Top.Mail.Ru
$ 50.73
£ 64.48
¥ 38.75
 55.10
 7.86
Нефть WTI 113.72
GOLD 1817.13
РТС 1437.95
DJIA 31438.26
NASDAQ 11524.55
BTC/USD 20115.00
архив

Доктор Spam

31.05.200400:00

Утренняя чистка электронной почты стала такой же нормальной процедурой в жизни офисных сотрудников, как утренний туалет. Скоро мы будем улыбаться непрошеным письмам как старым знакомым: вот все никак не продадут склад на окраине города; вот снова радует глаз красотка Аня – не забывает.

Месяц от месяца спамеры становятся все хитрее. Ну как не посмотреть письмо с животрепещущими темами «Re: как обещала, пишу…» или «НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ОТДЫХ»? Изворотливыми спамеров делают наше неприятие и антиспамовые фильтры. Зато есть повод порадоваться за человеческий мозг: судя по растущему валу анонимных «приветов», он пока выигрывает войну у мозга электронного.

На повестке дня бизнесово-философский вопрос: спам – это хорошо или плохо? И имеет ли смысл вообще оценивать проблему в этой плоскости? Ведь если спам есть, значит, это кому-нибудь нужно. Кому, кроме спамеров? Спам – это временное явление, возникшее из-за неумения жить в информационном обществе, или необходимая составляющая прозрачного и вездесущего цифрового мира? Тему обсуждают независимый консультант Константин Терехин и Владимир Мамыкин, менеджер по информационной безопасности Microsoft.

 

Константин Терехин, независимый консультант:

«В последнее время к традиционным правилам хорошего тона добавилось еще одно: ругать спам.

И что удивительно: не видно хотя бы попытки объективно разобраться в новом явлении. Попробую взять на себя априори неблагодарную роль. Хочу сразу оговориться, что ежедневно получаю от 50 до 150 «писем счастья». И вместе со всеми испытываю не самые светлые эмоции, удаляя кучи ненужных писем, опасаясь случайно стереть важное.

Итак, в чем же суть предъявляемых претензий?

Во-первых, спам – это безадресная рассылка, то есть ее никто не заказывал. Это действительно так. Но разве телевизионную, радио- , печатную или наружную рекламу кто-то заказывал?

Во-вторых, спам стоит денег получателю, так как последний вынужден оплачивать Интернет-трафик и работу компьютерной техники. Однако и тут можно спросить: а разве сотни миллионов людей во всем мире не оплачивают электроэнергию во время трансляций теле- и радиорекламы?

В-третьих, значительная часть спама не соответствует действительности или прямо обманывает потребителей. Но ведь, доверившись традиционной рекламе, покупатель также рискует приобрести несоответствующий обещаниям товар.

Крупнейшие Интернет-провайдеры объявляют о новых антиспамовых фильтрах. Дело дошло до того, что, по некоторым оценкам, каждое восьмое «нормальное» письмо не доходит до адресата из-за антиспамовых программ. Однако кустари-одиночки, коими по сути являются спамеры, придумывают все новые пути обхода этих систем. Почему это возможно? Потому что законы рынка на их стороне. Продавец вынужден искать способы максимально дешевой и эффективной рекламы. Отклик на спам невелик: единицы на тысячу писем. Но каким еще рекламным инструментом вы сможете за $500 разослать сообщения 5 000 000 человек?

Почему же во всем мире никто не выпускает антирекламные приставки для телевизоров? Технически эта задача решается элементарно: необходимо отслеживать автоматическое повышение уровня громкости и ключевые слова и переключать каналы. Люди так устали от навязчивой рекламы, что будут покупать по два таких устройства на один телевизор. Однако таких приставок нет. Почему? Пусть читатель сам ответит на этот вопрос.

Что же в сухом остатке? Спам – это полноправный инструмент рекламы со всеми присущими ей достоинствами и недостатками. Кроме того, в некоторых видах продаж ему практически нет альтернатив. Попробуйте за те же деньги достучаться до потенциального клиента, портрет которого не известен.

За возгласами раздражения, вызванными спамом, не слышны голоса тех, кому он адресован. Миллионы людей во всем мире совершают покупки, пользуясь этими рассылками. По некоторым оценкам, объем сделок составляет десятки миллиардов долларов в год.

Рискну сделать вывод, что по эффективности, если понимать под этим стоимость отклика, спам – это один из самых лучших способов массовых рекламных коммуникаций. И чем быстрее он займет достойное место среди инструментов рекламы, тем интенсивнее будут развиваться целые отрасли бизнеса».

 

Владимир Мамыкин, Microsoft:

«Я не люблю спам. Некоторые его защищают, утверждая, что это просто один из видов современной рекламы. Это совсем не так.

Реклама имеет обратный адрес: почтовая, телевизионная, обычная реклама по электронной почте. Спам обратного адреса не имеет. Точнее, он имеет поддельный обратный адрес. Если все законно, зачем скрываться?

От рекламы можно отказаться. Рекламный буклет, присланный по почте, можно отослать назад с просьбой больше не беспокоить. Можно отказаться от обычных электронных рассылок, направив по обратному адресу просьбу больше их не присылать. Это сработает. От рекламы в СМИ отказаться также можно. Переключите канал или не смотрите телевизор во время рекламы. На это вы почти не тратите времени.

От спама отказаться нельзя. У него просто нет обратного адреса. И вы тратите свое время на уничтожение непрошеных писем. Так что спам так же похож на рекламу, как украденный автомобиль – на легально купленный.

Около половины писем в наших ящиках – от спамеров. Если вы работаете только с почтой, то, значит, половина стоимости оплаты вашего Интернет-трафика идет на оплату скачивания спама. В мировых масштабах это миллиарды долларов, евро, рублей. Вот откуда дешевизна рассылки! Если бы за обычную бумажную почтовую рассылку рекламных бюллетеней платили не отправители, а мы, получатели, как бы мы к таким рассылкам относились?

В технологиях рассылки спама есть новости. Неприятные. Новые компьютерные вирусы-черви начинают интегрироваться со спамом, готовя его непрошеное вторжение. А распространение вредоносных программ – это уже нарушение закона.

Думаю, что люди, защищающие спам, просто вовлечены в основанный на нем бизнес. Да, кому-то дорого пользоваться обычной рекламой. Но тот, кто умеет эффективно работать в определенном законом поле, активно пользуется ею. Из того, что какая-то вещь не по карману, вовсе не следует, что эту вещь можно украсть.

Эффективность спама эфемерна, это эффективность нарушения законов общества, это нарушение прав личности на частную жизнь. Эффективно ли красть? Для вора – да, а для нас с вами – нет. Как бы защитник спама отнесся к тому, что, придя однажды домой, обнаружил бы у себя в квартире поджидающего его коммивояжера с разложенными на полу товарами?

Сегодня еще не везде осознают опасность спама для общества. Так же как на заре автомобилестроения не сразу осознали опасность для людей неотличимых друг от друга автомобилей. И потом для их учета и наказания нарушителей правил движения автомобилям стали давать номера.

Так же как не сразу пришли к пониманию того, что торговая марка – «брэнд» – это продукт труда и подделывать, то есть воровать, торговые марки нехорошо. И стали за это судить и сажать в тюрьму.

Цивилизация развивается, общество определяет свое отношение к новым явлениям. Оно уже практически определилось и по отношению к спаму. В некоторых странах, например в США, уже приняты законы против спама. И спамеров начинают привлекать к суду. Уверен, что и мы в своей стране сумеем защитить себя от непрошеных гостей. Цивилизация уже делает свой правильный выбор».

Еще по теме