«Догузова замахнулась на то, что ей было не по чину»: зачем Путин упразднил Ростуризм

20.10.202219:11

Работавший с 2004 года Ростуризм прекращает свою деятельность: президент решил передать функции ведомства Минэкономики. Причины этого расплывчаты, однако часть опрошенных «Компанией» политологов считает, что дело не только в оптимизации работы правительства, первой жертвой которой пал Ростуризм: глава ведомства Зарина Догузова зашла на «территорию сразу» двух вице-премьеров и замахнулась на то, «что ей было не по чину». Но политическое будущее у нее есть, уверены эксперты.

Президент Владимир Путин подписал указ об упразднении Ростуризма в четверг, 20 октября. Теперь все функции ведомства перейдут Минэкономики, включая контроль над туроператорами. Министерство уверено, что у него есть все полномочия для развития туризма, а решение президента повысит «эффективность реализации» отраслевого нацпроекта, поскольку турэкономика объединяет 40 видов деятельности и 2,5 млн человек.

Курировать туризм в кабмине продолжит вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Он уже сдержанно поблагодарил Догузову «за весомый вклад в развитие индустрии туризма». «Уверен, она продолжит трудиться на благо отрасли и в дальнейшем», — сказал вице-премьер.

Ростуризм в прошлом не раз оказывался в зоне турбулентности: в 90-х у ведомства был министерский статус, который сменился госкомитетом в разных формах. В качестве федерального ведомства Ростуризм оформился в 2004 году, а после его передавали из рук в руки: от Минспорта при Виталии Мутко до Минкультуры при Владимире Мединском.

В 2018 году после критики провалов во внутреннем туризме и больших проблем у профильных операторов за ведомство взялось Минэкономики, через два года году его передали в подчинение правительству, а теперь Ростуризму предстоит окончательно раствориться в Министерстве экономического развития. Впрочем, это произошло уже и де-факто: страницу ведомства удалили с сайта кабмина.

«Да она уже всех достала»

Упразднение Ростуризма часть экспертов связывает с личностью Зарины Догузовой, чье назначение в 2019 году было неожиданным, вспоминает политолог и руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. На эту должность в свое время предлагали, как тогда казалось, более подходящих кандидатов: экс-главу столичного депкультуры Сергея Капкова, директора «Артека» Алексея Каспржака и замглавы Минэкономики Сергея Галкина, но все они «по разным причинам» не подошли, говорили источники РБК. По словам Калачева, за Догузовой, работавшей на тот момент в администрации президента, стояли сильные покровители, к которым причисляли и спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко.

К слову, Матвиенко своеобразно похвалила главу ведомства, уходящего в историю: «Вот появилась Зарина Валерьевна Догузова. Да она уже всех, извините за сленг, достала [с предложениями] о том, что надо развивать туризм, включая все руководство страны. Она креативит, она предлагает». Но эти усилия не оценили и на самом высоком уровне.

В сентябре 2022 года на заседании Госсовета глава Приморья Олег Кожемяко и другие губернаторы предложили Путину создать «единое окно», ведомство, для регулирования туризма по всей стране. Идею поддержала и Догузова.

Чернышенко возразил. Он уточнил, что Догузова уже просила правительство повысить ранг Ростуризма до уровня министерства и дать ему право контролировать всю работу, связанную с туризмом, и сразу же добавил, что кабмин не поддерживает инициативу: за строительство гостиниц и обеспечивающей инфраструктуры должны отвечать именно строители, то есть Минстрой и созданная по инициативе Чернышенко корпорация «Туризм.РФ».

Таким образом Догузова зашла на «поляну» сразу двух вице-премьеров — Марата Хуснуллина, контролирующего туристическую стройку, и Дмитрия Чернышенко с его «Туризмом.РФ», курирующим отраслевой нацпроект с бюджетом в 1 млрд рублей. Ведь строительство туристических объектов было их «огородом».   

«Ее проигрыш на заседании Госсовета был знаковым. Догузова замахнулась на то, что ей было не по чину. А теперь Ростуризм ликвидировали, потому что не оказалось влиятельных интересантов», — объяснил Калачев. По его словам, глава Ростуризма не смогла доказать своему возможному покровителю необходимость обеспечить ей «аппаратную поддержку»

— Константин Калачев

Упразднение Ростуризма — это, в первую очередь, оптимизация работы правительства на фоне дополнительных затрат, связанных с ситуацией на Украине, возражает политолог Марат Баширов. Минэкономики, по его словам, неплохо себя показало во время пандемии, когда решало проблемы застрявших за границей туристов. А Соломоново решение премьера Михаила Мишустина, начавшего выполнять требование Путина по созданию единой структуру развития туризма, потому и «сыграло в пользу» главы Минэкономики Максима Решетникова, а не кого-то другого.

Эксперт считает тезис о персональном интересе некоторых политиков в упразднении Ростуризма «домыслами». «Есть определенная стратегия управления производствами, социальными и туристическими процессами, за которые отвечает правительство. Эта логика важнее, а личные мотивы в этой истории стоят на десятом месте», — уверен Баширов.

«Суровая правда состоит в том, что произошедшее с ведомством — лишь первый шаг оптимизации. Ростуризм — не единственное ведомство, которое будет в конечном итоге оптимизировано»

— Марат Баширов

Между тем в политическом будущем самой Догузовой эксперты не сомневаются. Баширов не исключает, что она станет заместителем Решетникова и будет курировать туротрасль, однако «это будет зависеть от ее личного решения». Эксперт не сомневается, что Ростуризм за все время своего существования «держал» верный курс. Догузова не пропадет, ведь у нее наверняка есть «мохнатая рука», заключил он.