Top.Mail.Ru
финансы

Федор Мурачковский: «Иностранные платформы ориентируются на нас»

Фёдор Мурачковский, учредитель и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru. Фото: пресс-служба Planeta.ru Фёдор Мурачковский, учредитель и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru. Фото: пресс-служба Planeta.ru

Любые идеи и стартапы рано или поздно заставляют авторов озадачиться поиском финансирования. В последние годы все больше людей привлекает краудфандинг. В переводе с английского языка этот способ в буквальном смысле означает «финансирование толпой». Он предполагает коллективное сотрудничество людей, желающих поддержать заинтересовавший проект. 

В России пионером в мире краудфандинга стала платформа Planeta.ru. Именно здесь собирали деньги на новые альбомы группы ДДТ и «Алиса», сегодня финансирование здесь также ищут создатели социальных и коммерческих проектов. 7 июня площадка отмечает свое 11-летие, за это время платформа смогла собрать почти два миллиарда рублей от пользователей. В канун дня рождения площадки «Компания» пообщалась с основателем Planeta.ru Федором Мурачковским и узнала, какие идеи россияне поддерживают сегодня, кому подходит краудфандинг и за счет чего окупается этот бизнес.

До того, как была основана Planeta.ru, вы попробовали себя в разнообразных сферах. Пригодился ли этот опыт при развитии краудфандинговой платформы?

— Безусловно, этот опыт помог. Я занимаюсь бизнесом столько, сколько себя помню. Сначала, конечно, и курьером побегал, и продавцом работал. Потом стал открывать свои магазины розничной торговли, создал сеть по продаже аудио- и видеоматериалов. Позже стал заниматься недвижимостью, участвовал в открытии сети ювелирных магазинов Московского ювелирного завода, перешел работать в Yum! Brands, когда они вышли на российский рынок. Развивал гипермаркеты компании «Карусель», оценивая проходимость, посещаемость и перспективность участка, на котором потом начиналась стройка.

А в 2008 году я ушел из «Карусели», и у меня был первый за всю жизнь отпуск. Я быстро заскучал и придумал то, что сейчас называется Planeta.ru. Изначально речь шла чисто про музыку — мы решили создать площадку для общения и финансирования поклонниками музыкантов. Пригодился мой юридический опыт. По сути, я взял на себя всю административную работу. Так что прошлый опыт, конечно же, пришелся кстати. Без этих навыков невозможно создать ничего глобального.

Как выстраивалось доверие к платформе? Воспринимались ли на первых этапах подобные сборы как мошенничество?

— Сначала пришлось, по сути, лбом стену пробивать. Около трех лет понадобилось, чтобы у людей появилось доверие к площадке. Мы прошли несколько циклов, во время которых те, кто собирал деньги, получали финансирование, а те, кто участвовал в проектах, получали обещанные артефакты. И вот после этого уже нам стали доверять.

Мы всегда выступаем за открытость и честность: в нашем краудфандинге все максимально прозрачно, на виду. И только так нам удалось победить это недоверие.

Насколько сложно было самим авторам поверить в успех такого сбора?

— Ну, конечно, тяжело. Сперва мы за всеми бегали, объясняя, как это работает. Но, когда люди понимали, зачем это нужно, они уже не возвращались в те рамки, в которых работали раньше. Если говорить о музыке, то появилась возможность выпускать альбом, не привлекая к этому какой-нибудь лейбл. По сути, музыканты сохраняли все права.

Сегодня краудфандинг считается полноценным инструментом для привлечения средств, необходимых для развития бизнес-проекта. Какие достоинства есть у такого способа?

— Во-первых, краудфандинг — это большая свобода для автора. Действительно, для многих этот способ уже стал полноценным вариантом финансирования своей деятельности. Но для кого-то является просто очень хорошей ступенькой для следующего шага. Мы никогда себя не противопоставляем никому. Наоборот даже, вы можете с большим успехом получить какой-нибудь грант или дополнительную инвестицию от бизнес-ангела или венчурного фонда, когда они увидят, что у вас есть уже аудитория, заинтересованная в продукте.

Еще один плюс заключается в том, что вы реально можете увидеть свою целевую аудиторию и использовать эту информацию. То есть от краудфандинга вы не только деньги получаете, но и пиар, опыт. Еще вы как минимум бесплатно можете увидеть проблемы, если они есть, и провести работу над ошибками. Например, когда автору очень нравится идея, а людям она не заходит.

А какие могут возникнуть риски?

— Да рисков особо и нет, в основном одни плюсы. Можно, конечно, время потратить впустую, но примерно столько же человек будет кредит выбивать на свою идею. При этом никто не запрещает использовать несколько способов поиска финансирования одновременно.

Пожалуй, основной риск, который может быть при краудфандинге, — имиджевый. Всегда есть опасность, что автор не сможет выполнить обязательства, взятые перед аудиторией. Это нужно обязательно учитывать, поскольку ваша же аудитория может вас «потрепать», если продукт не будет выпущен, или появится не вовремя, или окажется хуже, чем было обещано.

По сути, это как в банке: вы берете кредит под процент, и если вы его не возвращаете, то «постучат» коллекторы. Только при кредите все происходит в частном порядке, а здесь автора может захейтить тысячная аудитория. И это, конечно, ударит по репутации.

Есть ли какие-то механизмы, позволяющие привлечь внимание людей и повысить шансы на успех?

— Мы всегда подчеркиваем, что перед запуском проекта нужно изучить опыт предшественников. Площадка открыта, можно в любой момент зайти и посмотреть на успешные и неуспешные проекты. Это поможет не допустить элементарных ошибок. Например, не стоит запускать сбор с описанием проекта в полторы строчки и одним лотом, потому что это мало кого заинтересует. И, конечно, у нас есть методические материалы, видеокурсы, обучающие занятия. Мы ведь тоже заинтересованы в том, чтобы проект собрал как минимум 50%, ведь только в этом случае платформа получит комиссию. Если же проект не собирает хотя бы половины от заявленной финцели, то средства в полном объеме возвращаются вложившимся участникам.

Но краудфандинг — это в первую очередь труд авторов. После того как мы увидим, что автор приложил усилия, что проект интересен, мы тоже можем подключиться и помочь с дальнейшим продвижением.

А часто лично вы поддерживаете авторов? Каким должен быть проект, способный вас заинтересовать?

— Да, поддерживаю довольно часто, если сбор зацепил. Например, стараюсь поддерживать интересных молодых музыкантов. Или покупаю артефакт какой-нибудь старой группы. Если у любимого коллектива выходит что-то новое, то, конечно, поддержу. Я не пользуюсь своим административным ресурсом, чтобы у кого-то что-то выпрашивать, стараюсь участвовать на общих основаниях.

Но это не обязательно должен быть проект, касающийся музыки. Главное, чтобы сбор меня заинтересовал. Стараюсь поддерживать социальные проекты, если понимаю, что они реально нужны людям.

А встречаются на платформе мошеннические сборы? Какие алгоритмы платформы позволяют обезопасить делающих взносы пользователей?

— Алгоритмы для защиты, конечно, есть. Наши менеджеры в обязательном порядке проверяют каждый кейс перед запуском на площадке. Ни один проект не попадает на платформу автоматически. И, если у нас появляются сомнения, мы можем сразу заморозить сбор.

Например, несколько лет назад активист из Глазова запустил проект по сбору средств на ремонт скамеек в городе. Но нам стали поступать жалобы, что у него нет разрешения от городской администрации, и мы приостановили проект. Разрешение ему так и не выписали, поэтому мы вернули деньги всем участникам, несмотря на то что они были собраны в полном объеме. В итоге скамейки починили силами администрации, потому что история вызвала резонанс. И она хорошо показывает, что краудфандинг очень публичен, сама его философия действует в защиту пользователей от недобросовестных авторов.

Я всегда говорю, что краудфандинг очень сложен для мошенников. Существуют более простые схемы мошенничества, где не придется «светиться». Краудфандинг же является слишком сложным механизмом. Чтобы проект по-настоящему собирал, нужно вкладывать много сил в его развитие, заниматься его продвижением и пиаром. Все слишком публично, чтобы по-настоящему ввести кого-то в заблуждение. В целом за всю историю «Планеты» было 5–6 проектов, которые мы заподозрили в мошенничестве. Спорные ситуации мы всегда стараемся решать в пользу участников, вложившихся в проект.

Насколько часто удается собрать необходимую сумму для запуска масштабного проекта, требующего больших финансовых вложений? И когда прекращается сбор?

— В среднем каждый третий сбор на платформе оказывается успешным. Закрывается он, когда заканчивается время: автор может выбрать его сам перед запуском проекта, однако максимальный срок на нашей площадке — 100 дней. Бывают авторы, которые просят закрыть сбор сразу после того, как собрана необходимая сумма, но их единицы. Как правило, лишних денег не бывает: сверхсборы тратят на улучшение того же самого продукта.

Успешным у нас считается проект, собравший более 50%. Мы всегда нацеливаем авторов на то, что именно эта сумма должна стать основой бизнес-плана и позволять реализовать задуманное. А 100% — это идеал. Хотя автор может задать в настройках вариант, при котором он либо собирает всю сумму, либо не получает ничего, но так поступают немногие. Часто за время пиар-кампании находятся бизнес-партнеры, которые готовы поучаствовать в проекте ресурсно или финансово, но вне платформы.

Какой объем средств удалось собрать за год? А какой — за время существования платформы? Какие проекты стали самыми дорогими?

— Общий объем собранных средств в 2022 году составил 207 миллионов. За время существования платформы этот показатель приблизился к двум миллиардам.

Одним из самых крупных проектов оказался новый альбом группы «Алиса». На него удалось собрать более 31 миллиона рублей. За все же время коллектив собрал более 80 миллионов.

А группа ДДТ в ходе трех кампаний собрала более 46 миллионов рублей. На эти деньги были выпущены новый альбом и сборник стихов. Часть денег потратили на запись новых песен группы, а миллион рублей из своего первого сбора музыканты направили на благотворительность, поддержав фонды, участвующие в онлайн-ярмарке «Планета добрых подарков», которую проводит наша платформа. Такие симбиозы нередко случаются в краудфандинге. Кстати, 7 июня, в День краудфандинга, у группы стартовал новый проект.

Еще один крупный сбор был на выпуск сборных моделей оконных наличников. На создание такого конструктора автор проекта Иван Хафизов смог собрать больше 5 миллионов рублей. Всего же за 13 проектов было собрано 17 миллионов рублей: их потратили как на сборные модели, так и на выпуск трехмерных календарей с фотографиями автора и книгу о наличниках.

Среди социальных проектов можно выделить сбор для московского инклюзивного кафе «Разные зерна». В заведении созданы условия труда для работы людей с особенностями психики и интеллекта: они готовят на кухне, варят кофе и разносят заказы. На этот проект собрали около миллиона рублей. Но в этом случае краудфандинг также помог привлечь дополнительное финансирование: о крауд-кампании рассказывали в различных СМИ, благодаря чему удалось найти 9 миллионов рублей, которые были необходимы на открытие кафе.

К крупным активным проектам относятся сборы центра спасения дельфинов «Дельфа». За несколько кампаний организации удалось получить 5 миллионов рублей. А рок-группа «Крематорий» в настоящий момент собрала более 2 миллионов рублей на выпуск виниловой пластинки The Big One и запуск четырех новых проектов.

Повлияли ли на краудфандинг в России санкции? Например, снизился ли объем сборов на фоне покупательской экономии, наблюдавшейся в 2022 году?

— Наши люди, в принципе, к кризисам привыкли. И, как ни странно, в такие моменты больше объединяются. Общий объем собранных в 2022 году средств сократился на 18%, если сравнивать с прошлым. При этом запущено было на 9% меньше, чем годом ранее. Но средний чек немного подрос. Люди все равно находят возможность поддержать то, что им интересно. Хотя тут и инфляция сыграла свою роль.

Если говорить о пострадавших областях, то наибольший удар пришелся по сегменту литературы. В 2021 году в этом направлении удалось собрать 42 миллиона рублей, а в 2022-м — лишь 23 миллиона. В 2023 году ситуация начала выравниваться: за первые пять месяцев на литературные проекты собрали в 1,5 раза больше, чем за тот же период 2022-го.

На музыкальные и развлекательные проекты, напротив, пользователи дали больше средств, чем в 2021-м. Заметно увеличилась и поддержка социальных предпринимателей и благотворительных проектов.

В целом средний чек немного вырос — с 1500 до 1700 рублей. И я вижу тенденцию дальнейшего роста.

Вы неоднократно подчеркивали, что одна из главных задач — сделать краудфандинг доступным для всех, вне зависимости от страны проживания. Часто ли среди людей, поддерживающих проекты, встречаются граждане других стран? Изменилась ли ситуация на фоне напряженной геополитической обстановки?

— Да, изначальная идея была в том, чтобы объединить русскоговорящих людей на планете Земля. Поэтому и название — Planeta.ru. Хотелось немного раздвинуть границы. И раньше у нас была неплохая доля соотечественников, перечисляющих средства из-за рубежа.

Геополитическая обстановка сегодня сделала процесс немного сложнее. Изменились логистические цепочки, некоторые пользователи уехали, а поддерживать проекты с зарубежных карт или при помощи Apple и Google Pay больше невозможно.

Однако это не значит, что участие этой части аудитории полностью прекратилось. Если у человека нет возможности из-за рубежа поддержать проект, он может родственников, живущих в России, попросить сделать это. А те уже в частном порядке перешлют полученный лот.

Сейчас в России существует несколько краудфандинговых площадок. Тяжело ли справляться с конкуренцией?

— Во-первых, у нас есть своя устоявшаяся аудитория. А во-вторых, другие краудфандинговые площадки в стране более узкопрофильные. Конкурировать несложно, потому что мы обычно не мешаем друг другу. Правда, наша платформа может стать конкурентом, если нас заинтересовала определенная ниша. Но в целом я всегда говорю, что чем больше площадок, тем лучше.

Перенимаете ли вы опыт зарубежных краудфандинговых площадок?

— Сейчас это происходит редко, потому что наш продукт уникален даже в мировом масштабе. Наоборот, иностранные платформы в чем-то ориентируются на нас. Например, с 2013 года у нас работает магазин товаров, созданных благодаря народному финансированию. А в 2017-м аналогичный магазин появился у второй по величине в мире крауд-платформы IndieGogo. Правда, он не пережил пандемии, а мы в это время стали развивать сотрудничество с маркетплейсами и существенно выросли в выручке по магазину.

На этапе становления, может быть, что-то и подглядывали, а сейчас — нет, потому что сами имеем большой опыт. И мы честно изобрели велосипед. Долго назывались «сервис акционирования», имея в виду акции как скидки в магазинах. Уже потом поняли, что это краудфандинг.

Насколько доходным является краудфандинговый бизнес для самой платформы?

— В большей степени это имиджевая история. Однако бизнес находится в пределах окупаемости. От каждого успешного сбора Planeta.ru получает 10–15%. Но это не основная статья доходов.

Большую часть приносят наши уникальные сервисы. Например, мы помогаем авторам с логистикой, открыли магазин, в котором продаются товары, произведенные на собранные проектами средства. Занимаемся также производством, выпуская продукцию, которые авторы могут выставить в качестве лотов.

Соответственно, в этих областях совершенно другая маржа. И все это делает платформу самоокупаемой. У бизнеса в области краудфандинга большой потенциал, я вижу много направлений для роста.

Поступали ли вам предложения о продаже бизнеса? Рассматриваете ли вы такую возможность в будущем?

— Зарекаться никогда нельзя, поэтому вероятность продажи, конечно же, не исключаю. Предложения периодически поступают, обычно 1–2 в год. Но пока продавать ничего не планирую.

Хотя, даже если и будет какая-то сделка, это не означает, что мы продадим бизнес и просто уйдем с рынка. У Planeta.ru большая команда, которая стремится развивать и улучшать сервисы, помогая площадке совершенствоваться.

Еще по теме