Top.Mail.Ru
архив

«Двери» вместо «Окон»

За последние пять лет в мире было сделано «слишком много изобретений». Из 37 тыс. патентов, которыми обладает IBM, более 6 тыс. получено за два последних года. Следующие два года принесут еще больше открытий. Возрастут и объемы данных о клиентах предприятий. Между тем вал информации, если не превращать его в знания, способен дезориентировать любой бизнес.

 

По мнению директора по маркетингу и продажам компании «Микротест» Леонида Кляймана, современный руководитель порой не ощущает на себе результатов информатизации предприятия. Информационную систему внедрили, она успешно работает. Кадровики довольны, бухгалтерия и кладовщики – счастливы. А в жизни директора ничего не изменилось. Он по-прежнему собирает сводки о прошедшем дне с помощью селекторного совещания или телефонных звонков. И чувствует себя обманутым, не понимая, за что заплатил немалые деньги.

 

Светлая мечта директора

До светлой мечты каждого директора – чтобы компьютер показывал все сам – остается один технологический шаг. Нужно соединить возможности финансовых и управленческих систем с Интернет-решениями, связав воедино внутреннюю сеть предприятия с «мировой паутиной». Но этот шаг мешают сделать сотни преград в виде разнородных стандартов и языков разработки.

На конференции компании SAP в Лейпциге, посвященной корпоративным порталам – своеобразным «дверям» в информационные джунгли, выступали «первопроходцы», уже проторившие дорогу в этих дебрях. Из двух тысяч человек, представлявших на конференции разные страны региона EMEA, почти 50% имели «продуктивный», то есть успешный, опыт использования корпоративных порталов.

По словам менеджера компании HenkelSurfaceTechnologies Раймунда Броваржика, до внедрения корпоративного портала SAP составление отчетов и планов было для них сущим мучением. Это предприятие, оборот которого в 2000 году составил около $1 млрд, владеет 48 разнопрофильными заводами в 30 странах, сбывая продукцию в 63 государствах. Объединение планов всех подразделений в единый документ и сведение финансовых показателей в одну валюту занимало около трех месяцев. Когда же эта «энциклопедия», состоящая из таблиц Excel, принимала окончательный вид, ее просто ставили на полку и больше никогда ею не пользовались. Стоит ли говорить, что она была крайне неудобной для анализа и сравнения показателей прошедших лет и текущего периода.

«В этом году все документы и таблицы были готовы через три дня после завершения отчетного периода, – вспоминает Раймунд Броваржик. – Появилась возможность поквартально и помесячно сравнивать в централизованном порядке отчетные данные – как планируемые, так и текущие. Естественно, по любой из характеристик – регион, отрасль, страна, предприятие».

Внедрение портала на голландском предприятии AkzoNobel позволило сократить затраты на 1% от оборота. А фармацевтическому гиганту Bayer, у которого в сети работают 15 тыс. сотрудников, портал позволил заметно повысить производительность труда менеджеров. В Colgate порталом как основной рабочей средой пользуются 96% сотрудников. Кристоф Беккер из BASF говорит, что концерну с помощью портальных решений удалось преодолеть препятствия, мешавшие интеграции данных из 30 тыс. различных программ. Это позволило упростить и улучшить работу 20 тыс. пользователей.

«Мне ежедневно говорят, что SAPPortals дорог и тяжело внедряется, но я не знаю альтернатив этому решению, – утверждает соучредитель и CEOSAPAG Хассо Платтнер. – Сегодня внутри крупных предприятий вследствие неравномерного роста, слияний и поглощений сложились разнородные информационные среды. В рамках одной компании данные накапливаются в различных инженерных, финансовых, маркетинговых системах. И эти ресурсы «не понимают» друг друга. Менеджеры теряют время, перенося данные из программы в программу или решая задачу, которую уже решили коллеги на их же предприятии, но они об этом не знают».

«Портал делает удобным доступ к любому приложению, – продолжает Хассо Платтнер, – независимо от того, какой программой он управляется и на каком языке программирования написан. Системы должны сами распознавать друг друга, освобождая работникам время для более производительной работы. А поскольку общего стандарта быть не может, то нужна основа для обмена данными из различных источников. Такой платформой и является портал.

Шай Агасси, CEOSAPPortals, представляет будущие предприятия как самонастраивающиеся через портальные механизмы системы, быстро реагирующие на колебания рыночного спроса.

 

«Наш топ-менеджмент очень мобилен»

Вопрос о том, станет или не станет Интернет средой для обмена бизнес-информацией, уже не актуален. На конференции SAP дискутировались сроки и темпы развития инфраструктуры реального бизнеса в «паутине». Отечественные системные интеграторы тоже строят корпоративные порталы для крупных корпораций. Наибольший интерес вызывают решения, предполагающие хранение разрозненной информации и ее преобразование в единую систему (BusinessInformationWarehouse). Из системы извлекаются уже преобразованные данные, позволяющие видеть на мониторе оперативные данные – от котировки акций предприятия до производительности отдельных подразделений и количества звонков в сервисный центр.

«В первую очередь из портальных решений мы установили mySAPWorkplace, обеспечивающую персонализированный доступ через Интернет к необходимым данным о предприятии, – говорит Александр Тарасов, начальник службы поддержки стратегических решений ОАО «Белгородэнерго». – Наши топ-менеджеры очень мобильны, много времени проводят в командировках. Если раньше им приходилось звонить и спрашивать, как идут дела, то теперь они могут зайти в сеть предприятия со своих ноутбуков, даже находясь в другом городе, и увидеть все показатели сами. Они ни на секунду не теряют контроля над компанией. И если звонят, то спрашивают, уже владея ситуацией, о чем-то конкретном».

 

Ивану Ивановичу отгрузили?

Владислав Мартынов, генеральный директор NavisionCIS, которая предлагает решения, конкурирующие с SAP, тоже считает, что время продуктов класса EnterprisePortal уже пришло. «Хотя, – признает он, – некоторые наши клиенты сомневаются в том, что подобные системы могут принести реальные деньги. Цена кажется им выше, чем предполагаемая отдача. Но ситуация меняется. Клиенты начинают понимать, что корпоративный портал позволяет снизить стоимость рабочего места в системе управления предприятием. Это очень важно для холдинговых структур. Например, «Тюменнефтегеофизика», геологоразведочные партии которой разбросаны на большой территории, после внедрения системы планирует экономить 1 млн – 3 млн руб. в квартал только на оперативном учете запасов».

Леонид Кляйман считает, что внедрению порталов мешает низкий уровень подготовки менеджеров, не умеющих работать даже с установленными информационными системами. «Большинство российских предприятий пока не определились с той многомерной системой координат, которой они должны следовать для достижения успеха, – говорит Леонид Кляйман. – Западный менеджер выводит на экран монитора 10 – 15 окошек и знает, как по ним ориентироваться. У российского же менеджера таких цифр нет. Даже если он выведет имеющиеся данные на экран, то он не сможет через них управлять компанией. Объективная проблема: вечная двойная отчетность и отсутствие достоверной информации в системе. В результате бизнес строится на ощущениях: нравится – не нравится; получилось – не получилось. На завод приходит свежеиспеченный MBA, обученный анализу финансовых коэффициентов и проектному менеджменту, а директора интересует лишь одно: сколько вчера было отгружено. Он не спрашивает об отдаче на инвестиции и изменении стоимости акций. Разговоры о бизнес-аналитике и управлении знаниями вызывают у него подозрения. На таких предприятиях ситуация изменится только тогда, когда они станут открытыми».

Практика показывает, что компании, которые управляются без информационных систем, оцениваются инвесторами на 30 – 50% дешевле аналогичных компаний, располагающих системами управления. Способность управлять структурированными и неструктурированными знаниями и умение гибко перестраивать бизнес-процессы относятся к нематериальным активам предприятия и добавляют им не меньше стоимости, чем торговая марка.

Еще по теме