Top.Mail.Ru
архив

Деньги без границ

Системы денежных переводов в России вступают в период жесткой борьбы за клиента. Западные «варяги» душат конкурентов, запрещая банкам с ними работать. Доморощенные системы науськивают на западников МАП и от души демпингуют. Игра стоит свеч. Ведь речь идет о рынке, объем которого достигает $10 млрд.

 

Благодаря денежным переводам купюры преодолевают расстояния, государственные границы и миграционные законы. Для России, которая и сама по себе не мала (при том, что нормальные деньги можно заработать, как правило, либо в столице, либо где-нибудь на северных приисках или буровых), да еще становится центром притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья, вопрос свободного и безопасного перемещения личных капиталов более чем актуален.

Не случайно западные системы денежных переводов – WesternUnion (WU) и MoneyGram (MG) – оказались в России гораздо популярнее, чем у себя на родине. В большинстве развитых стран потребители ограничиваются банковскими переводами. Тем более что тарифы, которые тамошние банки взимают за соответствующую услугу, примерно в три-четыре раза ниже тех, что устанавливают их российские коллеги. В России же, если вы переводите деньги через банк, у вас могут потребовать предоставить документы, объясняющие цель операции.

А ведь, по свидетельству представителей WesternUnion и MoneyGram, главный потребитель их услуг – гастарбайтер, стремящийся переправить свой заработок на родину. В стране пребывания у него «ничего личного – только бизнес». Даже справка о регистрации иногда не совсем подобающим образом оформлена. Надо ли говорить, что жесткие требования банка могут поставить такого клиента в тупик. Либо вынудить воспользоваться какой-то нелегальной системой денежных переводов – вроде индийской hawalla (кстати, в переводе с хинди этот термин обозначает «ссылка»). Поэтому, оценивая емкость российского рынка денежных переводов в $5 млрд – $10 млрд, собеседники «Ко» отмечают, что суммы того же порядка перевозятся «вручную» представителями национальных диаспор.

 

Вам перевод от тети Хаи

 

Гастарбайтеры, зарабатывающие в России, в подавляющем большинстве люди простые и бесхитростные. Они, особенно уроженцы южных республик бывшего СССР, не без труда изъясняются по-русски, по любому спорному поводу стараются достучаться до «вашего самого главного» и при этом не всегда церемонятся в выражениях. Для них очень важно, чтобы банковские служащие говорили понятно и по-человечески вникали в их личные проблемы.

По словам директора департамента денежных переводов «Юнистрим» Сурена Айрияна, такие церемонии «стоят свеч», поскольку являются психологическим конкурентным преимуществом перед забюрократизированными западными структурами.

Для этих клиентов очень важна дешевизна системы денежных переводов. Акцента на срочности поступления денег они не делают. Внешний антураж пункта обслуживания им вообще безразличен.

Россияне, работающие за рубежом, уделяют более пристальное внимание атрибутике. Особенно много нареканий со стороны таких клиентов выпадает на долю WesternUnion. Из-за ограничений российского валютного законодательства в России WU работает только с банками. Солидность банковского интерьера и обслуживания составляет разительный контраст с «переводными» реалиями в демократичной Америке, где лицензией на подобную операцию может обладать даже пивная.

«Единственное известное мне отделение WesternUnion в Анн-Арборе находится в винном магазине на самом бойком углу в городе, – рассказывает одна из новоиспеченных американок. – Между прокуренным пивняком, салоном тату и пиццерией, ровно напротив того угла, где тусуются, кажется, чуть ли не все городские алкоголики. В узком помещении присутствуют стойка с бутылками, немножко еды, горячая пицца, прилавок с куревом, печать фотографий, какая-то лотерея или букмекерская контора, и вот WesternUnion тоже. Треп, хохот, «детка, скажи «Iloveyou»… Под весь этот аккомпанемент я заполняю напечатанную на сером картоне форму – на прилавке винного магазина…»

Впрочем, стремление помогать оставшимся на территории бывшего СССР родственникам оказывается сильнее. По словам начальника отдела маркетинга «Вестерн Юнион ДП Восток» Ирины Краснопольской, WU пришлось открыть пункты приема переводов чуть ли не на каждом углу Брайтон-Бич.

Туристы и студенты вопреки рекламе той же WesternUnion представляют крайне незначительную часть российской клиентуры компании. Другое дело, что это как раз та категория потребителей, которая, находясь далеко от родины, как правило, нуждается в деньгах «здесь и сейчас». Поэтому для них очень важны скорость поступления денег и разветвленность сети конкретной системы.

Очень небольшой процент «переводчиков» – представители малого бизнеса, предприниматели без образования юридического лица, которые рассматривают денежные переводы не как способ переброски на расстояние личного капитала, а как возможность управления средствами в обороте. Эта группа составляет всего несколько процентов. Деньги они переводят своим поставщикам, и вопрос скорости перевода для них является первостепенным.

 

Системы «на сене»

 

Первыми по сложившейся исторической традиции организовывать и возглавлять систему современных денежных переводов в Россию в середине 1990-х пришли «варяги» – WesternUnion и MoneyGram. При этом каждая компания попыталась монополизировать рынок, считая, что нашла идеального для этой цели агента. WesternUnion в 1995-м выбрала в качестве главного российского партнера Межэкономсбербанк, созданный как объединение сбербанков стран СНГ. А MoneyGram в 1998-м привлекла к сотрудничеству Связь-банк, офисы которого предполагалось открыть во всех почтовых отделениях.

Однако «Межэконом» благополучно почил в бозе (несмотря на вхождение в его совет директоров тогда еще начинающего олигарха Бориса Березовского, а возможно, и благодаря ему). Амбициозный проект по превращению Связь-банка в некий аналог немецкого Postbank так и остался на бумаге. Возможно, отчасти потому, что сражавшиеся за контроль над Связь-банком «СБС-Агро», МЕНАТЕП и Мост-банк после дефолта были заняты гораздо более прозаическими вопросами.

Спустя пару лет пути MoneyGram и одного из претендентов на Связь-банк – основателя «СБС-Агро» Александра Смоленского вновь пересеклись. На сей раз в роли многообещающего контрагента MoneyGram выступила созданная Смоленским на руинах СБС группа ОВК. В обмен на обещание выдавать наличные по картам STB за рубежом MoneyGram получала довольно разветвленную агентскую сеть в России.

Впрочем, параллельно группа ОВК развивала и собственную систему денежных переводов «СТБ-Экспресс», чьи услуги отличались не только своей сравнительной дешевизной, но и скоростью. Например, перевод по России или на направлении Россия – Израиль по «СТБ-Экспресс» идет в течение 30 секунд. В системе отсутствует жесткая привязка к пункту выдачи денег: сведения о получателе находятся в общей базе данных системы, и перевод он может получить в любом месте, где она работает. Сеть системы – около 300 пунктов в России (на базе банков группы ОВК и 8 банков-партнеров) и 14 – за рубежом. Кроме Израиля «СТБ-Экспресс» уже работает в Чехии и Таджикистане, а к новому году надеется охватить большинство стран ближнего зарубежья.

Другое дело, что после покупки «Интерросом» сети ОВК перспективы «СТБ-Экспресс» представляются весьма туманными. Поскольку в банковском хозяйстве Владимира Потанина оказываются как минимум четыре конкурирующие между собой системы денежных переводов.

А ведь «большая двойка» очень ревниво относится к подобным симбиозам. Около года назад Росбанк, решившийся подписать первое в России агентское соглашение с TravelexWorldwideMoney, чуть было не лишился права работать с WU, которая (как, впрочем, и MG) всегда была известна своим ревнивым отношением к конкурентам. «Мы инвестируем значительные средства в развитие марки, – говорит Ирина Краснопольская, – и не хотим, чтобы клиент пришел в банк, привлеченный WU, а ему из-под стойки подсовывали систему подешевле».

С Краснопольской солидарен и директор по развитию бизнеса в России и странах СНГ MoneyGramInternationalLtd Виталий Рубанов, утверждающий, что рекламная политика международных систем переводов выстроена так, что они рекламируют переводные услуги и те банки, с которыми работают. Потому и ожидают от них ответной вежливости.

Российские банкиры с «варягами» не согласны. Как заявил «Ко» руководитель ритейлового направления одного из крупнейших российских банков: «Требования WU неразумны. С отечественными системами они работают в разных сегментах, с разными клиентами и даже не пересекаются. А нам важно работать с теми системами, которые интересуют клиентов. Если предлагать только услуги международных систем, то значительная часть клиентов просто «отсечется», поскольку все равно не потянет их высокие тарифы».

Наверное, поэтому банкам удавалось договариваться с WU и MG. Плюрализм позволен не только Росбанку. (Тем более что, по словам управляющего отделением «Тверское» Росбанка Валерия Гуляева, сегодня в его отделении на 30 – 40 клиентов WU приходится только один клиент Travelex.) МДМ-банк сотрудничает и с WU, и с «Анелик». ИМПЭКСбанк, работающий с MG, имеет и свою собственную систему денежных переводов.

Однако Русславбанку, осуществляющему клиринг для отечественной системы денежных переводов «Контакт», пришлось даже обратиться в МАП, чтобы оградить себя и своих партнеров от претензий WesternUnion. Русславбанк поддержали, но это решение, судя по всему, далось ведомству Ильи Южанова непросто: заявление было подано в июле 2001 года, а соответствующее решение МАП приняло только 8 сентября 2003 года. Кстати, по сведениям «Ко», WU собирается судиться с МАП.

 

Почта тормозит, но не сдается

 

Настойчивость WesternUnion вполне объяснима. Сейчас она опережает своего ближайшего конкурента – MoneyGram, не говоря уже об остальных системах. У WU огромная сеть: свыше 2000 пунктов обслуживания в 500 городах России и свыше 150 000 в большинстве стран мира. Сеть MG поменьше: около 1000 пунктов в России и 60 000 в мире.

Кроме того, MG работает только с долларами, WU – и с долларами, и с рублями (таким образом, она первой из международных систем начала захват рынка внутрироссийских переводов). Банкиры отмечают и маркетинговые успехи WesternUnion. Узнаваемость брэнда WU в России достигает 90%.

Зато у MG вместе с переводом можно отправить бесплатное сообщение получателю, а у WU это будет стоить минимум $3.

С 1 сентября MG снизила свои тарифы на территории России и стран СНГ в среднем на 25 – 45% в зависимости от суммы перевода и сразу получила конкурентное преимущество. WU, по словам Ирины Краснопольской, только рассматривает возможность снижения стоимости своих услуг. Но с 7 октября меняется сетка тарифов WU по переводам из России в Китай (это направление в силу огромного количества у нас китайцев-гастарбайтеров представители системы давно называют приоритетным). Например, сегодня переслать сумму до $100 стоит $15, от $100 до $200 – $22, от $400 до $500 – $38. С 7 октября перевод из России в Китай до $500 будет стоить $20, от $500 до $1000 – $25, от $1000 до $2000 – $35.

Очень многое зависит от того, кто из участников «большой двойки» раньше захватит почту. Как мы отмечали выше, попытка MoneyGram контролировать эту гигантскую сеть с помощью Связь-банка не увенчалась успехом. Сейчас MG заявляет о намерении в ближайшее время начать серьезные переговоры непосредственно с самой ФПС. Благо успешный опыт подобного сотрудничества у системы уже есть – например, с почтами Италии, Великобритании и Канады.

Ирина Краснопольская, не отрицая желания WU «приручить» почту, говорит, что сейчас для этого еще не настал подходящий момент, поскольку «на почте идут перестановки и реорганизации, и пусть они пока сами между собой разберутся». Опыт почтового сотрудничества у WU тоже есть – например, в Китае.

Но наблюдатели оценивают планы «варягов» скептически. Мол, вопрос этот не экономический, а политический, почта сама себе монополист, и ей наверняка проще потихоньку развивать собственную систему денежных переводов (которая, кстати, охватывает 12 стран мира, хотя деньги через нее идут долго и обходятся дорого – до 12% от суммы) и не делиться прибылями с посторонними. Понятно, что в данном случае аргументы вроде того, что международные системы могут избавить почту от необходимости больших инвестиций в технологическое развитие собственной системы и выстраивание брэнда, отходят на второй план.

 

Национальный вызов

 

На фоне не сдающейся почты появление новых игроков способно серьезно осложнить для нынешних лидеров конкурентную ситуацию. И дело тут не только в других международных системах денежных переводов, которые потихоньку осваивают перспективное постсоветское пространство. (Помимо уже упомянутой Travelex в России с Судостроительным банком и системой «Контакт» работает RIAEnvia, имеющая более 3000 пунктов в мире, «Трансчек» сотрудничает с местными системами переводов «Анелик», «Контакт», «Юнистрим».)

Более опасны для нынешних лидеров доморощенные системы переводов, как правило, четко привязанные к соответствующим диаспорам. По оценкам аналитиков, в переводах по странам СНГ «большая двойка» постепенно потеряет свои позиции. Например, по данным армянского агентства Арминфо, за нынешний год из всего объема переводов по Армении на долю системы «Юнистрим» пришлось 25%, а на долю WU – 23%. В то время как в прошлом году кусок WU составлял 30%, а «Юнистрима» – всего 6%. Главное преимущество отечественных систем денежных переводов – дешевизна. Как правило, комиссионные у них на порядок ниже, нежели у «варягов». Этот бизнес активно развивается: действующие системы расширяются, на подходе создание новых. Если же будут реализованы планы Сбербанка по запуску собственной системы денежных переводов (банк обещал осуществить этот проект до конца года), рынок изменится кардинально.

Пока два самых крупных национальных игрока на российском рынке денежных переводов – системы «Анелик» и «Контакт» (в свое время отпочковалась от «Анелика»), которые являются партнерами и используют сети друг друга. В систему «Контакт» входят свыше 140 банков и финансовых компаний, она работает с долларами, евро и рублями. Ее сеть составляют 7200 пунктов почти в 100 странах, 290 пунктов – в 172 городах России. Тарифы системы: 2% по рублям и 3% по валюте ($). Минус – скорость перевода от 4 до 24 часов. «Анелик» – самая «древняя» из национальных систем переводов, работает с 1997 года. Ее тарифы: 1,5% по рублям и 3% по валюте ($). Минус – низкая скорость переводов (от 3 до 24 часов). Переводы осуществляет в 80 стран, но приоритетным направлением является Армения. Благо сама система родилась на базе армянского Анелик-банка – единственного иностранного финансового института, чей филиал до недавнего времени работал в России.

На армянском направлении работает «Юнистрим», созданная Юниаструм-банком в декабре 2001 года. Например, если за отправку денег по различным направлениям система берет 1,5% от суммы, то при переводе в Армению – 1%. В результате «Юнистрим» даже удалось оттянуть некоторую часть армянских клиентов у старожила «Анелика». Скорость перевода у «Юнистрима» 10 – 15 минут. Система имеет 28 пунктов обслуживания в России и более 230 в СНГ (5 стран).

Еще одна национально выраженная система денежных переводов – ориентированная на Украину Privatmoney Москомприватбанка. Переводы Россия – Украина осуществляются в долларах и евро, по России – в рублях. В России у системы три точки обслуживания, на Украине – во всех крупных населенных пунктах, через отделения днепропетровского Приватбанка (больше 1000 точек). Скорость перевода 10 минут, комиссия – 3% в валюте и 0,5% в рублях.

У Европейского трастового банка система Migom имеет более 700 пунктов обслуживания в России и СНГ (10 стран). Работает в долларах и рублях. Своими конкурентными преимуществами считает скорость (в течение 10 минут в любую страну СНГ), а также отсутствие жесткой привязки к пункту выдачи денег (как и у «СТБ-Экспресс»).

Система денежных экспресс-переводов «ИМПЭКСа», по словам зампредседателя правления банка Алексея Коровина, собирается до конца года вывести свой брэнд на рынок. Сегодня система имеет около 150 пунктов в России и около 700 – в СНГ (9 стран). Переводы осуществляет в долларах, евро и рублях. Скорость перевода по России – в течение нескольких минут, по СНГ – до суток.

Для российских банков, неизбалованных вниманием частных вкладчиков, денежные переводы являются одним из немногих инструментов, позволяющих привлечь клиентов «с улицы». WesternUnion и MoneyGram снабдили их технологиями, позволяющими работать с такой клиентурой. Теперь, несмотря на сопротивление «большой двойки», настала очередь пуститься в самостоятельное плавание. Благо люди по-прежнему едут в Москву на заработки, количество желающих перевести деньги в ближнее или дальнее зарубежье по-прежнему значительно превышает число мест, где можно это сделать.

Еще по теме