Top.Mail.Ru
архив

Деньги – в яму

Мэр Москвы Юрий Лужков предложил президенту провести ограниченную «налоговую амнистию». По замыслу мэра она должна коснуться лишь тех, кто вложит деньги в покупку жилья, а также в строительство больниц, школ и в сельское хозяйство. В этом случае налоговые органы не потребуют ни декларации о доходах, ни уплаты налогов.

Лужков уже направил президенту письмо с изложением своих идей и с просьбой о поддержке. Как отреагировал президент, пока неизвестно. Между тем цена вопроса составляет несколько миллиардов долларов – именно такую сумму московское правительство надеется привлечь в строительную индустрию столицы. Предложения мэра рассчитаны на пять лет и касаются прежде всего первого взноса за квартиру (около 30% от ее общей стоимости), а это прямая инвестиция в строительство будущего жилья. Московские власти надеются, что таким образом удастся увеличить объем московского рынка жилья в полтора-два раза (сегодня он оценивается примерно в $10 млрд).

Напомним, что в начале лета тема «налоговой амнистии» уже обсуждалась на высоком уровне. На съезде Торгово-промышленной палаты президент заявил о необходимости возвращения капиталов из офшоров и предложил не хватать за руку тех, кто вкладывает деньги в российскую экономику. Теперь столичный мэр решил, со своей стороны, «поддержать» модную тему. Мотивом письма могло стать желание поспособствовать росту московской строительной индустрии, являющейся главным источником доходов столичной казны. По некоторым оценкам, в городе сейчас работают около 600 тыс. строителей – и всех их необходимо занять. И мэр как «крепкий хозяйственник» не может об этом не беспокоиться.

Глава департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев считает, что, с одной стороны, предложенная ограниченная «налоговая амнистия» – это «лучше чем ничего». При этом он выражает серьезные сомнения в эффективности подобной кампании, даже если она будет поддержана в верхах, что, по его мнению, маловероятно. Как считает Николаев, максимальный эффект от «налоговой амнистии» получается, если мера проводится единожды и в течение короткого промежутка времени – не более двух месяцев. И если государство заинтересовано, чтобы деньги вернулись в экономику, оно должно обязательно предоставить людям полную свободу выбора сферы вложения средств (к примеру, ограниченная «налоговая амнистия» в Аргентине провалилась из-за того, что часть легализованных денег направлялась в созданные государством «фонды развития экономики»).

По мнению Николаева, московские власти рассчитывают на то, что «амнистированные» средства пойдут главным образом на дорогое элитное жилье. Но те, кому оно по карману, уже давно стали обладателями московских квартир. Эти люди хорошо понимают, что деньги должны работать и что вложение в недвижимость не самый эффективный способ сохранить и приумножить капитал. Они заинтересованы вкладывать деньги преимущественно в свой бизнес, а не покупать квартиры и сдавать их внаем. Но даже если предположить, что деньги в строительный комплекс все же удастся привлечь, то это, по мнению Николаева, лишь временное решение проблемы: через год-два рынок жилья опять насытится, проблема еще больше обострится.

В свою очередь, юристы обращают внимание на то, что президент не является субъектом законодательной власти и поэтому не может быть адресатом законодательной инициативы московского мэра. Существуют сомнения и в том, что будет издан специальный президентский указ на этот счет («указное право» применяется у нас все реже): скорее всего, президент лишь «морально поддержит» московского мэра. Для того чтобы провести любую «налоговую амнистию», необходимо прежде всего внести поправки как в Налоговый кодекс (в статьи 86.1 – 86.3 о налоговом контроле за расходами физических лиц), так и в недавно принятый федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Это дело парламента, но туда московские власти пока не обращались.

Еще по теме