Эти банки в огне
Жизнь во многих офисах замерла. Сотрудники «зависли» в банковских отделениях, безуспешно пытаясь вытащить свои деньги. Кризис, в значительной степени спровоцированный действиями ЦБ, который в середине мая неожиданно озаботился борьбой с «финансовыми прачечными», докатился и до крупных розничных банков.
В начале минувшей недели выполнять свои обязанности «по техническим причинам» отказались банкоматы и допофисы Гута-банка. А к четвергу от наплыва неудовлетворенных вкладчиков затрещала касса Альфа-банка. Потратив около $100 млн на выполнение клиентских требований, «альфовцы» установили 10-процентные штрафные санкции за досрочное расторжение договора об открытии частного вклада.
Конечно, у «Альфы» есть такой партнер, как компания ТНК-BP с ее нефтяной выручкой. Да и основному владельцу Альфа-банка Михаилу Фридману вовсе не обязательно отдавать последнюю рубашку, чтобы при острой необходимости расплатиться со всеми вкладчиками. Но ни один даже самый устойчивый банк не выдержит, если сразу все клиенты ринутся забирать деньги. Собственно говоря, банковский бизнес построен как раз на сохранении баланса между входящими и исходящими финансовыми потоками.
Поэтому многие отечественные кредитные учреждения подкосил именно кризис доверия, спровоцированный заявлениями о составленных ЦБ и Федеральной службой по финансовому мониторингу черных списках. В такой мутной воде любой бред можно принять за правду. Не случайно вице-президент Альфа-банка Александр Гафин считает, что его учреждение стало жертвой «заказной PR-кампании». А она, в свою очередь, якобы связана с «долгими спорами вокруг присутствия «Альфа-групп» на телекоммуникационном рынке». Интересно, что «Вымпелком», входящий в сферу интересов «Альфы», на днях объявил о потере 2000 абонентов. Из-за реформы правительства Министерство информационных технологий и связи не выделяет оператору номерной емкости.
«Вымпелком», как известно, не входит в число любимых сотовых операторов главы Минсвязи Леонида Реймана. Ему гораздо симпатичнее «МегаФон», который вот уже год подвергается атакам со стороны «Альфа-групп», завладевшей блокирующим пакетом. Кроме того, «альфовцы» не особо скрывают свои планы в отношении так до конца и не приватизированного «Связьинвеста», который в не меньшей степени интересует реймановских друзей из питерского «Телекоминвеста».
У министра связи достаточно административных ресурсов, чтобы осложнить Михаилу Фридману жизнь с помощью асимметричных «банковских» ответов. Но не исключено, что нынешние неприятности «Альфы» обусловлены гораздо более прозаическими причинами. Когда кризис только начался, банк очень активно предлагал свои услуги по выкупу кредитных портфелей финансовых институтов, испытывающих проблемы с ликвидностью. Наверняка нашлись продавцы, которых не устроила предлагаемая «Альфой» цена. Председатель совета директоров «Диалог-Оптима» Александр Поляков так объяснял возникшие у этого кредитного учреждения проблемы: «Акционеров с нефтяной трубой у банка не имелось, и в результате стадо зайцев завалило льва: наплыв частных вкладчиков полностью «сдул» подушку ликвидности». Почему бы в создавшейся ситуации не проверить на прочность тех, у кого эта пресловутая нефтяная труба есть?
Оказалось, что «стадо зайцев» способно заваливать и не таких «львов», как «Диалог-Оптим». «Альфа»-то держится. А вот Гута-банк уже сдался на милость победителям – ЦБ и Внешторгбанку. К слову сказать, информация о проблемах «Гуты» появилась месяц назад. Возможно, это тоже черный PR. Но, по словам Александра Жиркова, первого заместителя председателя правления «УралСиба», его банк закрыл все лимиты на «Гуту» еще в мае.
В наступающей банковской ночи белых пиарщиков, равно как и банкиров, быть не может. Поэтому мы сознательно не называем финансовые учреждения, о проблемах которых стало известно из банковских источников «Ко». Падение опорных столичных банков, возможно, выгодно Кремлю, у которого в последнее время сложились, мягко говоря, весьма непростые отношения с Юрием Лужковым. (Кстати, по сведениям «Ко», Гута-банк активно кредитовал проекты Елены Батуриной, одного из крупнейших игроков на московском строительном рынке.)
Но вслед за банковскими сателлитами московской мэрии рухнут цены на активно финансируемую ими столичную недвижимость. А это ударит в том числе и по осваивающим столицу питерским застройщикам. Кроме того, в создавшейся ситуации все изъятые из банков и недвижимости средства хлынут на валютный рынок. Укрепление доллара, безусловно, придется по душе экспортерам. Но с ростом валютного курса раскрутится и инфляция. Тем более что ЦБ, желая остановить кризис, уже сделал первый «проинфляционный» шаг, снизив норматив банковских отчислений в фонд обязательных резервов с 7% до 3,5%.
Многие банки эта мера, судя по всему, уже не спасет. А вот рубль угробит, и бюджетникам придется несладко.