Top.Mail.Ru
архив

Экспансия среднего класса

29.10.201200:00

Согласно итогам исследования, проведенного HSBC, бизнесу самое время готовиться к потребительской революции. Ее основной движущей силой выступает быстро растущая доля среднего класса в развивающихся странах. По оценкам авторов исследования, к 2050 г. к среднему классу будут относиться 2,6 млрд человек, причем 1,3 млрд выйдут на этот рубеж уже к 2030 г.

Практически все представители этого нового среднего класса живут сегодня в развивающихся государствах. Более того, в следующие 40 лет в Египте, Индонезии и на Филиппинах в совокупности представителей среднего класса станет больше, чем в Бразилии или России. Отсюда следующий вывод: к тому же 2050 г. рынок развивающихся стран составит почти две трети от мирового объема потребления против примерно одной трети сейчас.

Локомотивом новой революции станет, безусловно, увеличение доходов населения. Во многих развивающихся государствах все шире применяются новые технологии и ноу-хау, что ведет к росту производительности труда и реальных, а равно и располагаемых доходов. Это означает, в свою очередь, колоссальные сдвиги и в структуре, и в географии потребления. Так, по расчетам специалистов HSBC, расходы на товары не первой необходимости возрастают с примерно одной трети от всех потребляемых товаров при заработной плате в $1000 в год до 60% при зарплате около $15 000 в год.

По прогнозам авторов исследования, в ближайшие 40 лет развитые страны смогут обеспечить менее 2% ежегодного роста потребления, а такие государства, как Китай, Индия, Филиппины, Перу, Малайзия и Россия, дают основания ожидать ежегодный рост реальных доходов более чем на 4%. Кроме того, эти показатели еще выше в следующих отраслях потребления: одежда, высокие технологии, мебель и отдых. Здесь Китай, Индия, Филиппины и Перу показывают совокупные ежегодные темпы роста от 5 до 8%. Растет спрос и на финансовые услуги: сейчас развивающиеся рынки потребляют примерно 18% предоставляемых финансовых услуг в мире, а к 2050 г. этот показатель возрастет, скорее всего, более чем на 50%, и это еще консервативная оценка.

Все это найдет отражение и в макроэкономике. Во-первых, в странах с развивающейся экономикой больший рост покажет сектор услуг, что сделает эти рынки более устойчивыми. Во-вторых, по крайней мере, на начальном этапе большинство потребителей в развивающихся странах будут стремиться к недорогим товарам, спрос на которые станет удовлетворяться другими развивающимися рынками, что поспособствует росту объемов торговли. В-третьих, всем остальным обязательно придется с этим считаться.


Еще по теме