Экс-монополист
"Экспоцентр" в сентябре отмечает свое сорокалетие . В советское время он был единственной организацией, имевшей право проводить международные выставки. Сегодня ЗАО "Экспоцентр" уже не монополист, но по-прежнему самый крупный игрок в российском выставочном бизнесе.
Время полной прозрачности
Все международные выставки в советское время были направлены на решение народнохозяйственных задач. Отраслевые выставки проходили раз в пять лет и точно соответствовали плану развития пятилетки. В год объявления продовольственной программы - продовольственная выставка, в год химизации и автоматизации - соответствующие экспозиции. Темы и сроки выставок утверждал Совмин, он же назначал министерство-заказчика. Специализированные выставки проходили чаще: раз в два года, и именно на них демонстрировались новейшие западные достижения в области науки и техники. "Экспоцентр" тогда ежегодно проводил по всему Союзу до 200 выставок с иностранным участием.
При такой системе эффективность выставок определялась очень просто. На каждой из них работали научно-технический и коммерческий центр. Первый оценивал перспективность западных достижений для нашей промышленности, через второй проходили заявки на закупки. "Каждое министерство специально под выставку выбивало валюту для покупки экспонатов. В ходе выставки обсуждались контракты. Образец иностранцы могли увезти, но по контрактам вскоре поставлялась аналогичная техника", - рассказывает первый зам. гендиректора ЗАО "Экспоцентр" Владимир Шкуратов. Коммерческий успех выставки тогда определялся с точностью до копейки. Центр внешней торговли владел всей информацией о продажах и контрактах, заключенных в рамках выставки. Под выставки подписывались также межправительственные соглашения, исчислявшиеся десятками миллиардов рублей. К примеру, контракт о строительстве трубопровода Уренгой - Помары - Ужгород был заключен на выставке "Нефтегаз".
Жизнь без монополии
Своего безраздельного господства на рынке международных выставок в России "Экспоцентр" лишился в 1989 году - после постановления о либерализации внешнеторговой деятельности и развитии кооперативного движения. Международными выставками стали заниматься все кому не лень. Выставки с заявленным международным статусом проводились даже в районных дворцах культуры. "Мы были знакомы с мировым опытом и знали, к чему это приведет, - говорит Шкуратов. - Аналогичная ситуация была в Китае, где выставки проходили по всей стране и иностранцы хватались за головы, выбирая из тысяч выставок нужную. Вскоре иностранцы ошалели и от российских выставок. Но мы в этой ситуации чувствовали себя уверенно, поскольку у "Экспоцентра" были все условия для организации нормальной международной выставки".
Потеряв монополию, "Экспоцентр" тем не менее остался уникальной организацией, в руках которой благодаря советскому наследству оказалось все необходимое. Такой инфраструктуры у конкурентов нет. Фактически "Экспоцентр" - это холдинг, куда кроме фирм, проводящих и организующих выставки, входят типография "Офсет Принт Москва", строительная и оформительская компания "Экспоконста", транспортная "Эксповестранс", торговый дом "Экспотрейд", занимающийся реализацией экспонатов, и коммерческий банк "Пересвет".
Еще два козыря "Экспоцентра" - квалифицированный персонал, способный проводить выставки по любой тематике, и 65 тыс. кв. м собственных площадей. Это дает "Экспоцентру" возможность оперативно реагировать на ситуацию: можно оперативно устроить выставку Южной Кореи в рамках визита президента этой страны, можно пойти навстречу московскому правительству и организовать мероприятие по его заказу, не ущемляя своих интересов и не передвигая собственного расписания.
Как теперь считать успех
В начале июня по информационным агентствам прошла информация о доходах ГАО "ВВЦ". Директор выставочного центра Василий Шупыро заявил, что в 1998 году доходы от выставочной деятельности составили 150 млн руб., в то время как инфраструктура, расположенная на территории ВВЦ, принесла 1300 млн руб. Другие организаторы выставок и владельцы площадей свои финансовые показатели не разглашают, но доходы от выставочной деятельности в "Экспоцентре" на порядок выше. Часть иностранных компаний категорически отказались участвовать в выставках на территории ВВЦ, где полно торговых павильонов, шумят бесконечные ярмарки и всюду пахнет шашлыком. В результате несколько выставок перебрались на Красную Пресню. Сейчас соотношение собственных и гостевых выставок в "Экспоцентре" - 50:50.
"Теперь никто не афиширует, сколько контрактов заключено на выставке, - говорит Владимир Шкуратов. - Определенную информацию я получаю от наших транспортно-экспедиционных служб: сколько экспонатов прибыло, сколько отправлено обратно. Но точных данных, как в советские времена, ни у кого нет. Однако для определения успешности выставки этого и не требуется. Я,, например, чувствую это интуитивно". Помимо чутья основными критериями эффективности, по мнению специалиста "Экспоцентра", являются показатели, которые легко отследить. Во-первых, это количество фирм и стран-участниц. Причем особое внимание необходимо обращать на число официальных делегаций, имеющих полномочия своего правительства. На "Продэкспо" в этом году было 23 национальных коллективных стенда - Франции, Испании, Польши и других стран.
Вторым показателем успешности служат размеры арендуемых или занимаемых площадей. Если выставка год от года растет и участники просят увеличить им площадь, подавая заявку на следующий год, это хороший знак. "Мы ожидали, что в этом году "похудеет" "Связьэкспоком", но этого не произошло. По площади она оказалась такой же, как и до кризиса, а по качеству даже стала лучше. Многие малые предприятия показывали комплектующие, заменяющие импортные аналоги, и за ними шла настоящая охота. Мы не разрешаем торговать на выставке, но это все равно имело место".
Третий показатель - количество посетивших выставку специалистов. "Экспоцентр" пока не ввел обязательную регистрацию посетителей, но некоторые московские организаторы это уже практикуют. Сейчас почти не проводятся выставки, рассчитанные на обывателя. И если среди посетителей преобладают обыватели, выставка проваливается. Именно по этой причине пресса ругала Comtek-99: уж слишком много школьников и студентов было в павильонах, тогда как участники выставки ждали профессиональных посетителей.
По словам Владимира Шкуратова, определять успех выставки в денежном эквиваленте бесполезно. "Есть одно верное свидетельство успешности выставки - международное признание. В год мы проводим 25 - 30 собственных выставок. И только пять из них - "Консумэкспо", "Продэкспо", "Мебель", "Здравоохранение" и "Химия" - члены Союза международных ярмарок UFI. Это как знак качества. Комиссары UFI постоянно контролируют соответствие выставок высоким международным стандартам".
Помимо мирового признания выставке для успеха необходим патронаж российских официальных лиц. Точнее, для того чтобы обеспечить выставке хорошее международное участие, необходимо, чтобы иностранцы знали о солидном российском участии. Они гораздо охотнее едут на выставку, зная, что за ней стоит серьезная организация, которая обеспечит высокий уровень местных экспонентов. Возможно, московская мэрия скоро станет крупным акционером "Экспоцентра". Если будет положительно решен вопрос о выделении земли под строительство нового крупного павильона, Москва станет владелицей предположительно 10,5% акций "Экспоцентра".