Top.Mail.Ru
архив

Грипп-2000

По данным пресс-службы Госэпиднадзора, заболеваемость гриппом в Москве за последнюю неделю возросла почти в два раза. Впрочем, будет ли сезонная вспышка гриппа эпидемией, неизвестно - подобная ситуация повторяется из года в год.

Однако кое-что изменилось: люди начали относиться к своему здоровью принципиально по-новому и борются с гриппом не аспирином и марлевой повязкой, а так, как это делается во всем мире.

Лечение с помощью WWW

По данным Моссанэпиднадзора, до наступления так называемого эпидемического порога в Москве еще достаточно далеко. Болеют гриппом и ОРВИ всего 832 москвича из каждых 100 тыс., а в общем количестве заболевших чем-то простудным диагноз "грипп" немного превышает 15%. Однако следует отметить, что в этом году к коварному вирусу относятся принципиально по-другому. Только сейчас люди стали планировать, что, собственно, они будут делать, когда "коммунальная чума" придет в город. Любопытно, что первым вестником грядущей эпидемии стали не слухи, а достаточно объективные сообщения в русском Интернете о том, что группа английских спортивных болельщиков завезла на континент вирус типа A (еще точнее - A H3N2/Sydney/5/97). Через неделю эта информация, попав в несетевые СМИ, сделала слухи о грядущей инфлюэнце бессмысленными - все и так уже знали, как и что.

Московский средний класс как таковой уже перестал быть потребителем страшных слухов: потребность в информации о гриппе стала важнее, чем щекотание нервов. Во времена СССР, когда у большинства была фиксированная зарплата и больничные листы всегда оплачивались, можно было спокойно болеть дома, вызывая врача, или сидеть в очередях в поликлинике. Были даже "больные-любители", без конца от чего-то лечившиеся без особых на то причин. Сейчас же при обращении в государственное лечебное учреждение приходится платить. Например, за диагностические процедуры. Платить придется за большинство лекарств. Наконец, придется платить и за собственное время. Давно уже существует достаточно широкий слой населения - от продавцов на оптовых рынках до топ-менеджеров компаний, для которых незапланированный пропуск даже одного дня работы грозит либо денежными потерями, либо неприятностями. Мало того, даже для обычных офисных работников с их размеренной жизнью заболеть страшно - могут и не заплатить. А ты не болей!

Хорошо, что в этом сезоне есть чем лечиться.

Таблетка от паники

Для потребителя важно не столько то, какие вещества содержатся в препарате, сколько имя производителя. UPSA или Bayer вызывают большее доверие, чем какой-нибудь Урюпинский завод химфармпрепаратов. Поэтому даже для плановой вакцинации детей, которую в принципе сделают в районной поликлинике и бесплатно, люди покупают вакцины известных производителей в аптеках или обращаются в прививочные центры. Несмотря на непрекращающееся сокращение доходов населения, констатируемое статистиками, интерес к российским лекарствам наблюдается только в самом недорогом сегменте. Относительно дорогие препараты российских производителей, таких, как "Ферейн", пользуются не слишком высокой популярностью. Им предпочитают импортные лекарства.

Кризис, кстати, повлиял и на продажи вакцин. За зимний сезон 1997/98 года было продано 600 тыс. доз вакцины "Ваксигрипп" (Aventis Pasteur), а за сезон 1998/99 года - всего 150 тыс. доз. По вакцине "Инфлувак" (производство голландской Solvay) также наблюдалось падение спроса. Сейчас же дистрибуторы и производители ожидают роста продаж. Популярность именно вакцинации как профилактической меры говорит о том, что люди не просто стараются не заболеть, но и выбирают для этого наиболее "здоровые" способы. В представлении людей таблетки - это химия, а прививки - тренировка иммунной системы.

"Мы наблюдаем большой интерес к вакцинации против гриппа уже сейчас, когда эпидемия еще не началась", - говорит Кирилл Петров, менеджер по маркетингу крупнейшего производителя вакцин Aventis Pasteur. Действительно, по словам представителей оптовых компаний, продажи уже начали расти, причем раньше, чем в аналогичной ситуации прошлого года.

Покупают в основном проверенные временем эстонские, латвийские и российские препараты "поздней профилактики" - ремантадин, дибазол и тому подобное. Среди симптоматических препаратов - известно, что как таковой грипп лечить сложно, гораздо легче помогать организму с ним бороться, сбивая температуру и ликвидируя отеки слизистой - гораздо более популярны иностранные: люди уже знают, чем может помочь русский аспирин больному. Впрочем, в 2000 году средний класс получил первую возможность грипп именно лечить. Последний писк моды в области профилактики и лечения гриппа - препараты, подавляющие размножение вируса: "Реленза", "Тамифлю" (производитель Hoffman-La Roche) и "Занамивир" (Glaxo Wellcome). Курс лечения стоит недешево ($40 - 50), но зато эти препараты действительно лечат грипп. В России они не зарегистрированы, и купить их можно только через Интернет в западных сайтах-магазинах. Доставят его в течение суток курьерские службы.

Самое интересное, что ни один из трех препаратов пока не объявлялся на московском черном рынке, а вот покупателей лекарств через Сеть в Москве или через знакомых, летающих за рубеж, уже довольно много. Означает это только одно: основная часть тех, кто вылечится от гриппа за день-два, уже не просто богатые. Они еще и умные - умеют пользоваться Сетью для своих нужд. Замечательно отличие от истории с "Виагрой" - ее можно было купить и покупали только с рук, так как предназначена она была для стареющих плейбоев. Сейчас, кстати, препарат спокойно продается в аптеках.

Аптеки-супермаркеты

Впрочем, даже простейший байеровский аспирин сейчас все больше покупают в современных аптеках. Их появление в Москве - дело естественное и давно ожидаемое; многие жители Москвы привыкли к высокому уровню сервиса, а спрос рождает предложение. В такие аптеки обычно добираются уже поздно вечером - по окончании длинного рабочего дня, и заходят туда не как больные, а как торопящиеся покупатели. Отношение посетителей к необходимости посещать аптеку принципиально отличается от прежнего. Если в советскую аптеку шли с раздражением и неохотой в самый последний момент, то в приличную аптеку заходят как в автосервис. Да, досадно, заболеваю, но ничего особенного. Почините скорее, и я поеду дальше.

Безрецептурные отделы некоторых аптек, например сети "36,6", превратились в помещения, аналогичные торговым залам супермаркетов, где покупатель сам или с помощью продавца-консультанта выбирает себе нужный препарат от головной боли, расстройства желудка или насморка. Собственно, тенденция к превращению аптечных учреждений в торговые точки по продаже потребительских товаров постепенно овладевает умами аптечных менеджеров. Вспомним пример таких компаний, как "Линзмастер" и "Интероптика". В их оптические салоны часто приходят не в продолжение визита к окулисту, а как в магазин одежды: узнать, есть ли новинки, например новые виды контактных линз, и не лучше ли будет носить их. Или выбрать новую модную оправу.

В борьбе с гриппом владельцы аптек не останавливаются ни перед чем, внося в скромное провизорское бытие новые маркетинговые идеи. Так, в аптеках сетей "36,6" и "Мультифарма" с конца 1999 года проводятся распродажи лекарств по сниженным ценам. По информации "Ко", обе сети, принадлежащие, кстати, производителям лекарств - "ФТК Время" и ICN - готовят к началу эпидемии гриппа специальные маркетинговые акции.

Пример крупных аптечных сетей с легкостью перенимают и отдельные аптеки на окраинах города: почтовые ящики забиты листовками, предлагающими "лекарства по ценам производителя", а на двери редкого дома не встретишь объявление близлежащей аптеки с адресом и телефоном.

Впрочем, что же делать, если грипп, несмотря на профилактику, таки достал вас в победоносном шествии по одной шестой части суши? Неужели очереди в районной поликлинике, вызов участкового врача, а в самом худшем случае еще и серые стены инфекционной больницы, в которой хочется умереть не далее приемного покоя?

Необязательно. Существуют и другие варианты.

ДМС для среднего класса

Услугами платных врачей пользовались всегда. Впрочем, если раньше деньги шли на оплату услуг стоматологов, гинекологов и хирургов, то сейчас есть шанс заработать на гриппе и у простых терапевтов, если они работают в частной клинике.

Постепенно сходит на нет миф о том, что платная медицина - удел очень богатых людей. Дело в том, что, как правило, дорогие программы ДМС отличаются от дешевых не только набором предлагаемых услуг, но и набором медучреждений, услуги которых предлагаются. Причем более дешевыми получаются услуги не тех поликлиник, что хуже, а тех, что менее престижны. Медицинские учреждения продают не только услуги врачей и медсестер, но и сервис - отдельные палаты с телефоном и холодильником, удобный режим посещений, хорошее питание, быстрое обслуживание и т.д. Платежеспособный спрос на все это обеспечивают клиенты, пользующиеся программами ДМС. Впрочем, именно это и обеспечивает парадоксальную ситуацию: многие покупатели медицинских услуг, обращающиеся в престижные медицинские центры (в основном вынужденно), бывают крайне удивлены, насколько недороги наиболее распространенные услуги - стандартная консультация специалиста, вызов врача-терапевта на дом. И это понятно: основной бизнес центры делают не на массовом клиенте, а на "эксклюзивном", на сложных случаях. С человека, который хочет выяснить, не грозит ли ему осложнениями обыкновенное ОРЗ и получить рекомендации, какое лекарство ему принимать, много не получишь.

Вызовет ли надвигающийся грипп рост спроса на услуги платной медицины, а затем и на добровольное медицинское страхование? Пока не известно. С большой вероятностью - да. В случае правильного выбора разницу можно будет почувствовать сразу.

В любом случае рецепт борьбы с гриппом-2000 известен. Узнайте адрес приличной аптеки, где вам не придется стоять в очереди с кашляющими коллегами по несчастью. По возможности меньше пользуйтесь общественным транспортом. Лучше, если в вашем кармане будет полис страховой компании.

Банально? Конечно. Впрочем, этой зимой эти банальности понимают все больше людей. Вполне достаточно для того, чтобы грипп-2000 ожидался не как национальная катастрофа, а как сезонная напасть.

Как говорилось в рекламном ролике: "Нам тут болеть некогда".

Еще по теме