Где планов громадье?
Постановка целей, планы их реализации, стремление к профессиональному росту, пути карьерного развития стали не просто азбучными истинами, но почти библейскими заповедями.
И что в итоге? Несколько ступенек вверх? Должность начальника отдела или направления? Получение статуса партнера? Любой ответ звучит мелковато. Внутренний скептик легко отыграет его фразой: "И это все, чего вы добились за свою жизнь?"
Краткосрочное планирование востребовано и любимо HR-ами из подразделений по обучению и развитию персонала. Но горизонт долгосрочного планирования полностью вытеснен в сферу корпоративного бессознательного. Пример такой ситуации привел топ-менеджер крупной нефтегазовой компании, рассказывая о реализации сложного шельфового проекта. Проектные работы и полный цикл строительства масштабного объекта были запланированы на длительный срок. Текучка специалистов в этот период стала бы фактором крайне неблагоприятным. При рекрутинге выяснилось, что мало кто может распланировать свою жизнь на восемь лет вперед даже ради уникального проекта и интересного опыта. Максимальный горизонт составлял, как правило, до трех лет. Зато внутри этого периода карьерные и профессиональные ожидания обитателей корпоративной вселенной были отстроены хорошо: рост зарплаты, повышение в должности, обретение навыков, новый опыт.
Это не случайно. Дефицит вдохновляющих ценностей парадоксально сказался на мире бизнеса. Тот факт, что каждая уважающая себя компания обязана предъявить неизбежную триаду - миссию, видение, ценности, лишь подчеркивает отсутствие эмоционального потенциала в этих обязательных творениях. Половина миссий содержит указание на необходимость зарабатывать деньги для акционеров, хотя это всего лишь условие существования коммерческой организации. И знаменитый вопрос, заданный Стивом Джобсом Джону Скалли: "Вы хотите всю жизнь продавать сладкую воду или хотите пойти со мной и попытаться изменить мир?", как раз об этом. О дефиците великих идей.
Социальная девальвация происходит даже в социально неотложных профессиях. С приходом нового менеджмента в начале 2000-х в очень крупной энергокомпании шли ожесточенные бои. Решался вопрос, считать ли теперь энергетику бизнесом либо, как прежде, социальной инфраструктурой. Только на первый взгляд это была борьба за новую модель управления. На самом деле это борьба за смысл жизни. Именно за безусловное наличие такого смысла в советские времена недоплачивали учителям и врачам (сейчас за это недоплачивают в компаниях с сильной корпоративной культурой и хорошим брендом работодателя).
В коммерческой медицине врачи теперь сталкиваются с той же дилеммой, что и энергетики. Что важнее - принести пользу больному или деньги организации? Немало учреждений выбирает бизнес-подход, и ложные диагнозы и ненужное (но дорогое!) лечение уже не редкость. Понятно, что происходит это за счет ликвидации ощущения социальной значимости как профессии, так и работы. Врачи стараются скрыть факты работы в таких клиниках и покидают их при первой возможности.
В корпоративном мире отсутствие глобальной идеи компенсируется длинной цепочкой краткосрочных достижений, погоней за последовательностью бизнес-результатов. Нарастание ощущения социальной бесполезности (на уровне личности) ведет к стремлению повысить свое социальное участие. Не в последнюю очередь поэтому одним из серьезных трендов последних лет становится корпоративное волонтерство.
Погоня за результатом и в самом деле может быть удобным поводом не думать о будущем и не ощущать настоящего. Но представьте себе, хотите ли вы, чтобы, когда придет срок, про вас говорили только: "Он всегда успешно и вовремя выполнял поставленные задачи".