Top.Mail.Ru
рынки

Державный хлеб

Фото: Konstantin Tarusov / Global Look Press Фото: Konstantin Tarusov / Global Look Press

Энергетическая сверхдержава. Почти 20 лет Россия уверенно чувствовала себя в этом качестве на фоне других сверхдержав и укрепляла свое влияние, все сильнее подсаживая европейские страны на газовую иглу. Но это время прошло, и о статусном термине, которым Россия обязана политологу Дмитрию Орлову, придется забыть. Самое время подумать о новом. 2022 год и зерновой кризис неожиданно напомнили миру значение слов «голод» и «продовольственная безопасность». И в этом контексте производимые в России продукты, конкурентоспособные на глобальном рынке, возможно, имеют даже больший потенциал, чем нефть и газ. Не пора ли России осознать себя как продовольственную сверхдержаву? 

Успехи отечественных аграриев в 2022 году на фоне спада в большинстве отраслей заставили серьезно посмотреть на, казалось бы, популистский лозунг о превращении России в продовольственную сверхдержаву. По многим видам сельскохозяйственной продукции были достигнуты и перевыполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности, в том числе по зерну, растительному маслу, сахару и т. д., что позволило наращивать экспорт.

Если по итогам 2020 года Россия заработала на поставках своего зерна и продовольствия $30 млрд, в 2021-м — $37 млрд, то в 2022 году свыше $40 млрд. При этом в минувшем году российские аграрии столкнулись с серьезными вызовами. Экспортеры были вынуждены вносить изменения в географию поставок, трансформировать логистику и систему взаиморасчетов, обновлять договоренности с партнерами и контрагентами.

«Несмотря на все сложности, в прошлом году экспорт продукции АПК вырос на 12%. В частности, поставки масложировой продукции из России увеличились на 26%, зерновых — на 14%, мясной и молочной продукции — на 16%. Выросли и поставки другой, в том числе пищевой и переработанной продукции», — отмечает депутат Госдумы Николай Харитонов.

Во многом такая динамика объясняется тем, что санкционную прививку аграрии и производители продуктов питания получили еще в 2014 году и за шесть лет приспособились работать в условиях внешних и внутренних ограничений. Кроме того, отрасль, опять же из-за санкций, получила господдержку. При этом власти не стали вмешиваться в процессы или входить в капитал компаний, а предложили несколько действенных инструментов помощи: льготное кредитование, лизинг техники, гранты для фермерских хозяйств и меры экспортной поддержки.

Живучесть агробизнеса объясняется и тем, что он практически полностью частный. На этом рынке играют очень крупные латифундисты, сфокусированные на главных экспортных направлениях, например зерне. Рядом с ними работают средние компании, чаще всего занятые в производстве овощей и фруктов или, например, в овцеводстве. Небольшие фермерские хозяйства в свою очередь обеспечивают рынок ягодами, медом, картофелем. Они же производят около 40% молока.

Таким образом, продовольственная сфера сегодня — это воплощение рыночной мечты о многоукладной частной экономике, где есть и конкуренция, и кооперация. Производимые в России продукты конкурентоспособны на глобальном рынке не меньше добытых здесь углеводородов, а в нынешних условиях — имеют даже больший потенциал, чем нефть и газ.

Топ-7 стратегических продуктов с высоким экспортным потенциалом

Зерно

Наибольшую долю в структуре российского АПК традиционно составляют зерновые — пшеница, ячмень и кукуруза. В прошлом агросезоне валовой сбор, по данным Росстата, составил 153,8 млн тонн. Это рекорд не только в российских масштабах: в СССР в среднем собирали 120 млн тонн. По пшенице был достигнут небывалый показатель для многих регионов: в Южном федеральном округе — 32 млн тонн (+21% к прошлому году), в ЦФО — 24 млн тонн (+45%), в ПФО — 22 млн тонн (+100%).

Произведенное зерно с лихвой покрывает потребности внутреннего рынка, который в среднем потребляет 80 млн тонн зерна в год. При этом на производство муки направляется около 13 млн тонн. Еще около 9,5 млн тонн остается в переходящих из года в год запасах. В этом сезоне рекордным будет и запас — около 17 млн тонн, что повышает гарантии продовольственной безопасности на случай возможного неурожая или иных проблем.

Потенциал к вывозу, по разным оценкам, составляет от 39 до 55 млн тонн пшеницы и до 65 млн тонн зерновых в целом. Это позволяет стране занять весомую долю (13%) в мировом урожае основной агрокультуры. В топ-5 стран для экспорта российской пшеницы в 2022–2023 годах вошли: Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Алжир. Однако от российских поставок критически зависят очень многие страны. Неслучайно исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли заявил: «Неважно, любите вы Россию или нет, — миру нужны российское зерно и удобрения».

Масличные продукты

Еще одна традиционно российская агрониша — переработка семян масличных. Как отмечают в Институте конъюнктуры аграрного рынка, 2022 год был для масложировой отрасли очень контрастным: были в нем и рекордный урожай (хотя на него особо не надеялись, столкнувшись с затяжными дождями во время уборки), и исторически максимальные цены в начале года (во второй половине года рухнувшие вдвое), и попытка нарастить экспорт при ужесточении санкционного давления.

Весной 2022 года аграрии, увидевшие серьезный рост цен на масложировую продукцию на мировом и национальном рынках, решили увеличить площади под посев масличных на 13% — до 18,6 млн га. Погода благоприятствовала, и урожайность была рекордной. По данным Росстата, производство сои составило 5,75 млн тонн (+1 млн тонн к прошлому году), рапса — 4,55 млн тонн (+1,75 млн тонн), подсолнечника — 15,34 млн тонн (чуть ниже рекорда 2021 года — 15,65 млн тонн).

Объяснимо выросло и производство растительных масел, чему способствовал запуск нескольких новых заводов.

По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, самообеспеченность подсолнечным маслом выросла до 200%, что существенно превышает требования Доктрины продовольственной безопасности. «Россия по итогам прошлого года уже занимала пятое место по поставкам на мировой рынок. По предварительным прогнозам, можем стать главным экспортером», — спрогнозировал глава правительства в октябре 2022 года.

Тогда же Минсельхоз зафиксировал рост экспорта растительных масел на 29%. Основной продукт — подсолнечное масло, на которое приходится 68% всего объема, на рапсовое и соевое масла — 19% и 13% соответственно. По итогам текущего агросезона (завершается в июле) Россия может увеличить зарубежные поставки масел и шротов примерно на 70%. Традиционные импортеры российской масложировой продукции: Турция, Китай, Индия, Иран и Египет, потенциальные покупатели — Алжир, Саудовская Аравия и Афганистан.

Молоко и молочные продукты

Последние три года российские производители молока и молочных продуктов наращивали экспорт. Однако если в 2020–2021 годах показатели роста были на уровне 20% в год, то в 2022 году динамика замедлилась. Как и во всех других экспортных категориях, сказались укрепление рубля и разрыв логистических цепочек. Тем не менее Россия сейчас поставляет молочную продукцию в 63 страны.

Четверть экспорта в стоимостном выражении занимают сыры, также поставляются за границу сухое обезжиренное и цельное молоко, сухая сыворотка, сгущенка и прочее. Главные потребители находятся в странах ближнего зарубежья: Казахстан, Узбекистан, Армения, а также Китай.

В 2021 году молочный экспорт принес стране более $500 млн — за границу было вывезено более 1 млн тонн продуктов в товарном эквиваленте. Весь же глобальный рынок молочки сегодня — это примерно 800 млн тонн. ФАО ООН считает, что это вторая продуктовая категория по скорости роста — в организации прогнозируют, что мировой рынок, который сегодня оценивается в $50 млрд, будет прибавлять по 1,8% ежегодно.

По словам гендиректора Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артема Белова, эта небольшая цифра — +15 млн тонн продукции в год, то есть примерно две трети от того объема молока, который производится в стране сейчас. Россия может побороться за эту нишу. Задел для этого есть: в последние 10 лет профильный бизнес, наращивая инвестиции, смог довести производство товарного молока до 20,8 млн тонн, показав прибавку в 5 млн тонн.

Мясо

В 2022 году вывоз мясной продукции увеличился, по данным Россельхознадзора, на 13% по сравнению с итоговыми цифрами 2021-го. И это, по словам главы Национальной мясной ассоциации Евгения Юшина, не предел: Россия может экспортировать больше. Потенциал роста, по его словам, у российских производителей — +5 млн тонн. Это позволит откусить более значительную долю, чем нынешние 3%, от глобального рынка, который, по прогнозам, прирастет до 2030 года на 40 млн тонн, а к 2050-му — на 80 млн тонн.

С учетом того что многие фермеры в Европе уходят с рынка и сокращают поголовье скота, в том числе под давлением экоактивистов, при отсутствии возможности расширять пастбища в большинстве стран, у России появляется конкурентная фора. По прогнозам консалтингового агентства «Технологии доверия», в 2030 году экспорт мясной продукции может достичь $1,8 млрд.

Традиционно лидирует в поставках за границу мясо птицы. На курицу, а теперь и индейку приходится более 60% отгрузок. Мясо птицы в 2022 году направлялось в 33 страны, рост поставок достиг 24% — до 336,6 тыс. тонн.

Традиционно же значительную часть заказывает Китай. Впрочем, в прошлом году активно росли поставки в страны ЕАЭС и Ближнего Востока, а также в Африку. На эти новые направления делает ставку Национальный союз птицеводов при расширении рынков сбыта. Чтобы проникновение шло быстрее, производители сертифицируют заводы по системе халяль.

Российская говядина также востребованный в мире продукт: ее, как отмечает Россельхознадзор, поставляли в 24 страны. Экспорт этого вида мяса в 2022 году вырос на 9%, до 33,5 тыс. тонн. Около половины объема говядины поставляется в Китай. Примерно 10% продукции поступает на рынки Саудовской Аравии (здесь эксперты видят потенциал двукратного роста), стремительно растут объемы, отгружаемые в Узбекистан. Большой рост — в пять раз — показал экспорт баранины: сейчас она поставляется в три страны, а объем достиг 913 тонн. 90% этого мяса отправляется на Ближний Восток, где у российских производителей есть намерения вытеснить поставщиков из Австралии, Новой Зеландии и Ирана.

ПтицефабрикаМясо птицы составляет 60% продовольственного экспорта России, в 2022 году оно отправлялось в 33 страны, а рост поставок достиг 24% — 336,6 тыс. тонн. Фото: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области

Рыба и морепродукты

Страна самообеспечена рыбой и морепродуктами. Растущий вылов (а с 2014 года он увеличился, по данным Национального рейтингового агентства, на 18% — до 5 млн тонн) отправляется на экспорт. В 2022 году вывезли 2 млн тонн рыбы и рыбной продукции. Россельхознадзор сообщает, что они поставляются сегодня в 53 страны.

Этот вид продуктов, по оценке аналитиков агентства «Технологии доверия», — один из трех (наравне с масложировой и мясной продукцией), который покажет существенный рост к 2030 году. Но при этом экспорт мороженой рыбы, ракообразных и рыбного филе все равно не перегонит цифры, достигнутые по итогам 2021 года. Тогда страна поставила за границу рыбной продукции на $5,9 млрд, и прогнозируется, что в 2030 году экспорт составит $5,8 млрд.

Основным рынком будут страны Азии: к 2030 году поставки туда вырастут на 25%. Однако отечественный бизнес будет пытаться входить на новые для себя рынки — Ганы, Египта, Бразилии, Катара, Кот-д’Ивуара и другие.

Снижение денежных показателей отчасти объясняется слабым развитием перерабатывающих мощностей, что отрицательно влияет на маржинальность. Около 90% экспортируемой продукции — это недорогая замороженная рыба, например минтай.

Кондитерские изделия

За десять лет поставки шоколада из России за границу увеличились более чем в 9 раз. Россия в глобальном рейтинге сладких экспортеров поднялась к 2021 году с 19-го на восьмое место. В Россельхозбанке оценили объем зарубежных поставок в 324 тыс. тонн. Благодаря этому сегодня на долю нашей страны приходится около 4,9% глобального рынка. Для сравнения: в 2002 году показатель едва достигал 1%.

Лидирующие позиции российские поставщики шоколада и кондитерских изделий удерживают на двух больших рынках — в Казахстане и Китае. В эти две страны поставляется почти треть сладкой продукции.

В Казахстане и странах ЕАЭС конфеты из России в дополнительной рекламе не нуждаются: там с продукцией крупнейших российских кондитеров знакомы буквально с детства. Поставки в Беларусь, Грузию, Узбекистан и Азербайджан стабильно росли.

В Китае за место на прилавке пришлось побороться, так как привычка к шоколаду здесь только начала формироваться. Совсем недавно жители Поднебесной вышли на потребление 200 г этого лакомства в год. В то время как европеец съедает в среднем 5 кг шоколада в год, а американец — 9 кг.

Впрочем, для дальнейшего поддержания уровня экспортных поставок придется решать вопросы не столько с продвижением самого продукта, сколько — с сырьем. Российская кондитерская промышленность зависима от поставок какао-бобов и прочих ингредиентов. Из-за санкций производство сладостей, единственных из категории ключевых пищевых продуктов, сокращалось первую половину 2022 года и заставляло бизнес искать сырьевые альтернативы.

Алкоголь

Производство алкогольной продукции в России в 2022 году выросло на 2,2% — до 1 млрд дал. По статистике Росалкогольрегулирования, было выпущено на 4% больше водки (совокупно 84 млн дал), на 42% увеличилось производство настоек, джина и рома. В какой-то момент на рынке было перепроизводство крепкого алкоголя, потому что этот вид продукции попал под эмбарго на традиционных европейских рынках.

Среди напитков-лидеров также игристые вина, которые прибавили по 25%. Прирост в тихих винах — 10%, до 32,7 млн дал. И именно в этой категории прогнозируют экспортный рост.

Наибольший потенциал у российского вина на азиатских рынках, на которые приходится 17% глобального винного импорта. По итогам прошлого года Россия поставила в КНР вина на $1,2 млн. Пока это менее 1% от общего объема экспортных поставок вина со всего мира в Поднебесную, так что есть за что побороться. Открывается потенциал африканского рынка, где постепенно растет прослойка среднего класса, который и выступает основным потребителем вина. В прошлом году лидерами по импорту были Намибия (ввезла вина на $42 млн), Ангола ($34 млн) и Кот-д’Ивуар ($63 млн).

Однако для достижения успеха экспортерам придется объединить усилия, чтобы продвинуть само российское вино. С расчетом на будущее виноделы увеличивают площади высадки лозы: существующих сегодня 100 тыс. га недостаточно даже для покрытия внутренних нужд. Россия занимала 10-е место по импорту вина. Об этом говорила на первом Российском винодельческом форуме в ноябре 2022 года вице-премьер Виктория Абрамченко. Для уменьшения зависимости от импорта и увеличения экспортного потенциала отечественных производителей из федерального бюджета до 2030 года планируется выделить 26 млрд рублей на увеличение площади виноградников в плодоносящем возрасте. Кроме того, на правительственном уровне признана важность программ стимулирования частных инвестиций — льготное кредитование винодельческих хозяйств и лизинг на специальных условиях.

Земля на вырост

По данным ЮНЕСКО, через 25 лет мир не сможет увеличивать производство продовольствия за счет вовлечения в севооборот новых земель: их уже не останется, напоминает Николай Харитонов.

«В этом плане наша страна уникальна. У нас есть и земли сельскохозяйственного назначения, и резерв увеличения пашни. Нам предстоит возвратить в севооборот порядка 36 млн га земель. Первый этап, 13,5 млн га, мы должны завершить уже к 2030 году», — говорит он.

Пахотные земли в Сибири и на Дальнем Востоке могут стать не только самыми большими по площади, но и самыми плодородными сельхозугодьями на планете. Благодаря этому, а также наличию рядом крупнейшего импортера продовольствия в мире — Китая — Россия быстро идет к статусу продовольственной сверхдержавы. Кроме того, основными покупателями российских продуктов могут стать, по мнению депутата, страны СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки.

Но для раскрытия аграрного потенциала стране предстоит решить несколько серьезных проблем. Юрий Лачуга, заместитель вице-президента РАН, академик РАСХН, говорит, что один из приоритетных вопросов — увеличение плодородия почв и введение в оборот земель, которые были заброшены, начиная с 1990 года. «На уровне государства ставится правильная задача ввести 15–20 млн га наших черноземов, да и не только черноземов, но, к сожалению, решается она медленно», — рассказал Юрий Лачуга журналу «Компания».

Неожиданной выгодой для российского сельского хозяйства обернулось общее потепление климата. Во-первых, растет урожайность на существующих землях. Во-вторых, происходит достаточно сильное смещение на север зоны, пригодной для земледелия. Так, член Академии сельскохозяйственных наук Франции Жан-Жак Эрвэ в интервью изданию LE BETTERAVIER написал, что в ближайшие 60 лет Россия сможет удвоить свою площадь земель с/х назначения, которая достигнет 420 млн га. «В Сибири уже к концу века можно будет выращивать все мелкосеменные злаковые культуры (пшеницу, рожь, тритикале, овес), а также кормовую кукурузу, кукурузу на зерно и даже сою. Потенциал России к 2080 году может достигать 1 млрд тонн зерновых в год», — считает французский ученый. В нынешних ценах это принесет около $300–330 млрд в год, как нефть и газ в лучшие годы.

прочитать весь текст

Импортозависимость

Но вся наша, казалось бы, аграрная самодостаточность пока полностью зависит от импорта — от семян, из которых мы выращиваем пшеницу, до мальков, из которых выращиваем рыбу. Все эти годы мы их импортировали и не слишком задумывались о необходимости собственных банков.

«Надо ставить острее и решать нерешаемые из года в год вопросы появления семян собственной селекции. Мы больно зависимы от западных поставок (по сахарной свекле, например, у нас зарубежных семян порядка 90%), и они могут прекратиться в любой момент. Двадцать лет о проблеме знают, но мало что делают», — резюмирует академик.

Зато за это время, по словам Юрия Лачуги, хорошо научились фанфарить, теперь придется научиться говорить неприятное. Как, например, то, что в стране жуткий кадровый голод на всех уровнях: нет квалифицированных специалистов агрономического, инженерного, ветеринарного и других профилей, которые и делают погоду в сельскохозяйственном производстве.

В каждой из перечисленных отраслей есть свои больные вопросы. Для птицеводства это поставки инкубационного яйца из Европы. Для производителей рыбы — зависимость от производителей мальков, для работающих с землей — обилие импортной сельхозтехники и средств защиты растений; для виноградарей — дефицит отечественных саженцев. А еще общие проблемы — с финансированием, с логистикой, с фитосанитарными кордонами…

Несмотря на это, Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза, полагает, что в перспективе 3–5 лет Россия удержит лидирующие позиции на глобальном рынке по зерну, по подсолнечному маслу, по шротам. «Мы постепенно будем наращивать экспорт молочки и мяса, но это очень сложная работа, потому что доступ на новые рынки не дается легко, хотя наши экспортеры все последние годы показывают, что умеют работать в открытой честной конкуренции, и даже при вводе подковерных ограничений достигают высоких показателей», — говорит он.

Но на этом этапе первые места на внешних рынках — не самоцель. Главное сейчас — экспорт снимает избыточное предложение с внутреннего рынка и создает стимулы для расширения производства и повышения качества продукции. Остальное — вопрос времени и спроса, который год от года в мире будет только расти.