Top.Mail.Ru
архив

Экспобитва

15.04.201300:00

выставки, выставочный бизнес
Екатерина Сойак, владелец и генеральный директор EMTG, начала заниматься выставками автоматов по продаже кофе, снеков и прочего еще в 2006 г. "Рынок вендинга в России небольшой, на выставке мы работали в ноль, рассчитывая на перспективу", - рассказывает Екатерина. Через несколько месяцев после старта VendExpo собственную выставку вендинговых аппаратов EEVEX запустил Борис Белоцерковский. Ему принадлежит компания - лидер отечественного рынка вендинга "Уникум", занимающаяся производством торговых автоматов. Также Борис Белоцерковский развивает фирму "Ювенко", которой принадлежит вендинговая торговая сеть. Он же в прошлом совладелец ГК Ritzio Entertainment, развивавшей сети игровых автоматов "Вулкан", "Миллионъ" и пр.

Выставки мирно сосуществовали: VendExpo проводилась весной и делала ставку на вендинговые автоматы, но не работала с платежными терминалами, а EEVEX, проходившая осенью, как раз активно "разбавляла" вендинг подобными автоматами самообслуживания. Обе выставки были примерно равны по площади, но различались площадками: VendExpo проходила в Экспоцентре, а EEVEX - в "Крокус Экспо".

Все шло спокойно, пока два игрока рынка не решили консолидировать бизнес.

"В прошлом году, где-то месяца за полтора до VendExpo, Борис предложил мне объединить наши выставки. Я согласилась, так как слияние двух проектов могло привести к рождению новой большой выставки, от чего выиграли бы все игроки рынка. Но, поскольку у меня оставалось много вопросов к вариантам нашего объединения, а времени на их обсуждение уже не имелось, так как приближалось открытие VendExpo, я предложила Борису прийти на нашу выставку, принять участие в деловой программе и открытии, чтобы участники рынка увидели, что мы нашли пути для сотрудничества и больше не будем "раздирать" и без того не слишком большое количество игроков вендингового сегмента. Борис не пришел. Вместо этого на VendExpo раздавались листовки с информацией о переносе выставки с осени на весну, на неделю раньше, чем традиционные сроки проведения нашей выставки. Держа листовку в руке, я пыталась понять, зачем он это делает, а потом поняла. Господин Белоцерковский подобным шагом думал меня напугать, чтобы я уж точно не отвертелась от объединения. Но реакция оказалась противоположной. Я отказалась от идеи объединения".


Выставки раздора

Очевидно, что клиентам неудобно работать сразу на двух выставках, и часть компаний до VendExpo не доедет. Екатерина Сойак говорит, что EEVEX уже сейчас раздает места участникам бесплатно, а в дальнейшем может даже дополнительно доплачивать некоторым игрокам за присутствие.

Борис Белоцерковский обвинения в свой адрес отвергает. "Екатерина - милая девушка, мы можем выпить с ней кофе. А наша выставка шире по тематике, и мы предлагали ей войти в нашу выставку", - рассказывает он. Борис Белоцерковский согласен, что перенос его выставки может доставить проблемы VendExpo, однако считает, что в ситуации "нет никакой запретной конкурентной борьбы, просто пересечение активности". Информацию о том, что он раздает выставочные места задаром, Белоцерковский отрицает.

"От такой конкурентной борьбы обе компании несут потери, есть фирмы, которые могли бы участвовать в двух выставках, но из-за конфликта участвуют лишь в одной, - отмечает Егор Спиваковский, владелец вендинговой компании "Комм Пасс". - Выставка Белоцерковского раздает бесплатные места тем, кто не участвует в VendExpo, также в его выставке участвуют поставщики "Уникума", они же не идут на выставку VendExpo". Некоторые игроки, не желая ввязываться в конфликт, не присутствуют ни на одной из выставок, как, например, это делает сеть автоматов "Ассорти".

Стоит отметить, что Борис Белоцерковский является также президентом Национальной ассоциации автоматизированной торговли, и тут в его действиях при желании можно увидеть конфликт интересов: он одновременно и конкурирует на рынке, и как глава ассоциации должен представлять интересы всех участников этого рынка, в том числе своих конкурентов. Именно поэтому Егор Спиваковский считает действия господина Белоцерковского некорректными, так как он является президентом ассоциации, а Екатерина Сойак - членом ассоциации: "Подобные действия главы ассоциации не идут на пользу развитию отрасли, а именно этим он должен заниматься".


Без монополий

За год в России проходит около 1700 деловых выставок. Оборот выставочного бизнеса эксперты оценивают в $700 млн. Организацией выставок занимаются порядка 250 операторов, и более половины из них (134 на начало прошлого года, по данным www.informexpo.ru) работают в Москве. Подавляющее большинство рыночных операторов мелкие: из 134 московских выставочных компаний 92 проводят только по 1-2 выставки. Таким образом, на 69% выставочных операторов приходится примерно 29% проводимых выставок, а на оставшиеся 31% операторов - 71% выставок. К числу крупнейших операторов относятся прежде всего коммерческие структуры, владеющие собственными выставочными площадями, - Экспоцентр, "Крокус Экспо" и ВВЦ. Кроме того, в лидеры рынка зачисляют компанию ITE (московский офис одноименной международной группы) и "Рестэк". Как можно увидеть из этих цифр, конкуренция между выставками очень высокая, а страдают от нее в первую очередь наиболее мелкие игроки, те, что лишены своей недвижимости.

Пытаясь ограничить конкуренцию, члены Выставочной гильдии при Московской торгово-промышленной палате приняли Кодекс профессиональной этики, обязывающий не объявлять выставок по аналогичной тематике в течение 60 дней до и после проведения уже существующих выставок. Есть также Кодекс Российского союза выставок и ярмарок, по которому его члены обязуются не объявлять выставок по аналогичной тематике в городах, где уже проводятся выставки. В 2007 г. этими документами выставочников интересовалась Федеральная антимонопольная служба. Однако профильное ведомство зря переживало за ограничение конкуренции на рынке: монополий здесь не сложилось. А подсиживание конкурентов - обычное дело.

Так, в 2011 г. разгорелся скандал между крупнейшим игроком ITE (по собственным данным, занимает около 20% рынка и проводит более 100 выставок в год в России) и "Крокус Экспо". ITE традиционно проводила главную в стране огромную интерьерно-строительную выставку MosBuild, занимавшую сразу две главные площадки в стране - "Крокус Экспо" и Экспоцентр. Однако два года назад компания "Крокус Экспо" стала сама проводить у себя такую же выставку примерно в те же сроки под названием BUILDEX. "В 2012 г. эта выставка прошла очень успешно для первого раза, в конце концов, ведь у ITE довольно дорогие выставки и специфический менеджмент", - отмечает один из участников рынка. Между тем похоже, что у обеих выставок появился еще один конкурент. Немецкая компания "Кнауф СНГ" заявила, что отказывается от участия в крупнейшей отраслевой выставке MosBuild в пользу собственного форума "Дни "Кнауф".

"Конкурирующие выставки в одной отрасли встречаются часто. Я не вижу здесь ничего плохого, - рассуждает Аркадий Злотников, заместитель генерального директора МВЦ "Крокус Экспо". - Важно, какой оператор какие условия предложит: кто-то дороже, кто-то дешевле. Монополизм ни к чему хорошему не ведет, а конкуренция - это и развитие выставочного рынка. Бывает, что новым компаниям в отрасли дорого платить за участие в известной выставке. У нас средняя цена - $200-230 за кв. метр, но есть известные выставки и по $600 за кв. метр. Причем это, скорее, имиджевые выставки, не столь эффективные для участников, как небольшие специализировнные".

Компания "Крокус Экспо" приняла решение организовать аналогичную строительно-интерьерную выставку совместно с другим оператором, Media Globe. Правда, сначала она сделала ITE предложение проводить выставку на других условиях, а когда последняя отказалась, разорвала с ней отношения по ряду проектов. "Мы никаких проектов ни у кого не забираем. Мы делаем собственный проект, и участники вправе выбирать, на какой выставке им удобнее работать", - утверждает Аркадий Злотников. ITE же вынуждена была перенести часть своего проекта на ВВЦ. Игроки рынка говорят, что компания наверняка понесла от этого потери, ведь площадка на ВВЦ менее удобна. Сама ITE вопрос о потерях комментировать отказалась.


Ничто не забыто

"Крокус Экспо" начинает проводить собственные выставки вместо тех, что проводили у него операторы, используя его площади", - утверждает один из участников рынка. Возможно, причина этого - опыт владельца группы "Крокус". Как рассказывал в интервью "Ко" владелец Crocus Group Арас Агаларов, с 1990 г. его компания проводила первую в России компьютерную выставку "Комтек", и весьма успешно. "Но грянул кризис 1998 г., у нас образовались большие долги. Наша выставочная программа, за которую конкурент (фирма ITE) предлагал нам ранее $78 млн, была продана ему же за $16 млн, - говорил Арас Агаларов. - Цены на рынке резко упали, а у нас была огромная стоимость аренды в Экспоцентре. Экспоцентр нам стоимость аренды не снизил, а спрос на выставочные услуги резко упал. Также у нас накопились долги, и этим очень умело воспользовались в ITE, я думаю, совместно с тогдашним руководством Экспоцентра. И нам сделали предложение, от которого мы уже не могли отказаться: либо они не разрешат нам проводить выставки без оплаты возникших задолжностей, либо мы продаем им свою программу. Тогда я, конечно, немного разозлился и обещал им, что построю свой выставочный центр. И я сдержал обещание: мы построили выставочный центр".

Похоже, Арас Агаларов не забыл обиду. Традиционно выставочная команда Экспоцентра проводила крупнейшую в стране выставку "Мебель", однако в 2005 г. компания "Крокус Экспо" в те же сроки запустила собственный проект - "Мебельный клуб". "Самая серьезная мебельная выставка проводится в Экспоцентре, все остальное это уже небольшие выставки. "Мебельный клуб" спонсировался Михаилом Кравченко, покойным президентом холдинга "Фабрики мебели "8 Марта". Этот холдинг и показывает себя в рамках этой выставки, у Кравченко были хорошие отношения с Агаларовым, - рассказывает Андрей Ященко, бывший управляющий директор крупнейшего производителя мебели в России Mobel-and-Zeit. - В Экспоцентре действительно представлены все игроки рынка. На выставке в "Крокусе" - только мягкая мебель и кровати. Это не совсем выставка, скорее тусовка".

Аркадий Злотников эту информацию опровергает и говорит, что холдинг "8 Марта" выставку не спонсировал, "Мебельный клуб" - это собственный проект "Крокус Экспо", и он конкурирует с "Мебелью". Игроки выставочного рынка, впрочем, считают, что мебельный проект "Крокусу" раскрутить так и не удалось.


Бегом из столицы

Чаще всего история подсиживания одной выставки другой так или иначе связана с двумя столичными площадками - Экспоцентром и "Крокусом". Больше крупных и удобных площадок в столице нет, на перенос же известной выставки в другой город просто никто не решался. Однако в прошлом году выяснилось, что и Санкт-Петербург вполне способен составить конкуренцию Москве, как это произошло на рынке нижнего белья и товаров для взрослых. Много лет назад эротическая продукция представлялась в Москве выставочной компанией "Защита-Экспо" на выставке X-Show, обычно проводившейся в "Тишинке" (а также в "Крокус Экспо"). "Защита-Экспо" говорила участникам рынка, что основной бизнес ее компании - это выставки, посвященные системам безопасности, а экспозицию эротических товаров она проводит "для души". Гендиректор крупнейшей в России сети интим-магазинов "Он и она" Андрей Шарапкин рассказывает, что брал на себя часть функций выставочной компании по приглашению участников, своих зарубежных поставщиков и даже организацию самой выставки, хотя цена выставочной компании - 7000 руб. за кв. метр - не низкая для Москвы. При этом "Защита-Экспо" не вкладывалась в продвижение мероприятия. В прошлом году рынок интимного белья и игрушек для взрослых заинтересовал питерскую компанию "Экспоцентр "Гарден Сити". "И мы узнали, что такое профессиональная организация", - подчеркивает Андрей Шарапкин. "Гарден Сити" сумела добиться того, что выставку прорекламировали на питерском радио, а также на уличных билбордах, что достаточно трудно сделать, когда имеешь дело с эротикой. Реклама эротики требует креатива, для того, чтобы ее пропустили в эфир радиостанции, а билборды не возмутили местные власти.

Для гостей своей выставки eS.EXpo в Экспоцентре "Гарден Сити" выкупались номера в гостинице, организовывались катания по Неве, клубные вечеринки и специальные программы. В итоге мероприятие с успехом прошло в Санкт-Петербурге в ТЦ "Гарден Сити", и, разумеется, "по всем правилам выставочного рынка" - в то же время, что и X-Show в Белокаменной. И совершенно очевидно, что в этом году московская выставка участников недосчитается. Те представители компаний, которые прибывают из других городов и ограничены по бюджету и времени, по мнению Андрея Шарапкина, все-таки предпочтут поехать в Северную столицу. Ведь это и бесплатные гостиницы, и вечеринки, и поездки в Петергоф... Кто устоит перед белыми ночами?

выставки, выставочный бизнес

Еще по теме