Top.Mail.Ru
финансы

Доллар, гудбай: как санкции изменят роль американской валюты в мире

Фото: Dimitri Otis / Photodisc / Getty Images Фото: Dimitri Otis / Photodisc / Getty Images

Беспрецедентные по мощи и масштабам санкции, которые Запад ввел против России, сулят валютной системе большие изменения. В Международном валютном фонде (МВФ) считают, что доллар постепенно будет утрачивать свою силу, уступая часть операций более мелким резервным валютам. Эксперты говорят, что больше всего шансов подняться у юаня, который пока занимает в резервах центробанков лишь пару процентов. При этом не исключено, что помимо золотовалютных резервов страны начнут создавать криптовалютные. 

С заявлением о будущем доллара выступила Гита Гопинат, первый заместитель директора-распорядителя МВФ. По ее мнению, санкции могут ослабить господство американской валюты. «Доллар останется основной глобальной валютой даже в такой ситуации, но на меньшем уровне фрагментация, безусловно, вполне возможна», — сказала Гопинат в интервью Financial Times.

Она отметила, что финансовые и экономические ограничения могут спровоцировать появление в мире небольших валютных блоков. Внутри этих блоков отдельные страны будут торговать между собой. Некоторые страны уже пересматривают валюту, в которой им платят за товары, и отходят от использования доллара. Это, в свою очередь, ведет к диверсификации резервных активов центробанков.

«Страны, как правило, накапливают резервы в валюте, в которой они торгуют с другими странами и в которой занимают средства на внешнем рынке», — пояснила представитель МВФ. 

Долларовый спад

Доля американского доллара в международных резервах начала снижаться задолго до начала спецоперации на Украине. В четвертом квартале 2020 года она упала до 59,02%, минимального уровня с 1995 года. При этом доля евро в резервах центробанков на тот момент достигла 21,24%, что стало максимумом с 2014 года.

Абсолютного максимума доля доллара достигла в 2001 году, когда составляла 72,7% международных валютных резервов центробанков. Евро установил рекорд в 2009 году (тогда его доля составляла 28,03%).

Основными резервными валютами по значимости сегодня считаются:

  • доллар,

  • евро,

  • фунт стерлингов,

  • швейцарский франк,

  • иена,

  • юань.

Если в первой валюте номинировано около 60% мировых резервов, то в последней — менее трех.

Гопинат уточнила, что за последние 20 лет доля доллара в мировых резервах сократилась на 10%. В частности, активную дедолларизацию вела Россия. Если в 2013 году на доллары приходилось 45% международных резервов отечественного ЦБ, то 2021-м — уже 16,4%. 

Рассвет юаня и крипты 

Безусловно, заморозка резервов российского ЦБ, которую мы увидели в самом начале спецоперации, подрывает доверие к доллару как к резервной валюте, заявил журналу «Компания» доктор экономических наук Валентин Катасонов. По его словам, некоторое «отползание» от американской валюты уже началось.

«Саудовская Аравия ведет с Китаем переговоры. Я думаю, скоро они договорятся о поставках саудовской нефти за юани. Индия готовится покупать российскую нефть за рубли и рупии. Инициатива Путина о продаже газа за рубли также означает, что со своего пьедестала слетают как доллар, так и евро, так что процесс ухода от этих валют уже начался», — сказал эксперт.

Прежде всего от расчетов в долларах будут отказываться сырьевые государства и крупные покупатели сырья, считает главный портфельный управляющий инвестфонда «КТ» Вячеслав Зайченко. И дело тут вовсе не в недоверии к американской экономике.

«Покупатели боятся за свою частную собственность. Сейчас, если Китай платит России за газ в долларах, его средства на корреспондентских счетах в американских банках могут просто заморозить. Именно от этого риска участники рынка хотят уйти», — сказал он.

Единственная резервная валюта, с которой ситуация сейчас лучше, чем с долларом, это китайский юань, отметил эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. «Я думаю, что Саудовская Аравия хочет торговать нефтью в юанях потому, что не хочет хранить деньги в долларовых резервах, которые испаряются темпами 5-6% в год», — сказал он.

Эксперт напомнил, что долларовая инфляция сейчас находится на уровне 8%. Высокая инфляция также в Евросоюзе и Великобритании. «Поэтому доля доллара в резервах центробанков однозначно будет падать, а юаня, равно как и золота, — расти», — считает эксперт.

Падение популярности американской валюты хорошо скажется и на криптовалюте. В МВФ считают, что санкции ускорят внедрение цифровых активов, от криптовалют и стейблкоинов до цифровых валют центробанков.

«Конечно, здесь есть стимул. На мой взгляд, в ближайшем будущем мы увидим создание криптовалютных резервов на уровне стран. Такие резервы уже создал Сальвадор, скоро подключатся и страны побольше», — заявил криптовалютный трейдер Евгений Каминский.

Вряд ли все страны перейдут на цифровую валюту одновременно, добавил эксперт. Скорее всего, внедрение таких инструментов начнется с коалиций вроде БРИКС или СНГ. «Инфраструктура для цифрового рубля, доллара и юаня у стран тоже есть. Так что мы и без всяких санкций увидели бы рост оплаты товаров и услуг в криптовалюте», — заключил он.