Top.Mail.Ru
архив

Экспорт любой ценой

40 лет назад Южная Корея была нищей страной с убогой экономикой. В 60-е годы ХХ века страна начала стремительно развиваться. Инициатором быстрого развития был генерал Пак Чжон Хи. Главными действующими лицами корейской экономики стали концерны – чеболи. Cегодня чеболям тесно на родине, и они осваивают рынки Китая, Бразилии, стран СНГ.

 

До конца XIX века сообщения на дальние расстояния в Корее передавались с помощью сигнальных костров. Первая телеграфная линия между Сеулом и Инчхоном была открыта 25 сентября 1885 года, протяженность линии составляла 30 км. Годом позже началась телефонизация Страны утренней свежести: на территории императорского дворца были установлены телефонные аппараты. В 1902 году появилась первая коммерческая телефонная служба, а в 1924 году международная телефонная линия связала Сеул с Фэнтянем в Китае.

Первая половина прошлого столетия складывалась для Кореи неудачно. В 1910 году Корея была колонизирована Японией и находилась в зависимости от нее до 1945 года. Для японцев Корея играла роль сырьевого придатка и поставщика бесплатной рабочей силы. Освобождение от колониальной зависимости принесло новые проблемы. Страна была разделена на две части. Север контролировался Советским Союзом, юг – Соединенными Штатами.

В ходе войны между Севером и Югом (1950 – 1953 годы) экономика страны была практически полностью разрушена. В дальнейшем пути развития КНДР и Республики Корея разошлись. На Севере была создана тоталитарная экономическая система, на фоне которой роман-антиутопия Оруэлла «1984» кажется бледным и маловыразительным. Что же касается Южной Кореи, она начала быстро расти, пробиваясь на международные технологические рынки.

 

Корейские пятилетки

Несмотря на идеологические разногласия со странами социализма (прежде всего с КНДР), южные корейцы развивали свою экономику при помощи опробованных при социализме пятилетних планов. Первая южнокорейская пятилетка (1962 – 1966 годы)должна была заложить основы индустриализации страны.

Основой превращения некогда нищей Южной Кореи в индустриальную державу стали концерны-чеболи. (Об истории корейского «экономического чуда» см. «Ко» № 3 (199) от 28 января 2002 года.) Задача перед чеболями была поставлена предельно ясная – «экспорт любой ценой». Чеболи взяли курс на агрессивный рост, причем в нескольких секторах каждый. В конце 1970-х большинство южнокорейских чеболей представляли собой многопрофильные компании, которые стремились производить все: от радиоприемников и танкеров до пулеметов.

Чеболи не были корейским изобретением. Подобные концерны существовали и в Японии – там они назывались «дзайбацу». К появлению чеболей приложили руку и США. В создании некоторых из них – например, LG – американцы приняли непосредственное участие.

Чеболи создавались и развивались как семейные фирмы. Личность основателя концерна окружалась почти мистическим ореолом. Кресло главы чеболя передавалось по наследству: руководитель заранее решал, кто из его сыновей или ближайших родственников станет преемником.

Интересный случай произошел в 1966 году, когда сын основателя Samsung погорел на расхищении кредитов и продаже товаров, полученных на льготных условиях. Когда разгорелся скандал, глава Samsung Ли Бён Чхуль «вдруг» передал государству 51% акций компании. Таким образом папа извинился за сына, и инцидент был исчерпан.

Иностранная пресса обвиняла то один, то другой чеболь в «непрозрачных отношениях с правительством» (имелась в виду банальная коррупция. – Прим. «Ко»). Однако серьезного вреда журналисты чеболям нанести не могли: пробить круговую поруку государственных органов и чеболей иностранная пресса была не в состоянии, а корейская таких задач не ставила. Концерны уверились в своей неуязвимости. Персонал корейских компаний был убежден, что «с чеболем никогда и ничего не может случиться». Ошибки и неудачные инвестиции, на которых могла сломаться «обычная» фирма, сходили чеболям с рук – государство всегда готово было прийти на помощь концернам.

 

Эпоха «биперов»

Составной частью индустриализации была связь. Крупнейшие чеболи – такие, как Samsung, Daewoo, Hyundai, LG, SK, – имели в своем составе подразделения, занимающиеся телекоммуникациями. Однако вплоть до 80-х годов Южная Корея не могла похвастать развитием коммуникаций. В 1979 году в стране было всего 240 тыс. телефонных абонентов (6,3 телефона на 100 жителей). А все междугородные и международные телефонные переговоры велись только через телефонистов. Это создавало неудобства и затрудняло развитие бизнеса.

Прорыв произошел в 1982 году, когда правительство создало управление телекоммуникаций Кореи, которое взяло на себя руководство развитием телефонной и телеграфной связи от министерства связи (министерству осталась почта).

Управление развернуло исследовательскую деятельность и занялось привлечением крупных инвестиций, в том числе из-за рубежа. В результате уже в 1986 году Корея вслед за странами «большой семерки» начала внедрять на своих линиях электронные АТС. Новые технологии позволили ежегодно вводить более 1 млн новых линий. В 1992 году в Корее их было уже 19 млн.

В 1982 году правительство создало Корейскую корпорацию передачи данных и Корейскую корпорацию мобильных сетей. Первая корпорация занялась такими услугами, как передача электронной почты, видеотекста, создание баз данных… Вторая корпорация построила сотовую телефонную связь и ввела в практику «биперы» – индивидуальные телефонные вызывные устройства, своего рода примитивные пейджеры. В 1993 году в Южной Корее было зарегистрировано 353 тыс. сотовых телефонов и 1,2 млн пользователей «биперов».

В 2001 году в Корее было 28,2 млн телефонов (около 50 телефонов на 100 человек). Такие показатели вполне соответствует уровню развитых стран. Мобильной связью пользуются свыше 60% населения страны – это один из самых высоких показателей в мире.

 

Атака «драконов»

В 1990-х годах корейским чеболям начали наступать на пятки молодые «драконы» из стран Юго-Восточной Азии. Особенно острой конкуренция была в секторе бытовой электроники. В результате корейские компании стали еще более быстрыми темпами развивать производство компьютеров и средств связи – в этих секторах спрос увеличивался особенно быстро.

Однако в 1997 году чеболи поджидала еще одна беда. Кризис на азиатском фондовом рынке, снижение потребительского спроса на мировом рынке в целом больно ударили по чеболям. В начале года о банкротстве заявила Hanbo. Затем последовал крах Kia – крупнейшего южнокорейского производителя автомобилей (заводы Kia позже приобрела Hyundai). Да и другим чеболям, чтобы выжить, пришлось продавать свои активы.

Ситуацию спас стабилизационный кредит объемом $57 млрд, выделенный МВФ, Всемирным банком и правительством США. Положение начало выправляться, но отголоски кризиса были слышны и позже. Например, Daewoo обанкротилась уже после того, как Корея получила стабилизационный кредит.

Кризис показал, что чеболи в их нынешнем виде плохо вписываются в современную экономику. Поскольку именно непродуманная инвестиционная политика и большие задолженности стали одной из причин крушения чеболей, парламент Кореи принял специальный закон, серьезно урезавший права крупнейших концернов. Инвестиции чеболей в новые компании теперь могут составлять не более 25% суммарных активов. Задолженность чеболей не должна быть выше 200% от акционерного капитала.

 

Чеболям тесно на родине

Внутренний рынок насыщен услугами, поэтому корейские чеболи начали бороться друг с другом на зарубежных рынках. Например, операторы связи – компании KTF, SKTelecom, LGTelecom конкурируют друг с другом на китайском рынке связи. Китайский рынок очень привлекателен для чеболей. В свою очередь, официальный Пекин очень благосклонно смотрит на сотрудничество с южнокорейскими чеболями, о чем китайское правительство сообщило ведущим корейским компаниям – таким, как Samsung и LG. Корейские чеболи уже начали множество проектов в Китае.

Корейские концерны интересуются не только азиатским рынком. Компания HyundaiCuritel (отделение бывшей HyundaElectronics) заявила о создании совместного предприятия по производству сотовых телефонов стандарта CDMA в Бразилии. Сумма инвестиций составит $8 млн, деньги пойдут на создание производственных линий мощностью 500 тыс. телефонов в год.

В 2001 году SamsungElectronics заключила соглашение с Microsoft о сотрудничестве в проекте «цифрового дома». Корейцы возьмут на себя аппаратное обеспечение, а «софт» будет американский. Samsung заключила альянс с еще четырьмя компаниями (американские Harris и SkiStream, NDS со штаб-квартирой в Великобритании и корейской 4LD) для разработки и запуска в серийное производство стандартов для интерактивного цифрового телевещания.

Еще по теме