Swatch: тем, кто ждет перемен
Марка Swatch - необычное явление в часовом мире, и в этом смысле представляет собой определенное исключение и в цикле публикаций, объединенном рубрикой «Под часами». В целом часовая индустрия очень консервативна и продолжительность выпуска удачной модели может измеряться десятилетиями: поводом к сенсации могут быть даже изменения в конструкции браслетной застежки. В случае Swatch все обстоит по-другому. Коллекции, полностью сменяющиеся дважды в год; ежегодный каскад технологических усовершенствований; создание целого ряда разнообразных продуктов, отправной точкой для которых послужили часы - все это Swatch. К этой марке можно относиться по-разному, но не замечать явления под названием Swatch невозможно.
История этой великой часовой марки (а у нас нет сомнений, что имя Swatch уже вписано в анналы мирового часового дела - наряду с марками, которым по три сотни лет) начиналась, как и положено всякому великому делу, драматически. Когда в конце семидесятых годов швейцарская часовая промышленность зашаталась под напором азиатских конкурентов, отрасль могли спасти лишь нетривиальные шаги. Одним из них стала разработка сверхтонких кварцевых часов Longines Delirium («Бред»), которые хотя и не были запущены в серийное производство, но послужили прототипом для разработки Swatch. Дело в том, что решая проблему толщины механизма, создатели Delirium отказались от традиционной для часового механизма платины (с ударением на втором слоге), на которой обычно монтируются детали механизма. В качестве платины в Delirium выступала задняя крышка корпуса. Кроме того, новаторские часы содержали значительно меньшее число деталей (главным образом вспомогательных и крепежных), что позволяло, во-первых, автоматизировать сборку, а во-вторых, уменьшить цену изделия. Эти постулаты плюс дешевый пластиковый корпус и аналоговый (не цифровой) принцип передачи показаний времени и составили основу конструкции Swatch.
Примерно в это время чудесная история получает своего героя. Им стал основатель и директор швейцарской консалтинговой фирмы Hayek Engineering Николас Хайек. Разработчики Delirium из Генерального общества швейцарской часовой промышленности (ASUAG) нанимают Hayek Engineering для маркетинговой экспертизы проекта. Хайек после анализа ситуации в отрасли и перспектив нового продукта не только приходит к выводу о том, что Swatch должен стать основой новой рыночной стратегии ASUAG, но и решает лично поучаствовать в этом процессе, сосредоточившись исключительно на проблемах национальной часовой промышленности.
В марте 1983 года первые часы Swatch были представлены на швейцарском рынке. Первая коллекция состояла из 12 моделей, розничная цена которых составляла около 50 швейцарских франков.
За неполные восемнадцать лет Swatch произвел и продал более 300 млн часов, а количество моделей приблизилось к 3 тыс. Компания Swatch SA стала основой часового холдинга SMH, который в 1998 году был даже переименован в Swtch Group (и это при том, что в группу входят такие известнейшие часовые марки как Blancpain, Omega, Rado, Longines, а с недавних пор и Breguet). В настоящий момент Swatch является крупнейшим производителем наручных часов в мире (в количественном исчислении), хотя до сих пор несколько уступает японским конкурентам по размерам, исчисленным в денежных показателях.
Каскад новостейВся история Swatch являет собой пример непрерывного совершенствования продукта и его постоянной адаптации к требованиям потребителей. Причем Swatch, являясь новаторской по своей сути, может позволить себе не только учитывать и выполнять требования покупателей, но и формировать свой собственный потребительский слой, находясь, так сказать, на переднем крае борьбы за покупателя. В фокусе ее внимания, естественно, находится молодежь. Часы Swatch стали молодежным продуктом еще при рождении: во-первых, потому что они нетрадиционны, а во-вторых, потому что дешевы.
Не претендуя на полноту, постараемся описать прошлогодние новинки от Swatch.
Для новаторов-радикалов продолжают усовершенствоваться цифровые часы линии Swatch Beat. Появившиеся еще в 1998 году, эти часы носят титул первых швейцарских часов с цифровой индикацией. Кроме местного времени, возможны показания времени в другом часовом поясе, универсального времени Интернет, существуют функции таймера, будильника, хронографа. Кроме того, часы оборудованы анимационным дисплеем. В 1999 году компания представила алюминиевую версию Beat Aluminium, благодаря материалу корпуса имеющую подчеркнутый «космический» дизайн. В прошлом году появилась уменьшенная по размерам линия Beat Alumini с новыми функциями: датой Интернет и будильником, работающим в системе времени Интернет. Новинкой года стали и модели Beat Jelly в прозрачных корпусах (три цвета). По традиции Swatch, имя Jelly («Желе») несут все модели часов в прозрачных корпусах.
Если вы не столь продвинуты и предпочитаете киберпространству окружающую реальность, то вам должны понравиться новые версии знаменитых Swatch Skin («Кожа»). Часы этой линии толщиной всего 3,9 мм появились в 1997 году и до сих пор остаются самыми плоскими пластиковыми часами в мире, а также хитом продаж Swatch. После появления в 1998 году чрезвычайно привлекательных Skin Jelly в новых коллекциях расширилась не только цветовая гамма, но и произошли более радикальные изменения. Неземным совершенством веет от модели Skin Paved in Silver («Усеянные серебром») - серебристый циферблат и отполированные до зеркального блеска пластинки металлического браслета при движении руки способны вызвать целый всполох отражений, наподобие отблесков света, отбрасываемых хорошим бриллиантом. Кроме того, в прошлом году появились Skin Beat - тонкие пластиковые часы с цифровой индикацией.
Для тех, кто привык носить на руке нечто более ощутимое, чем невесомый Skin, предназначены Irony Scuba 200 Chrono. Система традиционных названий Swatch все объясняет: Irony - металлический корпус (нержавеющая сталь или алюминий), Scuba 200 - водонепроницаемые до глубины 200 м, Chrono - хронограф с тремя дополнительными малыми циферблатами поверх основного. Представленные в начале 2000 года часы новой линии имеют каучуковые вставки в алюминиевом корпусе. Довольно популярные сейчас хронографы предлагаются Swatch и в среднем размере корпуса (26,4 мм в диаметре против традиционных 32 мм). Такие часы обычно позиционируются в качестве продукции unisex. Название линии - Medium Chrono.
Наконец, действительно новый даже для Swatch шаг - представление линии Square. Как явствует из названия, это часы в квадратном корпусе. Возможно, для поклонников марки такое исполнение покажется неожиданным, но это ответ фирмы на вызов моды - квадратные часы находятся сейчас на пике популярности.
В прошлом году Swatch сделала еще один шаг, роднящий компанию со многими именитыми часовыми коллегами: впервые была представлена именная коллекция бижутерии. Но Swatch не была бы собой, не сделай она это максимально футуристично. Если обычно часовые фирмы используют в качестве материала для украшений исключительно благородные металлы и драгоценные камни, то кольца, браслеты, колье и серьги от Swatch выполнены из стали, силикона и нейлона.
Зайди, попробуй
В прошедшем году произошло еще одно событие - Swatch открыла собственный бутик, да не где-нибудь, а на знаменитой Вандомской площади Парижа. К традиционным мегасторам компании (первый был открыт в 1996 году на Пятой авеню в Нью-Йорке), добавился совершенно особый магазин, находящийся в самом сердце мировой fashion-индустрии. В магазине Swatch Place Vendome продаются часы, специально разработанные только для этой торговой точки. В первой коллекции была представлена 41 модель. Уникальность покупки дополняется интерьером магазина - торговое оборудование, разработанное и произведенное в единственном экземпляре.
Раритетные модели Swatch могут купить и члены международного фэн-клуба Swatch the Club. Каждый год компания выпускает лимитированное число часов, не поступающих в открытую продажу и предназначенных для реализации среди членов клуба. Часы Swatch стали объектом коллекционирования практически с рождения, а цены на некоторые модели середины 80-х, выпущенные ограниченным тиражом, доходят ныне до $25 тыс.
В России правами на эксклюзивную дистрибуцию часов Swatch владеет компания «МФК Джамилько». Сейчас у нее пять собственных магазинов в столице (в ГУМе, галерее «Актер», торговом комплексе в Столешниковом переулке и в двух гипермаркетах «Рамстор»). Это необычные часовые магазины - здесь нет кожаных кресел, ковров и прочих дорогих аксессуаров респектабельного часового магазина, зато много стекла, пластика и серебристого металла. Ведь здесь продают Swatch - часы, ставшие символом великих технологических перемен второй половины теперь уже прошлого века.