Глиноземные князи
СРАЖЕНИЕ за контроль над алюминиевой отраслью вступило в решающую фазу. Группа "Сибнефть" - "ЛогоВАЗ", возглавляемая Романом Абрамовичем и Борисом Березовским, с одной стороны, и "Сибирский алюминий" и РАО "ЕЭС" под командованием Олега Дерипаски и Анатолия Чубайса - с другой, пытаются получить Николаевский глиноземный завод (НГЗ) - главную сырьевую базу алюминиевой промышленности. Решающей может оказаться позиция украинского правительства. Именно сейчас кабинет министров Украины решает, когда, сколько и кому будет продано акций НГЗ. Ставки высоки: если победит Абрамович, он станет фактическим монополистом российского рынка алюминия, объем которого составляет около $7 млрд. Если же выиграет Дерипаска, он сможет и дальше на равных бороться с приближенными к Кремлю бизнесменами.
Консервные банки для электроэнергии
Все уже свыклись с мыслью, что группа TWG в лице Льва Черного и ряд ее партнеров продали контрольные пакеты акций крупнейших алюминиевых заводов (Братского и Красноярского, а также Ачинского глиноземного комбината и Красноярской ГЭС). Покупателями выступили акционеры "Сибнефти", под которыми подразумеваются Роман Абрамович и Борис Березовский.
Но радикального передела собственности не произошло. До сделки на российском рынке было два ключевых игрока - TWG и группа "Сибирский алюминий", головным предприятием которой является Саянский алюминиевый завод. Президента "Сибалюминия" Олега Дерипаску поддерживает глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс - по крайней мере обе компании продвигают проект объединения СаАЗа и Саяно-Шушенской ГЭС. Это даст "Сибалу" заметные преимущества, а РАО "ЕЭС" сможет "переплавлять" часть своего электричества непосредственно в доллары на Лондонской бирже металлов (недаром же говорят, что алюминий - это консервные банки для электроэнергии).
TWG долгое время не могла противопоставить "Сибалу" лоббиста, сравнимого по уровню с Чубайсом. Только в мае прошлого года появились первые слухи о том, что Льву Черному удалось заручиться поддержкой Бориса Березовского. Внимательным наблюдателям удалось даже подметить, что однажды в поездке в Киев Березовского сопровождал Дмитрий Босов - основной менеджер Льва Черного. Именно тогда TWG начала одерживать первые победы в борьбе за Николаевский глиноземный завод. А к концу лета уже пошли разговоры о партнерстве Березовского и Черного в области масс-медиа: будто бы ряд совместных проектов был осуществлен на деньги последнего.
Главное не собственник, главное - директор
Николаевский глиноземный завод является неотъемлемой частью алюминиевого комплекса России. Этот крупнейший в СНГ производитель сырья для алюминиевых заводов был построен в советские времена в портовом городе Николаеве, чтобы вырабатывать глинозем из бокситов, доставляемых морем из Гвинеи. В России, как известно, бокситов всегда не хватало. Сибирские алюминиевые гиганты были построены для освоения избытка дешевой электроэнергии, но они всегда ориентировались на импортное сырье. Роль НГЗ еще больше выросла после того, как с нового года в России был отменен ряд льгот по производству алюминия на давальческих условиях (пресловутый толлинг).
Долгое время НГЗ возглавлял Виталий Мешин. Алюминщики не зря называют его самой одиозной фигурой на своем рынке. Мешин практически единолично контролировал НГЗ (контрольный пакет акций завода принадлежит государству), и договориться с ним не могли ни "Сибал", ни TWG. Оба конкурента были едины в своем стремлении снять Мешина, но TWG успела раньше. Летом прошлого года НГЗ возглавил Николай Набока, который когда-то работал на TWG в Казахстане. Назначение Набоки прошло с крупным скандалом, но его поддерживал тогдашний премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко.
Осенью должна была состояться продажа госпакета акций НГЗ (в связи со скандалами вокруг завода ее откладывают уже несколько лет). На этот раз, однако, сроки совпали с президентскими выборами, и конкурс сочли за благо отложить. В проведении конкурса был заинтересован "Сибал", который, будучи владельцем большого пакета акций НГЗ, имел шансы после конкурса заполучить контрольный пакет.
Ситуация резко переменилась после выборов. Сменилось правительство, Набока лишился поддержки и в декабре был снят с должности. Новым гендиректором был назначен Михаил Столяр. "Сибал" оперативно воспользовался ситуацией, чтобы установить со Столяром партнерские отношения.
Новый гендиректор пересмотрел всю систему контрактов НГЗ. Он отказался от прежнего эксклюзивного поставщика сырья, что послужило поводом для очередного скандала. Были пересмотрены и контракты на поставку сырья российским алюминиевым заводам. "КрАЗ", который при Набоке получал львиную долю сырья с НГЗ, вообще лишился поставок. Стороны трактовали эту ситуацию по-разному. TWG говорила о сырьевой блокаде, а НГЗ - что "КрАЗ" не хочет покупать сырье по ценам, на которые согласились другие заводы. По последним данным, впрочем, стороны достигли согласия: в феврале на "КрАЗ" было отгружено 20 тыс. т глинозема, и поставки продолжаются до сих пор.
Главное не директор, главное - собственник
Новый конкурс по продаже госпакета акций НГЗ назначен на 16 марта. Состоится ли он в намеченные сроки - пока не известно. Ведь в ходе недавнего визита в Киев первого вице-премьера Михаила Касьянова* вновь прозвучала идея о том, что Украина могла бы расплатиться по российским "газовым" долгам своей госсобственностью, в том числе и пакетом акций НГЗ. Наблюдатели тут же усмотрели в этом предложении проявление лоббистского гения Березовского.
Дело в том, что нынешние условия конкурса по НГЗ весьма на руку "Сибалу". Уже объявлено, что "Сибал" намерен участвовать в строительстве нового алюминиевого завода на Украине, а такое требование содержится в условиях конкурса. Удобен и объем пакета, выставляемого на торги, - 30%. По некоторым данным, "Сибал" через своих украинских партнеров-резидентов контролирует уже около 36% акций НГЗ, так что для формирования контрольного пакета ему не придется переплачивать за "лишние" акции.
Но если же продавать госпакет НГЗ в России, то условия конкурса могут оказаться совсем другими. Залоговые аукционы 1995 года продемонстрировали, что этот сугубо рыночный механизм может быть легко скорректирован в зависимости от потребностей его участников. Возможен и "промежуточный" вариант. Представители фонда госимущества Украины уже высказывались о том, что условия конкурса необходимо пересмотреть: исключить строительство нового завода, продавать госпакет (свыше 50%) целиком, поскольку после продажи 30% оставшийся "хвостик" уже вряд ли кому понадобится. На таких условиях настаивает и крупнейший кредитор Украины - Международный валютный фонд. Для МВФ реализация украинской программы приватизации будет главным критерием в решении о предоставлении очередной части кредита.
"Сибал" выступил с предложением о перенесении сроков конкурса, поскольку компания не успевает выполнить все формальности (речь идет о получении разрешения Банка России на зарубежные инвестиции), чтобы внести залог. Главная интрига, впрочем, заключается в том, что официального объявления о переносе или отмене конкурса до сих пор нет, хотя все считают вопрос решенным.
* признан в России иноагентом