Идущие вместе с прокуратурой
Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. С другой стороны, история знает столько, что любое событие, произошедшее в очередные новые времена, в том или ином виде уже происходило. Поэтому вполне можно представить себе такую картину: родители Павлика Морозова, с тоской взирающие на увозимое прочь последнее зерно, не спешат отблагодарить честного отрока вожжами, вилами и прочей полезной педагогической утварью, а спокойно возвращаются в дом. И там, поостыв, берут лист бумаги и пишут в недремлющие органы бумагу примерно такого содержания: так, мол, и так, под личиной пионера Морозова Павла таится лютый враг советской власти, а особливо колхозного строя, деникинец, колчаковец и не исключено, что дроздовец, в чем и просим специалистов в кожаных куртках с маузером в деревянной кобуре разобраться. У писавших появляется шанс отделаться простым раскулачиванием, поскольку уничтожение пионера-стукача возьмут на себя люди, в чьи профессиональные обязанности это входит. Конечно, все это фантазии, поскольку, судя по всему, пострадавшие родители Павлика всем своим воспитанием и культурной историей к этому были не приспособлены.
Другое дело наши времена, когда появилась теория симметричного и асимметричного ответа. Вот специализированная пиар-организация «Идущие вместе» затеяла очередную акцию под девизом «Когда коту делать нечего» и начала публично бороться за общественную нравственность. Учинили в публичном месте что-то вроде свального греха. В смысле свалили в кучу книги не понравившегося автора и давай над ними глумиться. Люди они в основном молодые, поэтому не обязаны понимать всю трудносочетаемость нравственности с подобными публичными методами борьбы за нее. Складывается впечатление, что многие вообще книг раньше в руках не держали и не знают, как с ними обращаться. Зато в смысле борьбы за правильный общественный вкус всегда есть с кого брать пример. И некоторые думские депутаты во главе с г-ном Райковым за нравственность борются, да и в Европе в разные исторические периоды возникали борцы широкого спектра – от черного до коричневого.
Что объединяет здесь старшее и младшее поколения, так это полное нежелание хотя бы задуматься о последствиях этих арийских игрищ. А молодые сразу пошли дальше. Они решили, что борьба за нравственность особенно хороша, если своим итогом имеет отчетливый сигнал в компетентные органы. В этой связи, кстати, можно подумать о присвоении инициативной молодежной организации имени Павлика Морозова, который, заметим, действовал в куда более суровых условиях – без богатого централизованного финансирования и телевизионных камер. Здесь же стоит порадоваться оперативности прокурорских работников, которые, очевидно, практически на все обращения граждан реагируют так молниеносно. А потому все проблемы с соблюдением законов на территории Российской Федерации – и особенно города Москвы – ими уже решены, кроме разве что писателя Сорокина.
А вот теперь время новых песен. Писатель Сорокин в ответ собирается подавать в суд на «Идущих вместе» за нарушение авторских прав, поскольку они публично цитировали отрывки из его произведений без его, авторского, ведома, а самое главное – за порнографию, поскольку именно вырванные из контекста отрывки и могут являться порнографией. Таков наш ответ Чемберлену – надо признать, весьма адекватный, судя если не по юридическим, то, во всяком случае, по рекламным результатам.
Таким образом, переписка читателей и писателей (или на писателей) в аналогичных случаях ранее проходившая через творческий союз, теперь проходит через прокуратуру. Теперь слово за прокуратурой: признают ли они выражение нецензурным вне зависимости от уст, которые его произнесли? Возможно, что в случае с «идущими» это будет признано мелодекламацией или, что ближе к теме, гласными свидетельскими показаниями.
Результат всей этой истории, еще не оконченной, уже печальный. Понятно, что пиар – двигатель, не столько, правда, прогресса, сколько дохода. Возможно, перформансы «идущих» – составная часть некой стратегической программы. А возможно, и разовые заказные акции типа «перекрой улицу» или «мочи чужих». В любом случае появление такого инструмента, как публичное (во всяком случае, сразу же таковым оказывающееся) обращение в компетентные органы по поводу каких-то личных неудовольствий либо для поднятия рейтинга трудно встретить аплодисментами, поскольку исторические привычки пока еще никуда не делись.