Top.Mail.Ru
архив

Игристый путч

Алкогольные войны перекинулись с водочной отрасли на смежные сферы. Развернулась борьба за контроль над Московским комбинатом шампанских вин (МКШВ). По некоторым данным, прибрать компанию к рукам хотят сотрудники госхолдинга «Росспиртпром». В самом холдинге это отрицают. 

В начале декабря у проходной МКШВ остановился джиповый кортеж. Крепкого сложения хлопцы беспрепятственно прошли на завод, остановили посудомоечные машины (а тем самым весь конвейер) и потребовали от руководства МКШВ поделиться 25% акций комбината, угрожая судебными исками и уголовными делами.

Посудомоечные машины, участвующие в производственном процессе комбината, принадлежат компании «Вита». У нее два учредителя – МКШВ и некий иностранный инвестор, которому принадлежал контрольный пакет. Проникшие на завод «физические лица» заявили, что они купили этот самый контрольный пакет и, следовательно, могут распоряжаться машинами по своему усмотрению.

Сейчас, по словам Александра Разуваева, производство снова запущено, а подлинность и законность сделки по выкупу акций «Виты» юристы МКШВ проверяют.

Разуваеву мотивы купивших «Виту» людей неясны. Их может быть три – от «невинных» мелких пакостей до попытки захватить контроль над комбинатом и принять участие в сбыте его продукции. Захвату «Виты» предшествовала еще одна неприятная история, случившаяся на заводе летом 2001 года. 

Рисковый напиток

Московский комбинат шампанских вин (МКШВ) выпускает игристое вино под марками «Коралл», «Красное и черное», «Золотой стандарт». Большая часть объемов завода (90%) приходится на марку «Советское шампанское», которую в России производят практически все шампанские комбинаты.

Прошедший год был для комбината крайне неудачным: МКШВ, по данным самой компании, произвел только 600 тыс. дал шампанского. Всему виной были сбытовые проблемы, которые начались у завода летом 2001 года. Все лето комбинат фактически стоял.

С подобными трудностями столкнулись все производители шампанского. «В этом году рынок российских шампанских вин был нестабилен, – говорит Александр Луцкий, коммерческий директор завода «Корнет», самого крупного в России производителя шампанского. – Оптовики не смогли до 1 сентября реализовать шампанское, маркированное по старым правилам, и два месяца не брали у нас продукцию. В это время усилили позиции молдавские производители шампанского».

«Корнет» смог пережить летний кризис, а вот МКШВ не смог. У компании начались проблемы с выплатами в бюджет. Городские власти пригрозили МКШВ банкротством. В нем могли быть заинтересованы его конкуренты – например, тот же «Корнет», который, по собственным данным, в 2001 году произвел 1,2 млн дал шампанского и контролировал 40% продаж этого напитка в Москве, а в регионах – 20%. В его портфеле «Советское шампанское» занимает 63%. Кроме того, завод разливает свои марки «Надежда», «Корнет» и «Золотое».

Однако сам Разуваев отрицает чью-либо причастность к попытке обанкротить предприятие. «Просто МКШВ оказался не готов к трудностям со сбытом продукции», – говорит он. 

Северное сияние

Нестабильностью МКШВ сумела воспользоваться крупная московская торговая компания «Вестор», которая как раз осенью предложила МКШВ создать торговый дом «Советское шампанское».

«Нам это предложение понравилось, – рассказывает Александр Разуваев. – Своих сбытовых мощностей нам явно не хватает, да и с одной компанией работать проще: это хороший способ избежать ценовых войн».

По замыслу создателей, торговый дом должен был использовать дистрибуторскую сеть «Вестора» для эксклюзивной реализации продукции вошедших в него производителей: МКШВ, РИСПа (48% акций которого принадлежат МКШВ) и небольшого московского комбината «Олимп империал». Контрольный пакет торгового дома принадлежит «Вестору».

Основной конкурент МКШВ – московский комбинат «Корнет» не полагается на одного дилера. «Работать с одним дистрибутором рискованно, – считает Алексей Луцкий, коммерческий директор «Корнета». – У него могут появиться финансовые проблемы или он начнет диктовать свои условия». С 1997 года «Корнет» продает 90% шампанского клубу дистрибуторов, в который входят 20 крупных московских торговых компаний: «Форт», «Дейрос», «Веско», «Кристалл-Лефортово». Остальные 10% приходится на крупные сетевые магазины – «Рамстор», «Перекресток».

По замыслу учредителей торгового дома «Советское шампанское», в него должны были входить и другие производители шампанских вин, однако им этот проект показался неинтересным. «Мы предлагали «Корнету» войти в торговый дом, но он отказался», – говорит Александр Разуваев. Кстати, коммерческий директор «Корнета» Александр Луцкий заявил, что ничего не слышал о таком торговом доме.

Скорее всего, деятельность торгового дома не ограничится одним только шампанским. «По объемам продаж на российском алкогольном рынке лидирует водка, – говорит Александр Разуваев. – Поэтому мы будем вести переговоры о вхождении в состав учредителей торгового дома с кем-нибудь из водочных компаний, например с «Топазом», «Столичным трестом» или «Кристаллом». Водка станет своеобразным локомотивом, который будет способствовать продаже наших напитков». 

Игривое вино

Компания «Вита», которую в начале декабря купили «физические лица», владеет 10% акций торгового дома «Советское шампанское». По мнению источника, близкого к МКШВ, в покупке «Виты» замешаны сотрудники государственного холдинга «Росспиртпром» – в частности, некто Голодов, якобы член совета директоров объединения «Туласпирт». Возможно, таким образом некто пытается получить контроль над сбытом МКШВ.

Например, гендиректор торгового дома «Росспиртпром» Павел Жердев – известный любитель заработать на шампанском. Крупную игру он затеял осенью 1999 года, будучи гендиректором торгового дома «Кристалл-Лефортово» (впоследствии генеральный дистрибутор московского водочного завода «Кристалл»). Жердев начал активно скупать продукцию четырех крупнейших российских производителей шипучего напитка – МКШВ, Екатеринбургского комбината шампанских вин, РИСПа и «Истока». За месяц отпускная цена заводов поднялась на несколько рублей за бутылку. Под Новый год оптовики обнаружили, что изрядно подорожавшее шампанское почти целиком сосредоточено на складах «Кристалла-Лефортово». Но Павел Жердев не спешил расставаться со своим сокровищем. «Мне было невыгодно слишком быстро распродавать запасы, – говорит он. – Это могло сбить цену». Жердев ввел обратный прайс-лист: чем больше клиент берет, тем дороже ящик. Торгуя таким образом, он успел опустошить склады до того, как цены рухнули: оказалось, оптовики переоценили спрос. «В начале января склады были забиты дешевым шампанским у всех, кроме «Кристалла-Лефортово», – вспоминает Павел Жердев.

Однако вот уже два года Жердев не проявляет интереса к шампанскому. Он категорически отрицает причастность «Росспиртпрома» к происходящему на МКШВ. «Фамилия господина Голодова в «Росспиртпроме» неизвестна, – говорит Павел Жердев. – И «Росспиртпром» не выкупал никаких акций у компании «Вита» и никаких переговоров по этому поводу не проводил».

Кто бы ни купил «Виту», комбинат оказался в непростой финансовой ситуации. Чтобы уйти от банкротства, МКШВ, по словам Разуваева, пришлось выкачать большое количество оборотных средств. Теперь, чтобы обеспечить стабильную работу предприятия, МКШВ необходим стратегический инвестор. Однако все компании, с которыми руководство комбината ведет переговоры, требуют продажи контрольного пакета, а это для МКШВ неприемлемо. Сейчас акции завода распылены среди его менеджеров и работников, и для вхождения стратегического инвестора МКШВ потребуется дополнительная эмиссия.

Еще по теме