Top.Mail.Ru
рынки

Далекие и близкие

Кратный рост поставок транспортных средств из Китая вдвое перекрыл падение импорта автомобилей из ЕС. Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press Кратный рост поставок транспортных средств из Китая вдвое перекрыл падение импорта автомобилей из ЕС. Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Слишком быстрый разворот российской экономики на Восток может принести не только выгоды, но и проблемы. Резкие экономические маневры требуют не только мастерства администраторов, но и объективной оценки обстановки, уверен Дмитрий Прокофьев экономист, автор telegram-канала «Деньги и песец». 

Экономики на новых орбитах

Планеты притягиваются друг к другу пропорционально их размерам и близости, объяснял Исаак Ньютон. То же самое происходит со странами, точнее — с экономиками разных стран, объяснял голландский экономист Ян Тинберген, первый лауреат премии имени Альфреда Нобеля по экономике.

Как гравитация может действовать в экономике? Если коротко, идею Тинбергена можно сформулировать так: экономики двух стран взаимодействуют (торгуют) друг с другом прямо пропорционально своему размеру (то есть ВВП) и обратно пропорционально расстоянию между собой.

Чем больше экономика, тем — при прочих равных условиях — у нее больше товарооборот внешней торговли со всеми другими странами. При этом с географически соседними странами торговля идет гораздо активнее, чем с удаленными странами с экономикой такого же размера.

Почему так происходит? Во-первых, крупнейшие экономики обладают огромными рынками сбыта. Для компаний-экспортеров из других стран это предоставляет великолепные возможности для увеличения производства и роста прибыли. Малые экономики в отдельности таких возможностей не дают.

Во-вторых, если для малых экономик крупнейшие экономики — основные торговые партнеры, то для крупнейших экономик малые и даже крупные экономики — лишь относительно небольшая доля в их товарообороте.

Почему это важно для изучения экономических отношений между странами, экономика которых не только значительно отличается своими размерами?

Потому что с точки зрения теории гравитации потеря рынка крупнейшей экономики в результате разрыва торговых связей — большой удар для менее крупных экономик как в целом, так и для их отдельных компаний. Потеря локального рынка небольшой экономики для крупнейшей экономики и ее компаний — неприятность, но не беда. В результате возникает асимметрия: для небольших экономик гораздо важнее поддерживать и развивать экономические связи с крупнейшими, чем крупнейшим — с небольшими.

Прежде чем ответить на вопрос о перспективах российско-китайских экономических отношений с точки зрения теории гравитации, необходимо оценить масштабы такого взаимодействия.

Ресурсы в обмен на технику

В настоящее время Китай стал основным источником замещения выпадающего импорта, в первую очередь из ЕС, который был крупнейшим поставщиком на российский рынок. В 2023 году товарооборот России и Китая установил исторический рекорд.

Согласно данным Главного управления таможни (ГУТ) Китая, товарооборот превысил $240 млрд. Это рекордный показатель для двух стран за все время сотрудничества. По сравнению с 2022 годом, который тоже был рекордным (как, впрочем, и 2021-й), рост превысил 26 %.

Импорт из России в КНР за 2023 год возрос на 12,7 % — до $129,14 млрд, экспорт из Китая в РФ увеличился на 46,9 % и составил $110,97 млрд. Таким образом, долю Китая в российской торговле по итогам 2023 года можно оценить в 32 %, в импорте — в 41 %, а в экспорте России — в 26 %.

РФ экспортирует в Китай преимущественно энергоресурсы, металлы, древесину, сельскохозяйственную продукцию и морепродукты. По итогам 2023 года РФ поставила в КНР 107 млн тонн нефти — на 24 % больше, чем в 2022 году, что позволило России выйти на первое место по поставкам этого энергоносителя в КНР. В стоимостном выражении импорт нефти из России в КНР составил $60,6 млрд. Кроме того, Китай является крупнейшим покупателем российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

Согласно обзору федерального агентства «Агроэкспорт», объем взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем в стоимостном выражении в 2023 году вырос на 33,9 % и составил $11,1 млрд.

Россия поставила в КНР 9,4 млн тонн сельхозпродукции, что в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Доля Китая в общем экспорте российских сельскохозяйственных товаров составила 20,4 %, в стоимостном выражении рост на 44,1 %, до $8,8 млрд. Основными экспортными продуктами в КНР были мороженая рыба (18 %), рапсовое масло (17 %), ракообразные (13,9 %), подсолнечное масло (10,5 %) и соевые бобы (7,8 %). Китай покупает в России также мясо птицы, говядины, овес, гречку, семена льна и льняное масло. В последние пять лет был значительно увеличен объем экспорта российского меда, шоколада, пива и мороженого.

В первом полугодии 2024 года экспорт российских товаров в Китай увеличился на 4 % по сравнению с показателем аналогичного периода 2023-го, до $65,2 млрд. Больше всего в январе — июне 2024 года. Китай импортировал минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки: на общую сумму $50 млрд против $47 млрд годом ранее.

Однако период бурного роста российского экспорта в Китай из-за переориентации поставок нефти и угля с недоступных для России рынков завершился, говорится в «Мониторинге экономической ситуации в России» № 5 (180) 2024 года, подготовленном Институтом экономической политики.

В первые 7 месяцев 2024-го импорт российской сырой нефти Китаем продолжил расти, достигнув $37,34 млрд (+14,5 % к аналогичному периоду 2023 года) при объеме 62,58 млн тонн (+3,2 %). Доля российской нефти на китайском рынке увеличилась до 19,3 % (+1,1 п. п.). Импорт российских легких дистиллятов Китаем составил $1,39 млрд (+54 %) при объеме 1,99 млн тонн (+29,2 %), что позволило нарастить долю в китайском импорте до 27,4 % (+6,5 п. п.). Поставки тяжелых дистиллятов сохранились на прежнем уровне: $3,44 млрд (+3,6 %) и 6,56 млн тонн (–4,1 %), но их доля в китайском импорте несколько уменьшилась — до 27,9 % (–3,3 п. п.).

Импорт российского угля сократился до $6,19 млрд (–33,8 %) при снижении вывоза до 50,9 млн тонн (–15,2 %), а его доля в китайском импорте в физическом выражении составила 26,5 %, потеряв 10,0 п. п. за год. Импорт сжиженного природного газа из России уменьшился до $2,54 млрд (–16,7 %) при объеме 4,42 млн тонн (–3,3 %), что привело к снижению доли на китайском рынке до 6,7 % (–1,0 п. п.). Поставки трубопроводного газа из России продолжили расти, достигнув $4,69 млрд (+19,0 % к аналогичному периоду 2023-го).

УгольРоссия гораздо более зависима от Китая, ведь российские сырьевые товары легко замещаемы. А вот китайские промышленные товары в условиях санкций заменить будет очень трудно. Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Берегись автомобиля

Импортируются же из Китая преимущественно легковые и грузовые автомобили, бытовая электроника, экскаваторы, микропроцессорные блоки, одежда, обувь и товары широкого потребления.

Кратный рост поставок группы «транспортных средств» из Китая вдвое перекрыл падение импорта автомобилей из ЕС. Рост поставок из Китая в июле 2023 —июне 2024 года составил $23,6 млрд, превысив за эти 12 месяцев на $19,4 млрд объемы 2021 года. Такой рост связан как с эффектом отложенного спроса из-за низких значений совокупного импорта в 2022-м, так и со снижением выпуска автомобилей в России из-за проблем с поставками импортных комплектующих.

Для китайских производителей автомобилей Россия является крупнейшим экспортным рынком. В 2023 году Китай продал в Россию 909 тыс. автомобилей на 91 млрд юаней. Для сравнения: суммарный китайский экспорт автомобилей на важнейшие западные рынки (Бельгия + Австралия + Великобритания + Испания) составил 784 тыс. единиц на 78,4 млрд юаней.

По итогам первого полугодия 2024 года в России было продано 719 тыс. новых легковых автомобилей, при этом в июне более 60 % продаж пришлось на китайские бренды, а топ-10 марок заняли 70 % рынка. 9 из 10 наиболее продаваемых марок автомобилей на российском рынке — китайские. Верхнюю строчку такого рейтинга традиционно занимают автомобили «АВТОВАЗа», а остальные девять позиций заняли марки из Поднебесной, при этом они контролируются всего четырьмя компаниями. Стоимость нового китайского автомобиля, продаваемого в РФ, по данным Российской ассоциации автомобильных дилеров, достигла 3,8 млн рублей. По итогам июня 2024 года китайские автомобили заняли почти 62 % рынка РФ — и это рекорд, сообщал «Автостат».

При этом, как отмечал Банк России в докладе «Региональная экономика: комментарии Главных управлений Банка России, № 21», китайские компании доминируют на российском рынке не только легковых, но и грузовых автомобилей:

«Основной рост продаж в этом сегменте (средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей — MCV и HCV) приходится на продукцию китайского производства. Китайские грузовики стремительно расширяют свое присутствие на российском рынке, сумев быстро заместить ушедшую из-за санкций „большую европейскую семерку“ (DAF, Iveco, MAN, Volvo, Renault, Scania и Mercedes). По сообщениям автодилеров, экспансия грузовых автомобилей из Китая на российском рынке связана как с недостаточным предложением грузовиков отечественных марок, так и с отдельными конкурентными преимуществами китайской продукции».

У китайской экспансии на рынок РФ есть два главных эффекта. Первый очевиден — россияне субсидируют китайский автопром через завышенные цены. Второй эффект — поскольку конкуренция с западными производителями на этом рынке минимальна, китайские производители могут поставлять на рынок РФ все что хотят и обкатывать на российском потребителе технологию.

Но есть и другие эффекты. Так, массовый перевод таксопарка России на автомобили китайского производства приведет к дальнейшему росту цен на таксомоторные перевозки — они часто ломаются, считает доцент кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов.

При наличии отсутствия денег

Таким образом, российская модель внешней торговли не поменялась («ресурсы в обмен на все остальное»), но снизилась конкуренция на рынке сбыта (раньше было больше потенциальных покупателей), так что сейчас в торговом партнерстве РФ — КНР, очевидно, доминирует китайская сторона.

Происходит это потому, что для Китая Россия является менее значимым партнером по товарообороту — около 4 % в 2023 году, при этом на российские товары пришлось 5,1 % всего китайского импорта, а на российский рынок сбыта — 3,3 % китайского экспорта. Лидирующие позиции в товарообороте Китая прочно занимают ЕС (13,2 %), США (11,2 %), Япония (5,4 %), Южная Корея (5,2 %), Тайвань (4,5 %) и Австралия (3,9 %).

Учитывая доли в товарообороте и более высокую степень замещаемости сырьевых товаров по сравнению с промышленными, можно говорить, что зависимость Китая от поставок промышленных товаров из развитых стран значительно превосходит его зависимость от импорта российского сырья.

Это повышает возможности использования вторичных санкций для ограничения взаимной торговли Китая и России, особенно в случае санкций против отдельных компаний, отмечают экономисты А. Ю. Кнобель (зав. лабораторией международной торговли Института Гайдара) и А. С. Фиранчук (Центр исследований международной торговли РАНХиГС).

О растущих рисках в торговле РФ и Китая предупреждал и Банк России в своем «Обзоре финансовой стабильности» от 29 мая 2024 года (еще до введения санкций в отношении Мосбиржи): «Снижение остатков российских банков на корсчетах в иностранных банках сопровождалось ростом кредитования корпоративных клиентов в юанях и периодическим обострением ситуации с юаневой ликвидностью. В результате в отдельные дни (в конце и начале месяца) на рынке валютных свопов наблюдались эпизоды нехватки юаневой ликвидности. Банк России принял решение в дни пикового спроса на юани расширять свой лимит по однодневному свопу с 10 до 20 млрд юаней. Хотя юань стал основной иностранной валютой в России, рынок валютных свопов с юанем носит локальный характер. В силу валютных ограничений в Китае и рисков вторичных санкций китайские банки не могут выполнять функции провайдеров юаневой ликвидности», — предупреждал финансовый регулятор…

Предупреждение ЦБ РФ оказалось своевременным. Буквально через два месяца после введения санкций в отношении Мосбиржи на рынке возник дефицит юаней.


Справка:
Валютные свопы позволяют импортерам обменивать одну валюту на другую на определенный период, после которого происходит обратный обмен по предварительно установленному курсу. Импортер заключает соглашение со своим финансовым партнером о свопе валют на определенный срок. На начальной дате импортер получает иностранную валюту, а на конечной дате возвращает ее, получая обратно свою изначальную валюту.


Для внешнего наблюдателя неплохим индикатором состояния российско-китайских банковских отношений является спред между юаневыми ставками внутри России (RUSFAR CNY) и в Китае (SHIBOR), объяснял главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков.

Логика здесь простая:

  • при высоком уровне отношений крупные банки поддерживают спред между стоимостью юаней в России и Китае небольшим и стабильным,

  • в условиях снижения уровня корреспондентских отношений спред растет и становится более волатильным — нет достаточно смелых желающих заниматься его выравниванием между денежными рынками Китая и России.

Поведение спреда отражало состояние корреспондентских отношений: спред вырос в 2023-м с 0,7 п. п. до заявления Казначейства США о готовности вводить вторичные санкции 12 декабря 2023-го до 1,7 п. п. в первом полугодии 2024 года и до 4,8 п. п. после внесения Национального клирингового центра в санкционный список.

Разговор о создании «альтернативной» системы платежей, которая продолжит функционировать, даже если на страну-участника наложат (некоторые) санкции, связан вот с какой проблемой: такая система нужна РФ, возможно, еще нескольким странам. Но она совершенно не нужна Китаю. Это не означает, что Китай не хотел бы иметь альтернативную платежную систему! Но не в формулировке «такую систему, которая продолжит действовать после введения санкций», поскольку Китай не хочет «садиться под санкции». И он не планирует жить при санкциях и не планирует сдерживать свое развитие санкциями. Ничто не указывает на то, что Китай одержим желанием «жить при санкциях», что он готов создавать дополнительные риски для своей экономики. Его модель развития и интерес — совершенно другие. Поэтому «альтернативная система расчетов», возможно, и будет создана. Но отталкиваться идея этой системы будет от вопроса — «кто ключевой бенефициар ее создания», а не от вопроса «давайте поссоримся с США». «Система платежей», основной функцией которой является устойчивость к давлению со стороны США и их союзников, Китаю не нужна.

Тем временем в середине октября на Урале был оформлен первый бартерный контракт между российской и китайской компаниями, о чем рассказала пресс-служба Уральского таможенного управления. В рамках сделки российская сторона получила непродовольственные товары (бытовую технику, стройматериалы и т. д.). В Китай были отгружены семена льна на эквивалентную сумму. «Бизнес начал использовать бартерные сделки во внешней торговле. Это одна из альтернативных форм взаиморасчетов в нынешних реалиях, применяемых участниками внешнеэкономической деятельности. Очевидный плюс таких сделок заключается в минимизации валютно-финансовых рисков вплоть до их полного устранения при равноценном обмене товаров. Во-первых, колебания курсов валют не влияют на эффективность сделки. Во-вторых, не возникает проблем из-за задержек платежей или отказа банков от проведения транзакций», — отметил начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов.

Что можно сказать о такой сделке: китайцы поставили в РФ предметы 3–5 переделов (товары конечного потребления — бытовая техника и прочее), а россияне в Китай — сырье. Семена льна в Китае превратятся в масло и будут проданы в разы дороже. Продавцу льна надо теперь искать — кто и за сколько у него купит китайскую бытовую технику и стройматериалы.

Неясно, как определялись цены. С учетом устойчивого роста курса юаня по отношению к рублю валютные риски, скорее всего, оказались на российской стороне. Отдельно стоит напомнить, что бартер — это проблема для ФНС, которой надо контролировать и ценники, и валютные курсы. Так что бартер — так себе причина для радости.

Цена вопроса

Таким образом, мы видим, что если для российской экономики взаимодействие с Китаем критично, то для Китая ситуация выглядит совершенно иначе. Насколько вероятно, что эта ситуация изменится и Китай, соблазнившись возможностью приобретать российские ресурсы на максимально выгодных для себя условиях, пойдет на масштабное расширение отношений с Россией — рискуя, однако, ухудшением своих отношений с другой половиной мира?

Ответ на такой вопрос — что произойдет, если вместо единого мирового рынка появятся два независимых друг от друга блока, «США — Европа» и «Китай» (РФ будет сырьевым поставщиком для Китая), отказывающихся торговать друг с другом? — искали экономисты МВФ в исследовании Geoeconomic Fragmentation and Commodity Markets, опубликованном в октябре 2023 года.

Полное прекращение торговли сырьем между блоками будет означать серьезное изменение цен — рост или снижение в зависимости от того, больше этот блок потребляет или поставляет конкретный вид сырья (в одном блоке определенного ресурса может сильно не хватать, а в другом, наоборот, он может быть в избытке).

Плохая новость — нефть и газ не подорожают, а подешевеют примерно на 25 %. Дело в том, что сейчас все вместе страны «китайского блока» производят нефти и газа больше, чем потребляют. Поэтому в случае мирового раскола сырьевого рынка энергоресурсы в «китайском» блоке подешевеют, а в «американском» — подорожают.

Подорожает уголь — примерно на 10 %, но на него приходится только 4 % экспорта РФ. В полтора раза вырастут цены на железную руду, медь, кобальт, свинец, никель, марганец, но все вместе взятые эти товары составляют порядка 1 % от экспорта РФ (по данным на 2021 год).

Другими словами, такая ситуация будет означать дальнейшее углубление зависимости экономики РФ от китайского покупателя, а российской стороне придется в прямом смысле слова менять нефть на китайские товары.

При этом, как замечал по этому поводу профессор Института экономики и финансов Einaudi (EIEF) Константин Егоров, «китайские товары сейчас несравненно лучше китайских товаров 20 лет назад, а в будущем многие из них могут оказаться лучше западных. Проблема в том, что, во-первых, многие из россиян могут просто не дожить до этого времени, а во-вторых, перспективы самого Китая оказываются значительно хуже при снижении международной торговли…»

Возможно, Китай больше других выиграл от глобализации, став крупнейшим поставщиком товаров на мировые рынки, — многие отрасли пользуются преимуществами возрастающей отдачи от масштаба: чем больше завод производит конкретного товара, тем лучше и дешевле у него это получается.

Однако «… при разделении мира пополам китайский рынок многих товаров будет самым большим. Но сам Китай потеряет доступ к другой половине мира, и можно ожидать, что качество многих китайских товаров ухудшится, а цены вырастут, что негативно скажется на потребителях», — объясняет Константин Егоров.

А что же дальше?

Теория гравитации «подсказывает», что для Китая развитие внешней торговли с Россией — важно, но российский рынок не такой большой, как европейский или американский. Поэтому поддержание и развитие внешнеторговых отношений с Евросоюзом и США при прочих равных условиях останется для Китая приоритетом. Таким образом, Россия может быть больше заинтересована в Китае, чем Китай — в России. Что касается других экономик Восточной Азии и Тихоокеанского региона, то и экономически, и географически они сильно притягиваются к Китаю. Россия вряд ли может рассчитывать занять ведущее место в их внешней торговле.

Но в настоящее время, в текущих политических условиях, и в ситуации санкционных ограничений правительство России не видит альтернативы, кроме как еще более активно развивать экономические связи с Китаем, в том числе строя новые транспортные коридоры и выстраивая логистику внешней торговли, тем самым «сокращая» расстояние между экономиками двух стран. В то же время развитие торговли России с такими крупными странами азиатского региона, как Турция, Индия, Иран, Индонезия, Вьетнам, по своим макроэкономическим эффектам будет уступать «китайскому пути». Страны ЕАЭС и Средней Азии также все сильнее будут встраиваться в китайские внешнеторговые и производственные цепочки, что усилит экономическое влияние Китая на регион в целом.