Top.Mail.Ru
архив

Гуд бай, Финляндия...

В прошедшем году на российском рынке полиграфии начался подъем. Главной движущей силой роста стал увеличивающийся спрос на упаковку. От производства упаковки и этикеток не слишком отстали и другие области – печатание журналов и книг. Увеличившийся спрос на полиграфические услуги потянул за собой спрос на полиграфическое оборудование.

Назад, в Кострому

По оценкам ведущего мирового производителя полиграфического оборудования – немецкой компании Heidelberg, в прошедшем году объем рынка печатной продукции в России составил $800 млн. Heidelberg прогнозирует дальнейший рост этой цифры и ожидает увеличения объема полиграфических услуг до $1 млрд к 2010 году.

Тенденция к росту характерна не только для российского, но и для мирового рынка полиграфической продукции. По данным Алексея Серова, руководителя отдела маркетинга российского отделения Heidelberg, сегодня мировые инвестиции в полиграфическое оборудование оцениваются в 1,5 млрд евро ($ 1,32 млрд). Причины роста в каждом регионе мира разные. В Западной Европе он обеспечивается за счет повышенного спроса на газеты и бума на рекламу. Мрачные прогнозы о том, что развитие Интернет-СМИ приведет к смерти традиционной периодики, сбылись с точностью до наоборот. За рубежом газеты не только успешно выживают, но и наращивают свои тиражи, в то время как стремительного роста доходов Интернет-периодики пока не наблюдается. Газетам удалось добиться таких результатов за счет общего улучшения качества, а главное – благодаря переходу на цветную печать. «У нас радикального повышения тиражей газет пока не происходит, – говорит Серов. – Его можно будет ожидать только тогда, когда цветная печать в России станет широко распространенной».

В Восточной Европе и Азии спрос на полиграфические услуги обеспечивается благодаря буму на другой сорт товаров – упаковку и этикетки. Развитие некоторых отраслей промышленности – в первую очередь производства продуктов питания и потребительских товаров – способствует увеличению спроса на упаковочные материалы. Известно, упаковка давно перестала играть роль исключительно как средство для хранения товара. На нее все в большей и большей степени возлагается рекламная функция. Маркетологи говорят, что более половины покупателей при выборе товара руководствуются прежде всего внешним видом упаковки.

Поэтому требования к качеству упаковки постоянно растут, появляются все новые технологии – печать на пленке, фольге и т.д. В некоторых случаях стоимость упаковки значительно превышает стоимость товара, в нее вложенного.

В России главным фактором, способствующим развитию полиграфии, также является повышение спроса на упаковку и этикетки. Кроме того, после кризиса произошла своеобразная «полиграфическая репатриация» – заказы на печать, прежде размещавшиеся за границей, стали возвращаться в Россию. Причина, по которой большинство заказов раньше уходило за рубеж, проста: доставшаяся нам в наследство от СССР система полиграфического производства подразумевала в первую очередь обеспечение населения газетной продукцией и в очень малой степени учитывала нужды упаковщиков. Поэтому удовлетворительное качество изготовления упаковки в России могли обеспечить лишь очень немногие типографии.

Другая тенденция, наблюдаемая в российской полиграфии, – рост спроса на журнальную продукцию. Говорит Александр Кушнеренко, технический консультант российской компании HGS, занимающейся продажей полиграфического оборудования (главным образом производства немецкой MAN-Roland): «Бум на полиграфическую продукцию отмечается не только в области печатания этикеток и упаковок. Этикетки сегодня не делает разве что ленивый. Рост наблюдается и в других отраслях – печати журналов и книг. В области книгопечатания спросом пользуются в основном дешевые карманные издания типа детективов Марининой. При этом черно-белую «начинку» («чернуху» на сленге полиграфистов) можно сделать и на старом оборудовании. Но обложка должна быть яркой – для нее требуются хорошие машины цветной печати».

 

Немцы вытеснили чехов из России

Повышение спроса на печатную продукцию ведет к увеличению спроса на печатное оборудование. Безусловным лидером в области продаж полиграфического оборудования как на российском, так и на мировом рынке является немецкая компания Heidelberg. По данным главы российского отделения Heidelberg Владимира Бабаева, доля его компании в России составляет 44% и будет только увеличиваться. Сам российский рынок полиграфического оборудования также претерпел изменения. Если раньше типографии и компании, оказывающие полиграфические услуги, покупали преимущественно небольшие и относительно дешевые машины, то теперь пришла очередь больших установок, занимающих цеха и стоящих от $2 млн до $6 млн в зависимости от технических характеристик и комплектации. «Формирование рынка оперативной полиграфии фактически закончилось. На нем утвердились стабильные и крепкие предприятия, – говорит Бабаев (об оперативной полиграфии и технологиях, разработанных для нее, «Ко» писал в номере №28 – 29 от 24 июля 2000 года). – Сейчас особым, можно даже сказать – повышенным спросом пользуются большие машины для цветной печати в крупном формате. Интересуются такими машинами самые разные типографии – и гиганты, перевооружающие производство, и средние компании, желающие перейти на больший формат».

Соперничество производителей выглядит сегодня следующим образом: доля Heidelberg растет, а другие немецкие производители, среди которых MAN-Roland и KBA, удерживают свои позиции практически неизменными. В проигравших оказались чешские производители Adast и Polly, ранее являвшиеся главными поставщиками для советской полиграфической индустрии и японские компании (Komori и др.).

Соперничать с Heidelberg нелегко. По признанию специалистов других фирм, на Heidelberg работают ее размеры: только эта компания способна предоставлять своим покупателям крупные кредиты. Другие производители кредитовать клиентов не решаются. Кроме того, Heidelberg отличается на редкость агрессивной маркетинговой политикой. Среди стратегических шагов, предпринятых компанией, можно отметить создание учебного заведения Print Media Academia, в котором идет подготовка кадров для полиграфии. «Немцы делают упор в первую очередь на воспитание специалистов-управленцев, а не технологов, – говорит Александр Кушнаренко. – А поскольку решение о покупке оборудования той или иной фирмы принимает менеджер, а не технический специалист, то прошедший курсы менеджер, скорее всего, сделает выбор в пользу Heidelberg. В то же время в России ощущается острая нехватка специалистов-технологов. К сожалению, парк машин не менялся очень давно и сегодня многие люди не готовы управлять новыми станками – для них это слишком непривычно. А среди тех, кто умеет обращаться с новыми установками, происходит ротация – специалисты переходят из одной типографии в другую, каждый раз с повышением зарплаты. Для них самих это, конечно, выгодно, но это не слишком хорошо для отрасли в целом».

Что касается данных о разделе рынка, приводимых Heidelberg, то конкуренты ставят их под сомнение. По данным Александра Кушнаренко, разные производители выпускают машины различных форматов. Есть сферы, в которых не представлена Heidelberg (хотя таких немного), а есть области, в которых нет MAN-Roland и KBA. В результате размываются критерии для сравнительного анализа. Кроме того, многие из продаваемых машин – это оборудование second hand. После прошедшей в мае 2000 года в Германии международной выставки Drupa многие европейские типографии азартно занялись обновлением своего оборудования. В процессе модернизации парка фирма-производитель, как правило, перепродает устаревшие машины в страны с меньшей платежеспособностью, в число которых входит и Россия. По данным специалистов, более 50% всех крупных полиграфических машин, продаваемых в России, – это second hand.

В свою очередь, представители Heidelberg парируют выпады конкурентов. По словам пресс-секретаря Heidelberg Ирины Шелекетовой, в России действительно продается много бывших в употреблении установок, однако новые машины далеко не всем по карману, а воспринимать старые машины как «поношенные» – не совсем корректно. В самом Heidelberg используется термин «восстановленные машины». Это означает, что снятые с производства станки полностью разбираются, после чего все изношенные части заменяются на новые, «родные» комплектующие. Кроме того, по желанию заказчика проводится модернизация оборудования.

 

Специализация – дело опасное

Пока мировые производители полиграфической техники продолжают битву за российский рынок, сам этот рынок меняется на глазах. По словам Александра Серова, российская полиграфия унаследовала от СССР вертикально интегрированную схему. Ядро этой системы составляют типографии с большой долей государственного капитала. Сейчас эта система адаптируется к новым условиям.

На чрезвычайно широком западном рынке полиграфических услуг типографии предпочитают работать в конкретном сегменте. «По структуре спросамы приближаемся к Европе, поэтому специализированные типографии появятся и в России», – говорит Серов. Однако число таких типографий в ближайшие годы будет невелико. По словам эксперта отдела специального печатного оборудования российской компании Nissa Сentrum Константина Марикуца, быть специализированной типографией, зависящей от одного или нескольких клиентов, – опасно. По его мнению, специализацию могут позволить себе только очень крупные компании, имеющие широкую и устойчивую клиентуру. С ним соглашается Александр Кушнаренко: «На наш вопрос «Что вы собираетесь печатать?», большинство наших клиентов отвечают: «Всё». Поэтому сегодня большинство компаний, оказывающих полиграфические услуги, стараются быть универсальными».

Еще по теме