Top.Mail.Ru
архив

Фонд победителей

«Неделю назад я беспокоилась о судьбе стабфонда, а сейчас – нет», – так Белла Златкис, зампредседателя правления Сбербанка, а в недавнем прошлом замминистра финансов, прокомментировала соглашение о досрочном погашении Россией $15-миллиардной части долга Парижскому клубу. Впрочем, если перелом в борьбе за стабфонд и наступил, то Минфин, ратующий за неиспользование ныне накопленных фондом $30 млрд внутри страны, вряд ли может считать себя победителем.

Через четыре дня после парижского триумфа министра финансов Алексея Кудрина его коллега-оппонент министр экономического развития Герман Греф одержал собственную викторию, добившись от руководства «Газпрома» указания сроков либерализации рынка акций концерна. По словам Алексея Миллера, либерализация произойдет сразу после консолидации у государства в лице Росимущества более 50% акций «Газпрома». А это, в свою очередь, должно случиться «до годового собрания акционеров 24 июня».

Для исполнения мечты либерала Грефа государство, ныне владеющее 38,37% «газпромовских» акций должно по рыночной цене выкупить еще около 10,7%, находящихся на балансе дочерних компаний концерна. Миллера такая схема тоже устраивает, поскольку гарантирует поступление как минимум $7 млрд живых денег. К тому же «Газпром» избавляется от необходимости объединяться с «Роснефтью», чего (по официальной версии опять же для обеспечения скорейшей либерализации рынка акций) требовали от концерна осенью прошлого года. Напомним: изначально предполагалось, что «Газпром» обменяет принадлежащие «дочкам» 10,7% акций на 100% до сих пор принадлежащей государству «Роснефти». Однако Алексей Миллер, судя по всему, был не в восторге от перспективы получить в нагрузку еще и обремененный $20-миллиардным долгом «Юганскнефтегаз» (перешедший к «Роснефти» в конце 2004-го) и амбициозных руководителей нефтяной компании в лице ее президента Сергея Богданчикова и председателя совета директоров заместителя главы президентской администрации Игоря Сечина.

Но вот что замечательно: Богданчиков и Сечин тоже не в проигрыше. По замыслу МЭРТ, от лица государства выкупать акции у «газпромовских» «дочек» будет госкомпания «Роснефтегаз», на баланс которой передаются еще и акции «Роснефти». Аналитик «Совлинка» Лев Сныков считает, что компанию, получающую в свое распоряжение крупнейший миноритарный пакет «Газпрома», возглавит Игорь Сечин. Правда, руководству «Роснефтегаза» придется сначала искать средства для выкупа этих акций. Иностранные банки требуют госгарантий или двукратного обеспечения кредита. Для крупнейших российских банков, Сбербанка и Внешторгбанка, $7 – 8 млрд – слишком серьезная сумма. Тем более что речь идет о риске, принимаемом на одного заемщика. Внешэкономбанк вроде бы не обязан соблюдать нормативы ЦБ, поскольку действует на основании специального президентского указа, а не банковской лицензии. Но, во-первых, ВЭБ очень хочет наконец-то обрести правовой статус и даже недавно направил в Госдуму проект соответствующего закона. А во-вторых, имея в управлении пенсионных денег почти на $3 млрд, ввязываться в пусть и необходимые государству, но весьма рискованные инвестиционные проекты как-то не очень удобно.

Конечно, если партия прикажет, то… Но у «партии» есть другой источник финансовых ресурсов – стабфонд. Трудно предположить, что в «Газпроме», Минэкономразвития и Кремле не вспоминали о нем, решая на примере концерна аналог известной задачки про волка, козу и капусту.

Зато радующегося победе ЦСКА Романа Абрамовича вряд ли интересует, где «Газпром» возьмет деньги на покупку «Сибнефти». По сведениям «Ко» из источников, близких к нефтяной компании, вопрос о заключении соответствующей сделки фактически решен.

Внешнее недовольство выражает только Михаил Касьянов. Экс-премьер, как обычно, преисполнен скепсиса и утверждает, что идея о выкупе государством недостающих до контрольного пакета акций «Газпрома» «является следствием манипуляций различных групп во властных структурах». Вряд ли кандидат в главные российские оппозиционеры озаботился проблемой сохранности средств стабфонда, которые еще год тому назад предлагал направить на создание Международного инвестбанка, специализирующегося на крупных инфраструктурных проектах. Просто сейчас Касьянову, как и большинству россиян, приходится наблюдать, как стабфонд стремительно превращается в «фонд будущих поколений», к которому ни сам экс-премьер, ни большинство граждан этой страны не будут иметь никакого отношения.

Еще по теме