Top.Mail.Ru
мнения

Дома престарелых остаются в серой зоне

Фото: ТАСС Фото: ТАСС
Алена Афонина — управляющий партнер федеральной сети частных пансионатов для престарелых УК «Социальные системы»

В России социальный бизнес, решающий проблемы пожилых людей, — очень непростая история.

Оценить реальный объем рынка частных пансионатов для пожилых сейчас практически невозможно: очень многие его игроки стараются не афишировать свою деятельность. По нашей оценке, объем частного сектора может составлять около 20 тыс. мест.

Если отталкиваться от данных Росстата, на конец 2018 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 37 млн. Из них 2,8 млн — это люди, сильно ограниченные в самообслуживании или же частично или полностью прикованные к постели. Социальное обслуживание из этих почти 2,8 млн получали только 240 тыс. человек. По данным НАСО (Национальная ассоциация участников социального обслуживания), в 2040 году людей старше 70 лет будет в 3,5 раза больше, чем в 2020-м, а потребность в профессиональном постоянном уходе вырастет на 28 %. Этот показатель можно считать зоной роста для российского рынка — как для его «белой» части, так и для «серой».

Рынок услуг для пожилых людей недостаточно отрегулирован, на нем до сих пор действует значительное количество заведений, предоставляющих сервис низкого качества. Эти «теневые» пансионаты зарабатывают на незнании людей о том, как можно обеспечить уход за пожилыми родственниками легально, качественно и недорого. Но самое печальное, что такие дома престарелых поддерживают у населения устоявшиеся еще в советское время стереотипы о том, что пансионаты — это места уныния и печали с ужасными условиями проживания, куда зловредные дети «сдают» надоевших родителей.

Сотрудничество с государством в этом бизнесе поможет решить три проблемы:

  1. имидж и репутация — государство, по сути, выступает гарантом того, что пансионат работает честно, предоставляет качественные услуги и обеспечивает безопасность постояльцев;
  2. формирование потока денежных средств от тех постояльцев, за которых платит государство.
  3. масштабирование — когда государство становится соинвестором проекта, не входящим в операционное управление пансионатом.

Мы вместе

Пожалуй, лучшее, что может сделать частный пансионат для престарелых, чтобы, с одной стороны, подтвердить потенциальным клиентам свою надежность, а с другой — получить от государства гарантированный поток постояльцев, — это войти в государственный реестр поставщиков социальных услуг. Однако такой вид государственно-частного партнерства сопряжен с определенными сложностями.

Во-первых, сбор необходимых документов занимает от нескольких месяцев до года. Требования одних проверяющих органов иногда противоречат требованиям других; кроме того, они различаются в зависимости от региона. То есть универсального решения, которое бы позволило всем пансионатам одной сети быстро войти в реестр поставщиков социальных услуг, не существует.

Во-вторых, нужно быть готовым к постоянным проверкам разных инстанций, таких как Роспотребнадзор, пожарный надзор, налоговая, органы соцзащиты.

В законодательстве сейчас имеются некоторые лазейки для пансионатов: такие заведения при оформлении определенного вида деятельности могут существовать практически незаметно для проверяющих органов, при этом оставаясь в легальном поле. Качество предоставляемых услуг, равно как и ценообразование, остается на их усмотрение. В некотором смысле это выгодная позиция. Тут все зависит от того, насколько министерства и комитеты соцзащиты готовы оказывать поддержку частным поставщикам, выделяя бюджетное финансирование и проводя разъяснительную работу, чтобы действительно улучшить качество оказания услуг, а не иметь целью лишь штрафы ради штрафов.

В-третьих, в разных регионах мы видим разную скорость внедрения такого сотрудничества. Например, в Москве и Санкт-Петербурге процессы уже довольно хорошо отлажены, регионы понимают свою экономику и знают, проживание какого количества постояльцев и на каких условиях (какой процент от пенсии будет выплачивать сам постоялец) они могут обеспечить. В других регионах экономика только просчитывается.

Что нам стоит дом построить

Второй, он же классический, вариант государственно-частного партнерства прописан в 115-ФЗ. Государство может предложить управляющей компании здание для открытия в нем пансионата для престарелых и поддержать проект, например минимальной арендной ставкой. Как правило, предлагаемое здание нуждается в ремонте или реконструкции. Управляющей компании потребуется сделать проект пансионата, включая бизнес-план, который государство, как соинвестор, одобрит и только тогда подпишет договор. Государство не будет входить в операционное управление проектом, но возьмет на себя обязательство заполнять определенный процент мест в пансионате. Однако стоимость проживания постояльцев определяется местными тарифами на социальные услуги.

Плюсы такого сотрудничества — минимальная арендная ставка, гарантированный поток клиентов и имиджевая составляющая (пансионатам, сотрудничающим с государством, доверяют больше). Добавочную прибыль заведение может получать от дополнительных услуг.

Однако есть и обратная сторона медали. Такое партнерство — это всегда долгие инвестиции. Реконструкция помещений может занять несколько лет. За это время изменятся, например, тарифы на социальные услуги. Мы сталкиваемся и с бо́льшим количеством неизвестных, которые не позволяют досконально просчитать экономику проекта. Это дополнительные риски.

Работать с государством можно только при условии, что проект соответствует всем нормам безопасности, прописанным в соответствующих документах. Учитывать актуальные нормативы нужно еще на стадии описания проекта. Иначе он не пройдет даже первое рассмотрение.

Государство не рассматривает управляющие компании без успешного опыта именно в этой сфере деятельности.

Даже очень хороший проект не пройдет согласование, если его команда раньше не управляла пансионатами для престарелых. В некоторых регионах готовы работать только с управляющими компаниями, имеющими опыт на рынке соответствующих социальных услуг от пяти лет. При этом команда должна быть полностью укомплектованной.

По условиям договора, отремонтированное здание в любом случае остается в собственности государства. И если оператор предоставляет некачественные услуги, оно имеет право разорвать контракт. Бизнес должен быть постоянно готов к любым проверкам. Кстати, качество услуг проверяется путем независимой экспертизы, так что самостоятельно выбрать частную компанию, которая проведет проверку и выдаст нужное резюме, не получится.

Надо отметить, что для рынка в целом государственно-частное партнерство — хорошая история, несмотря на объективные сложности. Такое сотрудничество заставляет игроков постоянно бороться за повышение качества услуг, и в результате развивается здоровая конкуренция. Да и сам рынок становится более прозрачным и понятным для клиентов.

Еще по теме