Top.Mail.Ru
бизнес

Потому что так надо

Фото: Global Look Press Фото: Global Look Press

Отмена приватизации ферросплавных заводов челябинского олигарха Юрия Антипова опровергает мнение о том, что подобные решения касаются в первую очередь неэффективных или разоренных частниками предприятий, и в очередной раз показывает, что самая уважаемая форма собственности в России — это власть. 

Мультимиллионер из российского списка Forbes, челябинский промышленник Юрий Антипов был задержан по делу о мошенничестве 26 февраля и после допроса отпущен под подписку о невыезде. Перед этим Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск Генпрокуратуры о национализации его группы «Челябинский электрометаллургический комбинат». Помимо, собственно, ЧЭМК, в нее входят АО «Серовский завод ферросплавов» и АО «Кузнецкие ферросплавы». Это крупнейшие в России производители ферросплавов, используемых при изготовлении стали для военной техники, жароупорных авиационных двигателей, ударопрочных стволов вооружений и бронебойных снарядов.

Предприятия ЧЭМК с 90-х годов принадлежали двум уральским олигархам — бывшему неформальному «хозяину области» Александру Аристову и его партнеру Юрию Антипову. В 2020 году 70-летний Аристов решил отойти от дел и посвятить себя излюбленному хобби отечественной элиты последнего десятилетия — виноделию. Он продал свою долю предприятия Антипову и переехал на Кубань, где у него уже была построена семейная винодельня Villa Aristov. Антипов же в 2023 году перевел активы группы в свою компанию «Эталон». Конечными бенефициарами называют самого Антипова и его жену Людмилу. 

О требовании Генпрокуратуры вернуть в собственность государства три завода группы ЧЭМК как незаконно приватизированные стало известно в середине февраля. Как и в других подобных кейсах, незаконность приватизации объяснялась тем, что решение передать стратегически важные для России предприятия в частную собственность принималось в 1992 году на уровне области, без участия правительства страны. Представители ЧЭМК парируют, что в ту пору подобным образом в РФ продавались все заводы, и недоумевают, почему оспаривать сделку решили лишь спустя 30 с лишним лет. 

Но процедура перехода прав собственности не самая серьезная претензия. Как пишет в иске Генпрокуратура, после передачи в «Эталон» активы трех заводов были выведены за рубеж «с целью нанесения ущерба национальным интересам, обороне и безопасности страны» и попали под контроль резидентов недружественных стран, в том числе RFA International. Оборонная продукция по заниженной стоимости вывозится в США, Францию и Великобританию, которые поставляют оружие на Украину, пишет Генпрокуратура. 

В ЧЭМК напоминают, что заводы группы не входят в ВПК, ферросплавы они продают главным образом российским металлургам на внутреннем рынке, а уже те отправляют сталь оборонным заводам РФ. Швейцарско-канадская RFA International выступает трейдером, который не контролирует ЧЭМК, а лишь помогает холдингу продавать на внешнем рынке объемы продукции, невостребованные в России. 

Какие именно законы РФ нарушили владельцы холдинга, экспортируя свои ферросплавы на Запад, Генпрокуратура не уточняет. На основании чего сделан вывод о наличии у Антиповых «цели нанесения ущерба национальным интересам», неясно. При этом, к примеру, российские атомщики в 2023 году остаются главным экспортером обогащенного урана в США, нарастив объем поставок на 43%, до 702 тонн.

еще по теме:
Промышленники вступились за частный бизнес
Президент обещал, что деприватизации в стране не будет, но РСПП на всякий случай предложил обозначить четкие критерии «добросовестных собственников»
Металлургия

На пути к «Росметаллургии»

Национализация и, возможно, последующая реприватизация ЧЭМК, безусловно, часть большого тренда. «Волжский оргсинтез», «Метафракс Кемикалс», Климовский патронный завод — список предприятий, которые были переданы в частные руки «неправильно», уже внушителен. Но экономическая логика у отмены этих сделок явно разная. Например, 19 февраля, когда Генпрокуратура по тем же основаниям потребовала изъять у семьи Бажановых в пользу государства Ивановский завод тяжелого станкостроения, речь шла о том, что станкостроение в частных руках деградировало и выродилось в аренду недвижимости. В случае с Антиповым и ЧЭМК функционал и профиль всех трех заводов после приватизации был сохранен.

«Национализация ЧЭМК и связанных с ним ферросплавных заводов может иметь двоякий смысл, — говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. — С одной стороны, государство разбирается с итогами приватизации, которая зачастую проводилось с нарушениями законодательства и серьезными финансовыми потерями для бюджета страны, за ничтожно малые деньги в частные руки уходили критически важные для национального суверенитета предприятия... Во-вторых, ЧЭМК действительно имеет стратегическое значение для обороны страны: выплавляемые на нем и аффилированных с ним предприятиях ферросплавы используются для производствв легированных и нержавеющих марок стали, которые применяются в процессе изготовления военной техники». 

Эксперт напоминает, что к деятельности ЧЭМК не раз возникали претензии со стороны жителей Челябинска, которые были вынуждены дышать вредными выбросами, от органов охраны окружающей среды и работников ЧЭМК, получавших не самые высокие зарплаты. Поэтому возврат ЧЭМК в государственную собственность в определенной степени имеет символическое значение, показывая, что за дела минувших лет все-таки приходится отвечать, считает Хазанов.

В дальнейшем ЧЭМК может быть передан во внешнее управление, полагает эксперт. «Это может быть и государственная корпорация, и частный холдинг, например, из черной металлургии. Также нельзя исключать передачи ЧЭМК малоизвестному игроку, прежде никак не связанному с металлургией, либо даже создания государственной металлургической корпорации, своего рода «Росметаллургии».

Еще по теме