$ 75.56
 85.52
£ 100.85
¥ 66.73
 81.84
GOLD 1788.13
РТС 1589.38
DJIA 34899.34
NASDAQ 15491.70
 4110359.00
мнения партнерский материал

Диплом в смартфоне

мнения партнерский материал
29.08.202112:56
Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Последние годы онлайн-образование стремительно набирает обороты. Пандемия внесла свою ощутимую лепту в тотальную цифровизацию — многие компании оставили своих сотрудников на удаленке или перешли на гибридный формат работы. В какую сторону движется мировой EdTech-рынок — в колонке для журнала «Компания» рассказал CEO и сооснователь онлайн-школы ProductStar Михаил Карпов.

Традиционным лидером EdTech являются США — там достаточно давно и широко развились компьютерные технологии, и уже накоплен довольно сильный инвестиционный климат. Среди лидеров также числятся Индия и Китай как крупнейшие рынки с сильной конкуренцией. Не отстает и Россия: сам рынок по объему у нас меньше, однако очень активный ландшафт образовательных проектов и технических команд. Европа не занимает сильных позиций в EdTech, в основном лишь повторяя уже успешные и проверенные десятилетиями решения, созданные в других странах.

Картина инвестирования в EdTech-проекты в России и за рубежом схожая (за счет того, что это «горячая» и быстрорастущая сфера) — стартовые деньги компании получают от бизнес-ангелов, дальше в зависимости от стадии проекта в дело вступают фонды. Наработанной культуры финального этапа для таких компаний в России все еще нет, в отличие от заграничных, где в большинстве случаев это история про IPO либо про поглощение одним из огромного числа стратегов. Как правило, государство слабо участвует в подобных сделках, кроме наиболее крупных и влияющих на образовательные процессы в школьном обучении.

На мировой и российской сцене EdTech ключевыми драйверами развития является дополнительное детское и взрослое образование. В первом случае вследствие затянувшейся пандемии большим трендом стало дистанционное обучение и сервисы, помогающие ребенку получить образование дома, без присутствия или даже записи в школу. Во взрослом образовании ежегодно усиливается тренд Life long learning — это регулярное повышение своей профессиональной квалификации или переподготовка.

Важным трендом является массовый интерес общества к digital-профессиям, которые сильнее защищены от эффектов пандемии и являются в среднем более высокооплачиваемыми, чем традиционные офлайн-профессии. К тому же сложность входа в «цифру» снижается за счёт появления новых образовательных инструментов. На рост рынка профессионального образования обращают внимание и компании гиганты (Google, Microsoft), отвечая на тренд запуском своих собственных образовательных проектов.

Не стоит на месте и развитие искусственного интеллекта — чаще всего он используется для автоматизации (например, проверки практических заданий учеников), что делает образование более широкодоступным. Плечом к плечу стоит тренд адаптивности — совместно они дают возможность создавать индивидуальную настройку целей обучения и индивидуальные планы уроков.

Интересным и уверенно растущим трендом является корпоративное образование — многие компании перешли на распределенный формат работы, так как цена потери сотрудника с каждым годом растет. Сейчас компании все больше внимания уделяют обучению и удержанию персонала. По опыту ProductStar здесь крупнейшими блоками является, с одной стороны, массовое обучение линейных сотрудников (например, основам digital-грамотности и кибербезопасности), а с другой — обучение менеджмента компании и digital-отделов (аналитическому и продуктовому подходам), направленное на скорейшую цифровизацию бизнеса компаний.

Чтобы не терять навыки социализации, во время онлайн-обучения студенты могут объединяться в группу Community of practice, где вместе будут обсуждать задания, а те сотрудники, кто уже прошел программу, помогают тем коллегам, кто только начинает.

Пандемия сыграла на руку?

Рост спроса на гибридный формат работы начался еще за несколько лет до пандемии (например, Сбербанк около трех лет назад активно собирал распределенные команды). Пандемия лишь усилила данный тренд. 2021 год для многих компаний является решающим в плане выбора режима работы: возвращаться в офисы или оставить совмещенный формат. По данным аналитиков ProductStar, мы видим, что многие компании уже привыкли и полностью перешли на удаленный формат работы и не планируют возвращаться в офлайн-режим (только если в виде отдельных разовых встреч).

На нашей платформе мы видим сильный рост числа корпоративных учеников, однако у многих компаний еще нет значимого опыта и хорошей практической базы, чтобы полностью и качественно перейти на распределенный режим.

Также последние несколько лет мы видим ускорение рынка дополнительного профессионального образования: часть компаний растет со скоростью +200% ежегодно и выходит в топ-5 лидеров российского онлайн-образования, что показывает тренд массового перехода в digital-профессии. Другим трендом является, например, программирование для детей — в этой области российского EdTech также наблюдается бум и выход в лидеры сегмента.

Образовательные тренды ближайшего десятилетия

Уверен, что тренд микрообучения (3–10 минут на занятие) останется в силе — ведь скорость жизни увеличивается с каждым годом. Из детских трендов стоит выделить усиление игровых механик и связку образования с развлечениями: здесь хорошими примерами являются Minecraft Education и Roblox Studio, позволяющие детям, изучая языки программирования, создавать свои собственные захватывающие игры и показывать их миллионам других подростков.

А вот тренд на VR пока что остается на стартовых позициях, закрепившись только в ряде отраслей, например в медицине (студенты-медики, изучающие анатомию) или промышленности (аэрокосмическая область, нефтеперерабатывающие предприятия), поэтому ему еще предстоит доказать свою состоятельность.

При этом важно бережно изучать последствия массового перехода от офлайн-образования в сторону онлайн. В ряде стран (допустим, в Китае, где я занимался развитием образовательного бизнеса) появляются регулирование и ограничения на детское образование с целью не допустить ухудшения здоровья (зрения) детей. У них есть ограничения на число онлайн-часов обучения в день, рекомендации по интерфейсам, чтобы не портить детское зрение, и т. д. Это важные составляющие обучения и пока что еще не изученные детально в плане внедрения онлайн-образования.

Тренд на «цифру» в России и за рубежом

Россия

В России появляется понятие «цифровая школа», и со стороны государства проводятся инициативы по ее развитию. Министерством науки и высшего образования ведется работа по реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение национальных целей в части цифрового развития сферы высшего образования.

Основные мероприятия по рассматриваемой теме изложены в национальном проекте «Образование». Цель программы — 20% студентов к концу 2024 года будут осваивать отдельные курсы и дисциплины, в том числе онлайн, с использованием ресурсов иных образовательных организаций и университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню.

Одним из таких примеров является проект МЭШ (Московская электронная школа), содержащий внутри себя интерактивные приложения, представляющие собой мини-игры, игрушки, создателями которых могут выступать разные люди и компании, то есть любые внешние разработчики. К созданию контента для МЭШ активно подключился и бизнес. А в марте 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин поручил открыть доступ МЭШ всем желающим, включая иностранных педагогов и международные образовательные компании, которые смогут загружать в систему свои методики. Сейчас в электронной библиотеке размещено более 7 тысяч интерактивных приложений.

США

Это страна с самым большим опытом в цифровизации образования. Тридцатилетняя практика внедрения дистанционных технологий в США показала, что элитные университеты создали эксклюзивные цифровые модели онлайн-образования, сочетающиеся с традиционной очной формой обучения. Формальное массовое дистанционное образование получило развитие лишь в коммерческих университетах, которые имеют возможность регулировать уровень качества за счет массового обучения студентов.

Процесс цифровизации образовательных учреждений неравномерен — лидерами выступают коммерческие университеты (цифровизация помогает делать им обучение массовым и доступным по цене, например, одним из лидеров является University of Phoenix, обучающий порядка 500 тысяч студентов за год), в государственных университетах внедрение цифровизации меньше (только 30% проходят хотя бы один из курсов дистанционно).

Экспертный анализ цифровизации образования в США, проведенный Global Education Futures показал, что, к сожалению, «цифровой революции в образовании пока не происходит», объяснив причину человеческим фактором — «неготовностью учащихся, педагогов и руководителей системы образования к инновациям». Также в США развиты частные инициативы, например, с 2009 г. BMGF (фонд Билла Гейтса и Мелинды Гейтс) предоставил более 300 млн долларов США на инициативы, связанные с персонализированным обучением и развитием частных школ.

Китай

Китайская реформа национального образования предполагает широкое внедрение информационных технологий на всех ступенях образования. По моему опыту общения с китайскими школами и университетами, а также статистике видно, что китайские учебные заведения делают большой уклон в сторону технического оснащения образовательного процесса.

В целом развертывание технической инфраструктуры (планшетных компьютеров, проекторов, школьных серверов и сетей), а также разработка и распространение цифровых учебников являются одной из важнейших частей внедрения программ цифровизации образования в большинстве стран.

Помимо существующих образовательных онлайн-платформ, КНР в 2020 году активно запускала новые. Как сообщает Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, при поддержке Министерства образования и Национальной комиссии Китая по делам ЮНЕСКО были запущены две образовательные онлайн-платформы: XuetangX и iCourse International.

Информационное развитие в Китае предполагает в первую очередь решение проблемы развития компьютерной грамотности обучающихся и предоставление необходимого технического обеспечения для развития процесса цифровизации образования в различных регионах страны.

Финляндия

Повышенное внимание к цифровым технологиям в финских школах служит двум целям: во-первых, поддержке развития учеников в области программирования, анализа данных, дизайна и прочих компетенций, которые пользуются высоким спросом в отношении самих технологий; во-вторых, поддержанию педагогических подходов, которые получают много плюсов от открытого доступа к информации и использования инструментов учебной продуктивности, таких как личностно-ориентированное обучение, междисциплинарное, исследовательское, проектно-ориентированное обучение и др.

Министерство образования полагает, что потенциал цифровых технологий способен мотивировать учеников заниматься независимыми исследованиями, взаимодействовать и работать совместно, самостоятельно использовать образовательные ресурсы.

Корея

Использование цифровых решений и инструментов активно поддерживается правительством и частным сектором. Правительство утвердило как политику, так и стратегические планы интеграции цифровых решений на начальном, младшем и среднем уровнях школьного образования, а также учредило известную Корейскую научно-исследовательскую и информационную службу в области образования (КЕРИС), миссией которой стала поддержка конкурентоспособности корейского образования посредством продвижения цифровых решений в школах и университетах.

Еще по теме