Добьет ли новый экостандарт российский авторынок
С начала 2016 г. в Россию нельзя будет ввозить транспортные средства, не соответствующие требованиям стандарта «Евро‑5». При попытке ввоза автомобиля другого экологического класса таможня просто не выдаст ПТС на машину, а без этого документа не получится поставить автомобиль на учет в ГИБДД. Ограничения коснутся и производства: больше всего нововведение затронет отечественных производителей и китайские автоконцерны, которые еще продают машины с двигателями стандарта «Евро‑4».
Проблема борьбы за экологию глобальна, и ее решение должно быть всесторонним. Но переход на новые стандарты всегда требует дополнительных затрат. Установка на автомобили двигателей более высокого экологического класса повлечет за собой увеличение их стоимости. На данный момент только те автопроизводители, на чьих предприятиях комплектующие производятся по принципу крупноузловой сборки, имеют возможность выпускать авто стандарта «Евро‑5», например, Nissan, Ford Sollers, BMW, Audi, «АвтоВАЗ». Эксплуатация электромобилей и гибридных авто – один из вариантов эффективной борьбы с загрязнением воздуха. Зарубежные автопроизводители уже несколько лет выпускают машины, работающие на батарейках, водороде, солнечной энергии, сжатом воздухе, диметиловом эфире. Такие источники энергии не выбрасывают вредные вещества в атмосферу, поэтому транспорт, оборудованный подобными системами, относится к высокому экологическому классу.
Введение стандарта «Евро‑6» в ряде зарубежных стран уже повлекло за собой резкое снижение спроса на дизельные автомобили, а потребность в машинах с бензиновым двигателем, гибридах и электромобилях, наоборот, возросла. Но переориентирование на новый экологический уровень требует огромных затрат и усилий со стороны автопроизводителей, поэтому переход сразу на «Евро‑6» невозможен. Российский авторынок сегодня и так переживает не лучшие времена, а резкий рост цен, связанный с повышением уровня экологичности автомобилей, повлечет за собой еще большее снижение покупательского спроса.
Производители уже ведут усиленную подготовку к безболезненному переходу на «Евро‑6» в будущем. Так, например, «Группа ГАЗ» выпускает низкопольный автобус «ЛиАЗ‑5292», соответствующий «Евро‑6», а в цехе по производству систем переработки отработанных газов изготавливает комплектующие для Škoda и Volkswagen с возможностью в будущем перестроиться под новые экологические стандарты. Затраты на доведение экологического класса мотора «Евро‑5» в среднем увеличат стоимость новых авто на 2–7%. А ведь отечественный авторынок за ноябрь уже сократился на 43%, среагировав на общее снижение покупательной способности населения. Помимо неутешительной динамики продаж новых автомобилей, наблюдается сдерживание регулярно повышающимися таможенными пошлинами ввоза подержанных иномарок, что сокращает количество предложений и объем сделок и на вторичном рынке.
На чем же остается ездить российским автомобилистам, когда предпосылок для стабилизации экономической ситуации в стране нет, а новое повышение цен на легковые авто – тот фактор, который может негативно повлиять на продажи в наступающем году? Ответ на этот вопрос найти сложно, несмотря на то, что в нашей стране сейчас активно развивается и поддерживается государством автопром, вводятся новые экостандарты и совершенствуется качество выпускаемых машин. Ведь на падающем рынке все эти меры, неминуемо влияющие на стоимость покупки и содержания авто, в совокупности с расширением зоны платных парковок, ужесточением ПДД, ростом цен на бензин и прочими нововведениями являются дополнительными факторами, снижающими объемы продаж автомобилей в стране.
Автор - первый вице-президент ГК «Автоспеццентр»