Top.Mail.Ru
архив

Два с полтиной

Производители средств связи не смогли представить на выставке CeBIT-2001 в Ганновере «трубки» третьего поколения. Однако за них это могут сделать компьютерные компании. На дворе – конвергенция, границы между секторами рынка рушатся. Компании все чаще предстают в необычных амплуа.

В недобрый час Нынешней международной выставке высоких технологий CeBIT в Ганновере не повезло. Предыдущая выставка в 2000 году проходила на пике подъема NASDAQ. Нынешняя – на фоне продолжающегося падения индекса (за время работы выставки NASDAQ упал до отметки 1794). Топ-менеджерам мирового hi-tech пришлось немало постараться, чтобы изобразить оптимизм в условиях откровенно «медвежьего» рынка. «Я не оптимист, но и не пессимист. Я реалист, – заявил в Ганновере вице-президент Motorola Фред Кузник. – В нынешней драматической ситуации все же есть основания верить в будущее». Президент EMEA компании Avaya Communications Патрик Лелурье в интервью «Ко» заявил: «Индекс может упасть еще ниже. Это чревато переделом рынка. В Европе некоторые инвесторы уже воспользовались тем, что цены на акции упали очень низко, и скупают пакеты». В свою очередь, директор EMEA компании Lucent Technologies Карлос Мира сообщил «Ко», что биржевых спекулянтов не нужно отождествлять с индустрией высоких технологий: «У «дот-комов» не было ни продуктов, ни пользователей, ни доходов. У них были только акции, причем цены этих акций базировались не на реальных показателях, а на ожидании того, что завтра эти акции будут котироваться еще дороже. Такой подход не имеет ничего общего с настоящим бизнесом».

На манеже все те же Между тем в настоящем бизнесе продолжаются тенденции, начавшиеся в середине 90-х. Главные из них – конвергенция и мобильность. Через несколько лет границы между секторами рынка hi-tech исчезнут. Да они уже и сегодня весьма условны: производители телекоммуникационного оборудования, компьютеров, ПО, операторы связи и медиа-бизнес испытывают всевозрастающий интерес друг к другу. В ходе конвергенции компании создают продукты, находящиеся на стыке традиционных секторов, и выступают в непривычном для себя амплуа. В самом деле, кто бы лет пять назад мог предположить, что IBM будет показывать на CeBIT бытовую технику? Однако на CeBIT-2001 IBM демонстрировала «интеллектуальную» стиральную машину. Вслед за Intel и Cisco компания проявила интерес к «виртуальному дому» (так принято называть жилой дом, в котором все бытовые приборы управляются через Интернет) и разработала для него «мыслящий» бытовой прибор. Другой пример нетрадиционного амплуа: финскую Nokia «занесло» в автомобильный бизнес – компания показывала на CeBIT радионавигационный комплекс для водителей. Конечно, конвергенция не сводится к переходу на выпуск стиральных машин. Смысл конвергенции в том, что компании не хотят более производить «просто компьютеры» и предлагают комплексные решения, нацеленные на автоматизацию тех или иных сторон жизни человека. В результате компании осваивают новые для себя секторы бизнеса. Выход компьютерных гигантов на поле бытовой электроники – лишь частный пример конвергенции. Однако перенос бизнеса в нетрадиционный сектор не означает, что компания оторвалась от старых конкурентов. IBM вышла в сектор бытовой электроники и обнаружила, что здесь помимо «коренных» обитателей сектора вроде Samsung, Philips и Sony ее поджидают «старые компьютерные знакомые»: Hewlett-Packard тоже собралась внедриться в быт и под девизом «Изменим жизнь!» предложила серию продуктов для дома и малого бизнеса (сектор SOHO). В этом же направлении движется Compaq, выставившая на CeBIT решения для SOHO. На манеже, как говорится, все те же. По мере того как стиральные машины «учатся мыслить самостоятельно», традиционные компьютеры становятся все менее востребованными. IDC зафиксировала, что в 2000 году европейский рынок настольных компьютеров вырос всего на 9,5%. Впрочем, дело здесь не только в том, что информационные функции берут на себя периферийные устройства и бытовые приборы, но и в том, что стационарные компьютеры более не устраивают потребителя. Пользователя интересуют мобильные компьютеры: по данным IDC, европейский рынок ноутбуков в 2000 году вырос на 37,9%. Вторая важнейшая тенденция глобального рынка информационных технологий – мобильность. В игре под названием «сделаем мир мобильнее» участвуют производители телекоммуникационного оборудования, операторы связи, а также, как свидетельствует статистика IDC, производители компьютеров. По мере развития электронного бизнеса человек получает возможность совершать все больше операций, не выходя из дому. Но парадокс в том, что людям не сидится в упакованном электроникой доме; они все больше путешествуют и соответственно испытывают всевозрастающую потребность в мобильных устройствах, позволяющих совершать многочисленные транзакции «на ходу». В результате Ericsson придумала и показала на CeBIT технологию, девизом для которой могло бы стать известное высказывание Цицерона «все мое ношу с собой». Смысл этой технологии в том, что мобильный телефон может на высокой скорости «цепляться» к чему угодно, включаться в публичные сети сотовой и фиксированной связи и проводить любые операции. «Благодаря этой технологии человек может получить доступ куда угодно и откуда угодно», – говорит президент Ericsson Diax Юрген Уде Енсен. В свою очередь, Lucent Technologies показала на выставке технологию AnyMedia, которая позволяет соединять «все со всем». Эта платформа представляет собой универсальное средство коммуникации, способное работать с любыми сетями – мобильными, фиксированными, волоконно-оптическими и т.д. Таким образом, на смену сегментированному рынку идет «рынок без границ». Образуется своего рода «шенгенская зона высоких технологий» размером с планету. Прежде компании конкурировали между собой в конкретном секторе, а ныне производители мобильных универсальных решений конкурируют с производителями других мобильных универсальных решений по всему спектру рынка.

«Мобилка» от Compaq Одной из главных интриг CeBIT-2001 было ожидание «третьего поколения» – какая из компаний покажет прототип терминала мобильной связи 3G? Не показала ни одна. Nokia, Ericsson, Motorola, Siemens, Alcatel, другие производители средств мобильной связи представили коллекции продвинутых трубок. Однако, несмотря на все «навороты», эти коллекции все же не относятся к третьему поколению. Производители поскромнее относят нынешние коллекции к «поколению 2,5». Компании побойчее заявляют о том, что вплотную подошли к 3G. Ситуацию в Европе комментирует директор Lucent Technologies Карлос Мира: «Рынок мобильной связи третьего поколения сложится тогда, когда к этому будут готовы производители, операторы и пользователи. Но даже в странах Северной Европы, где мобильной связью пользуется 70% населения, рынок не готов к 3G. Тем более не готовы к новому поколению развивающиеся рынки. Мобильный Интернет – это не то же самое, что www. Должны сложиться качественно новые виды сервиса. Формировать рынок и готовить пользователей предстоит операторам, однако европейские аукционы, на которых продавались лицензии 3G, оказались слишком дорогими. Операторы вложили в лицензии значительно больше средств, чем планировали. В результате после аукционов операторы не могут продвигать 3G так активно, как им самим хотелось бы. Из-за недостатка денег операторы хотят обойтись полумерами, поэтому продвигают «поколение 2,5». У них есть лицензии, но нет инфраструктуры для 3G. Сегодня в развитие 3G инвестируют производители базового оборудования – Lucent Technologies планирует в конце 2001 года показать аппаратуру для сотовой связи третьего поколения. Однако это оборудование некоторое время будет невостребованным. Причина не только в том, что лицензии оказались дорогими, но и в том, что отстают производители трубок: то, что они сегодня разработали, не устраивает их самих». По мысли Карлоса Мира, совершенно неочевидно, что первую трубку 3G покажут Nokia, Ericsson или другой производитель телефонов. С тем же успехом пионерами могут оказаться Compaq, Dell или любой производитель компьютеров: «Телефон 3G будет мало похож на своего предшественника. Он скорее может напоминать собой мобильный компьютер. Будут специальные терминалы для игр, для подростков, для бизнеса – я видел эти проекты. Compaq и Dell ведут разработки карманных компьютеров с телекоммуникационными функциями». Не исключено, что их опыты окажутся более успешными, чем разработки производителей телекоммуникационного оборудования.

Поверх барьеров Тем временем и в фиксированной связи происходят структурные изменения. В Avaya Communications убеждены, что одним из главных направлений развития телефонии станут сети для передачи голоса и данных, в том числе голоса поверх Интернета (VoIP). Патрик Лелурье утверждает, что эта технология (тоже, кстати, продукт конвергенции) позволяет сэкономить от 40% до 60% корпоративных расходов на связь. Кроме того, благодаря VoIP компании могут предоставлять клиентам множество новых услуг. Патрик Лелурье говорит, что сеть гостиниц Hilton внедрила у себя VoIP и теперь постояльцы Hilton могут входить в Интернет или телефонные сети из своих номеров с большей скоростью и за меньшие деньги. Тем самым Hilton получила серьезное конкурентное преимущество перед другими гостиничными сетями. Avaya, специализирующаяся на создании интеллектуальных сетей (в том числе на разработке оборудования и софта для колл-центров – в Европе Avaya лидирует в этом сегменте), считает, что только благодаря подобным интеллектуальным решениям и возможна персонализация отношений с клиентами. Компания получает возможность изучить предпочтения клиента и «подстроиться» под него.

Догнать и обогнать финнов Пока западные ИТ-компании «подстраиваются» под клиентов, их российские коллеги прокладывают пути на мировой рынок. В CeBIT-2001 приняли участие 55 российских компаний и институтов. Одни (как МТС) участвовали в CeBIT «для имиджа». Другие – чтобы продемонстрировать свои достижения. Менеджер компании «Транстелеком» Андрей Семин-Вадов говорит, что его компания, построившая волоконно-оптическую сеть вдоль российских железных дорог, вышла на CeBIT, чтобы рассказать о возможностях этого проекта. По словам Семина-Вадова, интерес к сети «Транстелекома» уже проявили операторы стран Дальнего Востока и СНГ. Свои решения на CeBIT представили Cognitive Technologies, «Формоза», «Лаборатория Касперского», ABBY и другие компании из России. По количеству участников CeBIT Россия обошла Финляндию, Японию и Норвегию. Осталось обойти их на мировом рынке...

Вавилонские зонтики В ежегодной выставке высоких технологий CeBIT на сей раз приняли участие более 8 тыс. компаний, выпускающих самые разные продукты – от электронных игрушек до банковских систем. Выставка занимает 26 павильонов общей площадью 460 тыс. кв. м. Из них 6 павильонов отведены под телекоммуникации, столько же – под ИТ в различных секторах экономики, 5 – под Интернет-решения и ПО, а остальные посвящены автоматизации офисов, устройствам хранения данных, карточным технологиям, системам безопасности... Администрация выставки резервирует определенное число павильонов для каждой страны. Шире всего представлена Германия – около 4600 участников, включая карликовые компании, производящие софт. Самая лаконичная экспозиция у Аргентины – один стенд. Огромное количество участников создает избыточные информационные потоки. Чтобы посетитель мог разобраться в этом столпотворении, оргкомитет выставки применяет различные информационные технологии. Один из примеров: специальные автоматы «сбрасывают» через инфракрасный порт на карманные компьютеры посетителей путеводители по выставке. Впрочем, высокие технологии действуют на CeBIT с перебоями. В частности, сервер, обеспечивавший работу пресс-центра, «полетел» в первый же день выставки. Администрация пресс-центра CeBIT свалила вину за это на IBM. Когда же сервер «заглох» и во второй день, штат CeBIT изменил свою позицию: «Слишком много журналистов, и все они хотят в Интернет». Маленькая компания с небольшим рекламным бюджетом едва ли может быть замечена посетителями ганноверского столпотворения. В потоке избыточной информации глаз улавливает только хорошо знакомые торговые марки. В этих условиях IBM применила технологию «зонтичного брэнда»: на огромном стенде на видном месте были помещены логотипы IBM, а этажом ниже – логотипы малоизвестных компаний – партнеров IBM. Подобную технологию применило и российское Министерство науки, соорудившее коллективный национальный стенд, на котором разместились несколько российских институтов и компаний. Сделано это было, правда, не для «зонтичного брэндинга», а из финансовых соображений – так дешевле. Первыми посетителями этого стенда были немецкие полицейские: в день монтажа с российского стенда украли два монитора...

Еще по теме