Электронные цепочки
Современные системы управления цепочками поставок (SCM – supplychainmanagement) переживают новый подъем. После кризиса на ИТ-рынке, разразившегося в 2000 году, будущее подобных систем казалось не вполне очевидным. Однако быстрая глобализация экономики открыла перед этими решениями новые перспективы.
Еще два года назад аналитики предполагали, что компании, создающие SCM-системы, будут скуплены глобальными производителями ERP-систем или займут нишу отраслевых решений. Однако конференция i2 Planet в Фениксе (США), продемонстрировала, что руководители компании i2 Technologies, лидера в этом сегменте информационных систем, настроены на расширение бизнеса. Новые разработки i2 не будут ограничиваться решением только логистических задач. В системах появляется множество дополнительных функций, вплоть до финансовых.
«За последний год я объехал наших клиентов на всех континентах. И что я слышал от них? – риторически задавал вопрос партнерам и клиентам, собравшимся на i2 Planet, основатель компании и председатель совета директоров Санджив Сидху. – Они говорили, что им нужна скорость. Компании хотят, чтобы система не просто давала цифры и поддерживала бизнес-процессы, но и обеспечивала быстрейшую синхронизацию с другими системами. Они настроены на повышение производительности».
По словам Сидху, слова «скорость», «синхронизация» и «результат» он чаще всего слышал во время переговоров с топ-менеджерами. По его мнению, глобализация экономики ведет к усложнению комплексных цепочек поставок, что уже является серьезной проблемой для предприятий различных секторов экономики, находящихся в жесткой конкурентной борьбе. Компании, которые не учитывают этот фактор, в конечном счете теряют клиентов, потому что не могут обеспечить наличие нужного товара в нужном месте в нужное время.
Миллион терзаний
В конференции приняли участие более 1500 представителей компаний. С ключевыми докладами о том, каким они видят будущее глобального бизнеса, выступили вице-президент Dell Дик Хантер, старший инспектор по качеству «Европейской аэрокосмической и оборонной корпорации» (EADS) Билл Блек, старший вице-президент крупнейшей американской розничной обувной сетиPayless ShoeSource Даррел Павелка.
«У нас более 200 предприятий в Азии и Латинской Америке. Мы продаем 215 млн пар обуви через 4640 магазинов, – рассказывал Павелка. – При этом у нас 2000 наименований продукции, каждая имеет 13 размеров и 3 ценовых варианта. Мы продаем обувь и в тропических странах, и там, где лежит снег. Наши менеджеры ежедневно принимают миллионы решений, связанных с планированием закупок, сезонным прогнозированием, доставкой».
Горизонт производственного планирования в Payless ShoeSource составляет шесть месяцев. Ошибки, допущенные при прогнозировании, выявлялись спустя почти год. Такая ситуация не устраивала компанию. По словам Даррела Павелки, решение i2 Technologies было выбрано по нескольким причинам. Во-первых, i2 обладала опытным персоналом и внедряла свои системы в крупных розничных сетях. Во-вторых, руководство компании восприняло проблемы, стоящие перед Payless ShoeSource, как свои собственные. Персональный стиль работы подкупил не только обувщиков.
Один из руководителей EADS Билл Блек также обратил на него внимание. Он начал выступление с того, что указал на изменения, происходящие в аэрокосмической индустрии. «Никогда прежде мы не задумывались о снижении издержек, – говорил он. – Главными критериями были качество продукции и время. Теперь же правила игры быстро меняются, и к ним надо приспосабливаться. Кроме того, в нашей отрасли появились такие конкуренты, как Китай, Бразилия, Россия и Корея».
По мнению Билла Блека, в настоящее время происходит изменение бизнес-среды с реактивной на проактивную. И те компании, которые рассчитывают на адаптацию к постоянно меняющемуся внешнему миру, заранее обрекают себя на проигрыш в глобальной конкурентной борьбе.
Корпорация Dell добилась высоких темпов развития при низкой марже благодаря наличию системы управления цепочкой создания стоимости компьютерной техники. «Пару лет назад мы осознали, что существовавшие на том этапе инструменты управления бизнес-процессами не позволят нам добиться намеченных целей, – сказал вице-президент Dell Дик Хантер. – Мы значительно увеличили доходы нашей компании за прошедшее время, и сейчас они составляют $47,3 млрд. Но мы не смогли бы добиться таких оборотов бизнеса без оптимизации логистических цепочек».
С помощью решений i2 Dell сократила время хранения запасов с 13 до 7 часов. «В сфере ИТ стоимость комплектующих уменьшается на 1% каждую неделю. Наши конкуренты, которые используют традиционные каналы продаж, обычно держат запасы из расчета 3 – 4 недели. Автоматически мы выигрываем от 4% до 5%. А это очень важно в условиях жесткой конкуренции».
По словам дДиректора по стратегическому развитиюi2 СНГ, российского представительства i2 Technologies Мартина Арутюняна, польза от внедрения решений i2 наиболее ощутима в бизнесах, размер которых исчисляется в сотнях миллионов долларов.
С востока на запад
В России решения i2 Technologies в основном используются в трех отраслях – металлургии, FMCG (производстве товаров широкого потребления) и розничной торговле.
Металлургия является приоритетной отраслью для i2 Technologies. Более 60 мировых компаний из разных сегментов с помощью решений i2 занимаются планированием и прогнозированием продаж, управлением спросом, выпуском продукции под заказ, оптимизацией уровня запасов сырья и т.д. В России эти системы работают на Самарском металлургическом заводе и на «Северстали», где внедряется система планирования цепочек поставок. Она позволяет «видеть» все, что есть на входе и что происходит в рамках цепочек поставок. «Наше решение не отменяет необходимость систем класса MRP и ERP. Отличие в том, что i2 выходит за рамки одного предприятия, – говоритМартин Арутюнян. – Если у вас 25 складов на вход и 10 складов готовой продукции, а кроме этого дистрибуторская сеть, то вы не сможете все спланировать, используя только ERP. Это должно быть абсолютно другое решение, которое содержит управление по ограничениям, а также статические и динамические модели с прописыванием каждой производственной площадки».
Год назад специалисты «Северстали» провели анализ существующих решений в области планирования продаж. В результате проведенной работы они остановили выбор на трех разработчиках, имеющих мировой опыт внедрения подобных систем на металлургических предприятиях. По итогам тендера победило предложение от компании i2 СНГ.
«Мы приобрели модуль мастер-планирования, позволяющий оптимизировать поступающий портфель заказов от потенциальных покупателей, соизмеряя его с нашими производственными возможностями, – рассказывает руководитель проекта Евгений Хорев. – В настоящее время у нас есть инструмент, с помощью которого мы можем по заданным критериям рассчитать прибыль комбината на планируемый период. После реализации этого комплексного решения у нас появилась возможность проводить сценарное планирование. Мы можем просчитывать различные варианты по принципу «а что будет, если...».
По словам Мартина Арутюняна, решение i2 по управлению спросом – это мощный инструмент планирования. Оно дает возможность составлять прогнозы продаж вплоть до товарных позиций, получать планы закупок и планировать пополнение товарных запасов по всей многоуровневой дистрибуции. Например, возможна такая ситуация: у компании работают три производственные площадки в разных регионах. В центральном регионе неожиданно произошел всплеск спроса на продукцию, которая выпускается на Урале. Компания должна перенаправить доставку закупаемого сырья и материалов на предприятие в центральный регион, чтобы не нести издержки на перевозке продукции с Урала. «При помощи системы i2 вы можете оперативно решить эту задачу. Крупные компании делают это еженедельно», – отмечает Арутюнян.
Компания «РусПромАвто» сейчас занимаемся приведением в порядок логистической системы холдинга. В компанию входят 16 заводов, каждый из которых занимается самостоятельным снабжением. Основные узлы сходимости грузопотоков расположены в Московской области, Ярославле, Нижнем Новгороде и на Урале. Все транспортные потоки вытянуты с востока на запад. Закупками ведают торговые дома, созданные при предприятиях. Они консолидируют заявки и размещают заказы у поставщиков. «Задача, которая стоит перед нами, заключается в том, чтобы получить полную информацию по объемам закупок и транспортным потокам, – говорит заместитель генерального директора по логистике «РусПромАвто» Александр Макаревич. – Затем мы займемся их оптимизацией. Мы встречались с различными разработчиками логистических решений, но для нашей специфики в наибольшей степени подходят системы i2».
Непредсказуемый спрос
Большинство сотрудников российских компаний решают логистические и транспортные задачи при помощи программы Excel. Однако у этого табличного редактора существуют ограничения по функционалу и по сложности задач. Кроме того, нельзя быть уверенным, какой именно файл является последним и какой уже был разослан заинтересованным сторонам. Пользователи привыкли к внешнему виду Excel, их устраивает его интерфейс, но при этом им нужна возможность динамического планирования цепочек поставок, а также получения достоверной информации в режиме он-лайн. Поэтому в середине мая i2 Technologies и Microsoftподписали соглашение о стратегическом партнерстве, направленное на повышение гибкости, простоты эксплуатации и снижение общей стоимости внедрения SCM.
i2 СНГ стремится предлагать лучшие в своем классе решения по управлению различными участками цепочек поставок. Поэтому в «портфеле заказов» присутствует одна из ведущих мировых систем по управлению складом – решение EXceedWMS компании SSA Global. В конце мая «Аптечная сеть 36,6» объявила о начале внедрения этой системы в распределительном центре, из которого осуществляется снабжение Москвы, Московской области и Воронежа. «Мы возлагаем большие надежды на автоматизацию распределительного центра, которая позволит компании повысить оборот и эффективность снабжения розничных магазинов», – говорит директор по стратегическому развитию и технологиям «Аптечной сети 36,6» Борис Рябов.
Оптимизация цепочек поставок представляет собой задачу, напоминающую игру в бильярд: как бы хорошо вы ни играли, у вас остаются резервы для повышения своего мастерства. Сколь бы выдающимися ни были прошлые достижения, для нынешних потребителей это не имеет ровно никакого значения – подтверждать успехи нужно ежедневно.