Top.Mail.Ru
$ 60.53
£ 68.01
¥ 42.00
 61.50
 8.56
Нефть WTI 88.65
GOLD 1711.05
РТС 1044.82
DJIA 29926.94
NASDAQ 11073.31
BTC/USD 19998.00
рынки

Дефицит запчастей взвинтил цены на страховки

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ / Legion-Media

Нарушение логистических цепочек обернулось для авторынка дефицитом запчастей. В новых реалиях страховщики и СТО будут отдавать предпочтение ремонту запчастей, а не их замене на новые, отмечают игроки рынка. Для конечного потребителя сложившаяся ситуация обернется повышением цен на каско и ОСАГО. 

По оценке управляющего директора по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергея Демидова, рынок ждет спад в пределах 10% (а в первом полугодии — до 15%). Главная причина — катастрофическое падение продаж новых кредитных автомобилей, вызванное их дефицитом и недоступностью кредитов. «Проникновение каско в этом сегменте приближалось к 100%, поэтому проблемы с новыми авто особенно ощутимы на рынке. Сейчас есть рост спроса на каско со стороны владельцев авто с пробегом и на «дострахование» автомобилей до новой рыночной стоимости, но он перекроет падение продаж в сегменте новых авто только частично», — говорит Сергей Демидов.  

Тем не менее ухода игроков именно с рынка каско Сергей Демидов не ожидает. «Скорее, можно ожидать проблемы с платежеспособностью у некоторых мелких страховых компаний по всем видам, а не только по каско. Причина — беспрецедентный за последние 20 лет рост объема выплат. Поэтому, вероятно, скоро произойдет ряд сделок по поглощению таких игроков крупными страховщиками», — дает прогноз эксперт.  

Аналогичного прогноза придерживаются и в «РЕСО-Гарантия». Павел Яковлев, старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования не исключает закрытия именно небольших компаний. 

«Эта тенденция продолжается уже несколько лет. Остаются только финансово устойчивые страховщики с диверсифицированным портфелем», — пояснил Яковлев.

Игрокам рынка необходимо будет перестраивать свои бизнес-процессы в соответствии с новыми реалиями. А те, кто не сможет этого сделать, вынуждены будут его покинуть, добавляет заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхование» Андрей Бурлак.

«В текущей ситуации сложно что-либо прогнозировать по наличию запасных запчастей по причине нарушения логистических цепочек. Однозначно можно сказать, что страховщики и СТО будут отдавать предпочтение ремонту запчастей, нежели их замене на новые. Текущие технологии ремонта поврежденных элементов находятся на высоком уровне и позволяют качественно выполнить ремонт поврежденного авто», — сказал он в беседе с «Компанией».

Что страхуют россияне?

Автостраховщики отмечают устойчивые тренды:
  • владельцы авто с пробегом более охотно оформляют договоры, а страховые компании готовы принимать на страхование даже автомобили 2007 года выпуска;

  • ряд корпоративных клиентов готов заключать договор каско только на условии, что страховая компания сможет обеспечить именно ремонт, а не выплату компенсации деньгами;

  • клиенты активно оформляют опцию по увеличению страховой суммы до реальной рыночной, которой хватит на покупку аналогичного автомобиля. 

Как подорожают автостраховки? 

Пока стоимость восстановительного ремонта увеличилась в среднем на 12–15%. Но рост продолжается, и запасы запчастей по «старым» ценам заканчиваются. С учетом того что корзина запчастей подорожала в среднем на 32%, а доля расходов на запчасти в стоимости ремонта после ДТП составляет около 60–70%, тарифы каско увеличились в среднем по рынку на 25–30%. 

По словам Сергея Демидова, это не единственная проблема: теперь для страховой компании мало отправить автомобиль на станцию для ремонта, нужно еще и обеспечить наличие запчастей, при необходимости — подобрать станцию на замену, отрегулировать вопросы с доплатами за подорожавшие уже после всех согласований запчасти.

Рынок каско традиционно следует в фарватере автомобильного рынка, но с некоторым временным лагом, говорит «Компании» начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков.

«Если в марте-апреле мы видим 30% падение продаж новых машин, то аналогичные тенденции проявятся в каско в июне-июле. А так как веских оснований к слому тренда в ближайшем будущем не наблюдается, то по итогам года прогноз по добровольному автострахованию весьма негативный. Основные проблемы касаются дефицита запасных частей. Поставки деталей по ушедшим брендам резко нарушились, а цены на те складские запасы, которые успели сформировать дилеры, подскочили в разы», — сказал эксперт.

По его словам, некоторое время привычный формат взаимоотношений в треугольнике «клиент – страховщик – дилер» сохранится за счет инерции. Но уже сейчас ведутся дискуссии, как модифицировать возмещение в форме ремонта, в том числе с помощью неоригинальных или даже восстановленных деталей.

Как отметил Попков, тарифы на каско, в целом по рынку выросли на 10-40%. Если к этому еще прибавить повышение цен на новые машины, то общее подорожание в рублях уже достигает 80%. Это вызывает падение спроса со стороны страхователей. Они все чаще отказываются от полноценного каско с полным пакетом рисков в пользу программ с усеченным покрытием.

Что касается ОСАГО, то инициатива мегарегулятора рассчитывать цену ремонта по полисам на основе данных о цене аналогов «родных» запчастей позволит сдержать рост стоимости. Но при оценке убытка важно учитывать стоимость запчастей аналогичного качества, тогда компенсация будет достаточной. Если оригинальных запчастей просто нет на рынке или они в дефиците и из-за этого продаются по завышенной цене, альтернатива такому решению малореальна, заключил Попков.

Еще по теме