Top.Mail.Ru
авто

«И нечего туда ездить»: Европа закрывается для автомобилистов из России

Фото: Алексей Витвицкий / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Алексей Витвицкий / Коммерсантъ / Legion-Media

Этой осенью все страны Евросоюза, с которыми у РФ есть общая сухопутная граница (государства Прибалтики, Польша и Финляндия), а также Норвегия, Германия и Болгария ввели запрет на въезд автомобилей с российскими номерами. Гражданам РФ дали от трех месяцев до полугода, чтобы вывезти личный транспорт или поставить его на учет в ЕС. Как оказалось, проблемы возникнут и в первом, и во втором случае. 

Новая трактовка санкций

Волна запретов для автомобилистов началась еще летом, когда немецкая таможня сообщила, что въезд в Германию на личном транспорте из РФ может стать основанием для его ареста. Истории с конфискацией машин уже были, правда, в некоторых случаях они быстро решались. Проблемы возникали в том числе у тех, кто пытался ввезти в страну ЕС автомобиль на пароме. «Вы нарушаете санкции. На российской машине нельзя въезжать», — так сотрудники таможни в порту Травемюнде объяснили причину изъятия машины.

После всплеска возмущений со стороны россиян разъяснить ситуацию с санкционным режимом взялась Еврокомиссия. Первоначально из ее пояснений следовало, что гражданам РФ нельзя провозить в страны ЕС товары личного пользования (вплоть до косметики) и автомобили даже в рамках туристических визитов. Однако позже ЕК смягчила позицию и отметила предметы личной гигиены и одежду граждан РФ как товары, «вызывающие несущественную озабоченность с точки зрения обхода санкций». 

С пояснениями относительно личных вещей выступила латвийская таможня: россиянам разрешается ввозить указанные товары в таком количестве, чтобы избежать лишних подозрений. Проверяющие могут учитывать, например, состояние вещи и срок нахождения в стране въезжающего. Подобные проверки проводятся в отношении всех лиц — вне зависимости от их гражданства.

Компетентным органам Еврокомиссия рекомендовала применять запрет «соразмерным и разумным образом», а таможенникам посоветовала сосредоточиться прежде всего на личном транспорте россиян.

Что изменилось?

Запрет на въезд автомобилей с российскими номерами ввели пять стран ЕС, с которыми РФ имеет сухопутную границу (Латвия, Литва, Эстония, Польша и Финляндия), а также Норвегия (не является членом ЕС, но входит в Шенгенскую зону), Германия и Болгария.

У каждой страны свои требования относительно дальнейших действий россиян. Например, Эстония дала гражданам полгода, чтобы вывезти свой автомобиль с территории страны или внести его в эстонский реестр. При этом местные власти обещают не применять меры ареста в случае нарушений. В Латвии же у россиян есть три месяца на решение вопроса с личным транспортом — в ином случае могут грозить санкции вплоть до конфискации.

Финляндия решила отказаться от крайней меры, но обязала россиян вывезти уже находящийся в стране транспорт до 16 марта 2024 года. Норвегия пока не заявляла о планах арестовывать машины и сроки выезда не уточнила.

2 октября последней к ограничениям на въезд автомобилей с номерами РФ присоединилась Болгария. Дополнительных разъяснений по этому поводу местные власти пока не опубликовали.

Как быть россиянам?

Вопрос, что делать в сложившихся условиях, очевидно, актуален для многих. Только в первой половине года россияне выезжали на личном автомобиле в страны Европы свыше 579 тысяч раз, а чаще всего посещали Финляндию (больше половины пересечений границы). Но пока в Telegram-чатах, где живущие в Европе россияне обсуждают насущные темы, все спокойно.

Один из релокантов в Латвии рассказал «Компании», что еще не начал заниматься решением вопроса. «Вариантов всего два: либо вывезти автомобиль из страны, либо перерегистрировать. По последним данным, местные власти дают добро на растаможку, но пока не слышал об успешных кейсах. Вероятно, дорогая стоимость отпугивает потенциальных желающих», — отметил он.

Перед тем, как поставить машину из России на учет в Латвии, ее нужно растаможить. По словам собеседника, переоформление может обойтись примерно в 30% от стоимости автомобиля. Кроме того, владелец транспортного средства должен предоставить европейский сертификат соответствия — он подтверждает, что автомобиль соответствует стандартам ЕС и имеет право перемещаться на его территории. С получением такого сертификата для машин, собранных в РФ, могут возникнуть сложности.

«Думаю, гораздо проще перегнать машину в Россию и продать ее там, особенно с учетом цен на б/у автомобили в РФ сейчас», — добавил собеседник. Этим летом аналитики отмечали ажиотажный спрос на автомобили с пробегом. В первой половине 2023 года средний чек на подержанные машины вырос на 18% и составил 1,3 млн рублей.

С тем, что лучшим решением для россиян будет вывезти машину из еврозоны и продать дома, соглашается автомобильный эксперт Максим Пастушенко. «Растаможка — дело недешевое. К тому же часть людей въезжала туда на короткий срок, и тратить это время на перерегистрацию автомобиля нелогично. Да и в целом такое идиотское решение не поддается логике. Это абсурд, который противоречит любому законодательству», — говорит он.

По словам Пастушенко, чтобы продать российскую машину в ЕС, ее также необходимо растаможить. Продать ее кому-то, кто будет готов ездить на ней по левым документам, теоретически можно, но по-честному сдать машину в автосалон и получить адекватную сумму — нет, добавляет он.

Юристы видят противоречия в решениях стран ЕС. По мнению адвоката Карины Москаленко, введенные ограничения нарушают как минимум несколько пунктов Европейской конвенции по правам человека — например, по части защиты частной собственности. Юрист советует идти в суд. «Если конкретный человек ничего противоправного не совершал, находится в стране легально, то обосновать необходимость ограничений для этого человека властям будет сложно», — считает она.

Шансы оспорить решение властей ЕС, конечно, есть, но судебный процесс может длиться годами, предупреждает адвокат и эксперт в области права, экономики и национальной обороны Олег Цуканов. Частная собственность хоть и незыблема в европейских странах и декларируется на каждом углу, однако практика показывает совсем другое, продолжает он.

«Пожалуйста, можете оспаривать в судах. Но когда вы добьетесь решения, сколько денег на это потратите — это уже, простите, ваши проблемы. Поэтому лучший способ сейчас избежать неприятностей — воздержаться от использования в этих странах личного авто. Есть и другие способы перемещения между странами. Те же рейсовые автобусы еще ходят», — говорит юрист.

Пастушенко тоже советует воздержаться. «Нечего туда ездить, вот и все. У людей есть такая странная особенность: не мытьем, так катаньем рваться туда, в Европу. Уже всячески нам оплеухи дают и визы нет, но все равно надо туда ехать. Если человеку так сильно туда нужно, еще и на личной машине, то только на свой страх и риск, юридического решения этой проблемы я не вижу», — заключил он.