрочем, вопрос, а есть ли рыночная ниша, открыт. Поселки предоставляют возможность экспатам жить обособленно, в школы рядом с поселком с трудом пускают "аборигенов", сложно попасть и в местный детский сад, частная жизнь "варягов" неплохо охраняется. Однако многие иностранцы хотят жить в центре, им важны театры, музеи и прочее - в культурной жизни они участвют очень активно. Экспаты часто арендуют квартиры в районе Чистых Прудов (ставка от $8000 в месяц), селятся здесь обычно французы, так как здесь имеется французская школа. Квартиры нередко снимаются и в Покровском-Глебово - там больше англичан, канадцев и американцев. Далее, по подсчетам Penny Lane Realty, по популярности следуют районы Арбата и Патриарших Прудов, а на последнем месте Хамовники - из-за наличия парков и зеленых зон.


Где можно встретить иностранца

Любопытно отношение иностранцев, приезжающих работать в РФ, к российским магазинам. "Ходить по магазинам поначалу было очень сложно, в этом никто не помогал", - подчеркивает Марк Шредер. Обычно, когда иностранцы только приезжают в Россию, за покупками они ездят в Stockmann, там и продукты закупают. Универсам с мировым брендом, понятный им формат, ради этого "варяги" готовы ехать на МКАД в "Мегу", где обосновался ритейлер. Только потом, обжившись, они осваивают местные сети, где, разумеется, дешевле. Среди ресторанов и кафе экспаты тоже стараются найти мировые бренды. "Первое заведение, куда пошли, - T.G.I. Friday's, - вспоминает Марк Шредер. - Однако потом туда больше не ходили и предпочли местные заведения, где еда пришлась по вкусу. Сейчас во многих ресторанах есть меню на английском". Рестораторы говорят, что одно из облюбованных экспатами мест - ресторан "Мари Vanna". Это проект компании Ginza, который создавался специально для зарубежных туристов: основа антуража - советский быт, в предбаннике гардеробщик в тренировочных Adidas. Среди других излюбленных мест - бар "Луч" на "Спортивной", ресторан William's, такие модные заведения, как "Стрелка", "Белка" и пр.

Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании Rescon, поясняет, что менеджерам-экспатам интересны все заведения знакомых им форматов, например кофейни, просто персонал должен хоть как-то говорить на английском языке. Даррелл Стэнфорд полагает, что как такового рынка для иностранцев, работающих в России, нет. Имеются, пожалуй, только аудиторские услуги, налоговые консультанты помогают составить декларации. К таким можно отнести Ernst-and-Young. Есть кадровые агентства, но, к примеру, в банковской сфере, по мнению самих экспатов, спецуслуги не развиты. Рекламщики тоже нишу особо не освоили, кроме рекламы в англоязычных газетах, особо ничего и нет. Скорее всего, и развиваться рынок не будет, просто российский бизнес станет осваивать английский. "Сейчас с этим уже лучше, чем раньше", резюмирует Даррелл Стэнфорд.


Костав Дей, руководитель экспертной команды по развитию персонала Unilever в России, Украине и Белоруссии:

"Я получил прекрасную возможность приехать сюда и поработать в новой, интересной для меня экономической системе. Доход здесь получается сравнимый с тем, что можно получать в Индии, но открывается больше возможностей для построения карьеры".


Крис Роджерс, директор по работе с иностранными клиентами агентства Grayling Eurasia:

"Я приехал в Россию ради двух вещей - работы и новых впечатлений. Конечно, я начал получать больше денег, хотя и количество обязанностей возросло. Вести в России бизнес проще, если, конечно, найдешь нужную нишу. В России с точки зрения инфраструктуры и быта сложнее адаптироваться, чем во многих других странах. Я лондонец, представитель большого города, который тоже не монолитен. Но здесь, в Москве, другой ритм, что очень привлекает".


Еще по теме