Top.Mail.Ru
архив

Игры на повышение

Отечественные производители игристых вин оказались на пороге стагнации. По итогам 11 месяцев 2003 года рост производства российского шампанского составил всего 6%. Потребители постепенно переходят на более дорогие марки зарубежных компаний, заранее обеспокоившихся созданием имиджа изысканного, благородного напитка. Российские компании рбко пытаются освоить средний сегмент.

 

В 2001 году Московский комбинат шампанских вин (МКШВ), входящий в пятерку крупнейших в России производителей игристых вин, объявлял о планах вывода на рынок более дорогих брэндов и собирался даже проводить массированную рекламную кампанию по их продвижению. Два года понадобилось гендиректору МКШВ Александру Разуваеву, чтобы изменить свои намерения. «Массированная рекламная кампания и переход в более высокий ценовой сегмент для российского производителя бессмысленны, слишком велика конкуренция с импортным шампанским: французским, итальянским, испанским», – замечает Разуваев. В результате самым дорогим из выпущенных МКШВ напитков стало шампанское по 120 руб. за бутылку. По словам гендиректора комбината, это шампанское «для нашего рынка и есть элитное». Если же придерживаться классической сегментации, которую предлагают аналитические агентства и розничные операторы, этот напиток попадает в средне-низкий ценовой сегмент игристых вин.

В 2002 году россияне, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), выпили 7 млн дал российского шампанского и 610 000 дал зарубежного. За 11 месяцев 2003 года отечественное производство увеличилось на 6%, а импорт – на 30%. Доля дешевого шампанского в регионах, по оценке Разуваева, составляет 98%, а в Москве – 80%. Большая часть такой продукции продается в стране по цене 80 руб. за бутылку.

Высокие темпы роста продаж дорогого шампанского объясняются не только меньшими объемами его реализации по сравнению с дешевым отечественным. Игроки рынка дают происходящему более фундаментальное объяснение: растут доходы населения и культура потребления алкоголя. Поэтому попытка МКШВ выйти в более дорогой сегмент выглядит вполне адекватной реакцией на сложившееся положение вещей – до сих пор с этого стремительно растущего рынка снимают урожай только иностранные компании, торговые марки Martini & Rossi, Cinzano, Serafino(см. диаграмму). Однако подобные попытки отечественных производителей пока единичны.

 

Страшно близки к народу

Российские производители обеспечивают дешевизну продукта соответствующей технологией. Существует два способа производства шампанского – резервуарный и классический.

Классическое производство купажированного шампанского, при котором брожение происходит в самой бутылке «на осадке» и в особенных климатических условиях, требует от одного до 10 лет выдержки напитка. Первые российские заводы шампанских вин с расположенными под землей цехами в Абрау-Дюрсо и Новом Свете были построены во второй половине XIX века. В советское время «осадочный» способ производства тоже не был обойден вниманием: в начале 50-х годов ХХ века были построены два завода, рассчитанных на производство только такой технологии, – «Артемовский завод шампанских вин» на Украине и Cricova в Молдавии. По данным агентства «ВладВнешСервис», они контролируют соответственно 2% и 15% импорта шампанского.

Резервуарный способ, при котором различные сорта вин смешиваются в большом резервуаре и туда же добавляются дрожжи для брожения, а затем напиток разливается в бутылки, был изобретен во Франции в конце XIX века. Он предназначался для производства дешевых игристых вин, потребление которых отлично укладывалось в идеологию советского застолья. Поэтому основным методом производства шампанского в СССР стал именно резервуарный. По самым приближенным подсчетам, он удешевляет стоимость одной бутылки игристого вина на 20%. К тому же на изготовление шампанского таким способом требуется всего три недели. Более того, в 1960-е годы российские умельцы-виноделы модернизировали французский резервуарный способ. По словам Валентина Бакулина, замдиректора по производству московского завода «Корнет», им пользуется даже известный французский производитель MoetChandon, который выкупил в свое время соответствующую лицензию.

 

Как на дрожжах

Низшийценовой сегмент на отечественном рынке игристых вин, по мнению Алексея Осадчего, гендиректора компании «Ароматный мир» (крупнейшая в России сеть алкогольных магазинов), – 80 – 140 руб. за бутылку. В этот диапазон попадают игристые вина, произведенные в России и странах СНГ резервуарным способом. В среднем ценовом сегменте цены колеблются от 140 до 600 руб. за бутылку. В него входит помимо шампанского, изготовленного в СНГ, продукция из Италии и Испании. Высокий ценовой сегмент по этой классификации начинается от ценового порога в 600 руб., а сегмент люкс – от 1500 руб. за бутылку.

В России 36 предприятий, производящих шампанское и игристые вина. Против них играют сразу два обстоятельства – растущие доходы россиян и перспективы смерти брэнда «Советское шампанское», под которым производится большая часть российского игристого вина и от которого отечественные виноделы должны будут отказаться при вступлении России в ВТО.

По оценке консалтингового агентства «Качалов и коллеги», в ближайшие пять-шесть лет удел наших производителей – дешевый и средне-низкий сегменты. «В ценовой диапазон 140 – 180 руб. за бутылку «прыгать» очень опасно, – говорит гендиректор агентства Игорь Качалов. – Вложения в выпуск шампанского уже по 120 руб. не окупятся за один-два года».

Замгендиректора по производству завода «Корнет» Валентин Бакулин с таким мнением не согласен. «Занимать средний сегмент надо, – считает Бакулин. – И покупатель у этой категории шампанского уже есть. Нужно только адекватно оценивать возможности сырьевого и технического обеспечения предприятия». К примеру, производство игристых вин резервуарным способом лидером отрасли московским заводом «Корнет» изначально было ориентировано на розлив недорогого напитка. В результате производство «Корнета», по словам представителя компании, не умещается на старых производственных площадях и уже «выходит на улицу», используя прилегающую к цехам территорию завода.

Если у выпускающих игристые вина отечественных компаний и есть какие-то призрачные перспективы подняться выше в ценовой шкале и увеличить маржу, путей подобной экспансии всего три: налаживание собственного производства по классической технологии (что требует солидных инвестиций в производство); применение современных технологий продвижения уже существующих или вновь запускаемых брэндов; продвижение и размещение производства дорогих брэндов на уже существующих классических производствах.

Последним способом перехода в более высокий сегмент собирается воспользоваться петербургский производитель шампанского «Игристые вина». Компания занимает вторую позицию в списке крупнейших производителей этого напитка. Четыре марки «Игристых вин», по данным агентства «Бизнес Аналитика», входят в десятку наиболее продаваемых российских игристых винпо цене свыше 100 руб. за бутылку. В стратегических планах предприятия размещение производства игристого вина по классической технологии под новым брэндом «Санктъ-Петербургъ Классическое» на стороннем производстве.

«Создание линейки марок с хорошим имиджем – задача как минимум двух лет, – комментирует Игорь Качалов. – А в производстве вина и шампанского этот процесс занимает существенно больше времени. Высокий сегмент не обладает большой емкостью, и два года продукцию придется только «проталкивать». Поэтому отечественные производители обречены занимать либо дешевые и средние сегменты, либо узкие ниши, и даже из этих ниш их станут выдавливать. Все говорит в итоге о том, что занимаемые нашими компаниями доли рынка будут сокращаться».

Еще по теме