Top.Mail.Ru
архив

Интернет на тарелочке

В апреле 2000 года холдинг «Медиа-Мост» начал развивать Интернет-бизнес. Для этих целей были созданы дочерние компании «Мемонет» и «НТВ-Интернет». В развитие нового бизнеса холдинг инвестировал около $10 млн. Сегодня в рамках начатого проекта «НТВ-Интернет» выводит на рынок новую технологию спутниковой связи. В компании считают, что в ближайшие годы у этого продукта появится около 100 тыс. частных пользователей, но наиболее интересные результаты ожидаются в корпоративном секторе.

 

ОДНА ТАРЕЛКА НА ДВОИХ

Интернет-провайдингом «Медиа-Мост» до прошлого года не занимался. О намерении развивать новый бизнес холдинг заявил в апреле 2000 года. Тогда менеджеры «Медиа-Моста» говорили о желании завоевать до конца года аудиторию в 6 - 7 тыс. человек (См. «Ко» № 13 от 10 апреля 2000 года). В декабре генеральный директор «НТВ-Интернет» Евгений Ройтман сообщил «Ко», что абонентов оказалось несколько меньше, чем предполагалось, однако это не означает, что проект выбился из бизнес-плана: в реальности подключение индивидуальных пользователей обходится компании дешевле плановых расчетов.

Одним из главных источников расширения аудитории для «НТВ-Интернет» является абонентская база компании «НТВ-Плюс». Обе компании используют для передачи сигнала одни и те же тарелки. Для абонента «НТВ-Плюс» подключение к Интернету через спутник обходится дешевле, поскольку тарелка у него уже есть.

«НТВ-Интернет» и «НТВ-Плюс» выступают дилерами друг друга. Человек, обратившийся в одну из компаний, может стать абонентом обоих операторов. Абонентские службы и операторскиецентры компаний тоже работают во взаимодействии. Таким образом, маркетинговая стратегия «НТВ-Интернет» в определенной степени опирается на брэнд «НТВ-Плюс».

От других российских провайдеров «НТВ-Интернет» отличается более высокой скоростью передачи данных. Спутниковая технология дает «НТВ-Интернет» большое конкурентное преимущество. В мире передачей сигнала со спутника на компьютеры занимаются лишь несколько компаний. Американская Echostar (данных об абонентской базе нет) работает на рынке США. Базирующаяся в Люксембурге Europe-online (180 тыс. абонентов) имеет небольшое число российских пользователей, но свое присутствие в РФ не афиширует. Для полноценного развития российского бизнеса люксембургской компании необходимо получить лицензию Минсвязи, а эта перспектива Europe-online едва ли светит - компания в России не зарегистрирована.

У лидирующего на российском рынке Интернет-провайдера «МТУ-Интел» по состоянию на конец 2000 года было 130 тыс. абонентов. Евгений Ройтман прогнозирует, что в течение ближайших лет «НТВ-Интернет» наберет 100 тыс. абонентов. Одно из преимуществ «НТВ-Интернет» заключается в том, что абонент имеет возможность менять тарифные планы (абонентская плата для частных лиц составляет от $21 до $63 в месяц) сколь угодно часто - фактически в режиме он-лайн.

По мнению генерального директора компании «ПТТ-Телепорт-Москва» Николая Репина, появление «НТВ-Интернет» не привело к перераспределению рынка Интернет-провайдинга: «На рынке лидируют все те же провайдеры, - говорит Николай Репин. - «НТВ-Интернет» в силу многих причин, в том числе и технологического характера, серьезную конкуренцию им составить не может. Предлагаемый доступ в Интернет через спутник является односторонним (только входящим), поэтому требуются еще и услуги местного провайдера для организации обратной связи. Это создает определенные неудобства для клиентов, которым приходится заключать два договора на Интернет-обслуживание. В холдинге «Медиа-Мост» есть очень хорошие производители контента, но как провайдер доступа в Интернет холдинг на рынке незаметен. К тому же услуги «НТВ-Интернет» ориентированы главным образом на клиентов «НТВ-Плюс».

 

 

ТЯЖЕЛЫЙ ПРОДУКТ ВЫСОКО В НЕБЕ

Несмотря на радужные перспективы, розничный сектор для «НТВ-Интернет» не является главным. Евгений Ройтман считает, что наиболее интересный бизнес компания развернет в корпоративном секторе. «Поднять на спутник» можно любую информацию. По мнению г-на Ройтмана, потенциальными клиентами его компании являются информационные агентства, банки, органы государственного управления, фирмы, имеющие сети представительств или производственные подразделения, разбросанные по стране. Чем больший объем информации передается внутри компании из одной точки в другую, тем удобнее для этой компании спутниковая технология.

Евгений Ройтман говорит, что предложенная «НТВ-Интернет» спутниковая связь решает проблему «последней мили»: тарелку можно установитьгде угодно. Пользователь может получать информацию практически влюбойточке зоны вещания спутника.

Что же касается цен, то, по выражению Евгения Ройтмана, «они конкурентоспособные». Размер абонентской платы зависит от объема фактически переданной информации.

К продукту «НТВ-Интернет» проявили интерес корпоративные пользователи не только в России, но и в соседних странах - Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, а также в Пакистане и ОАЭ. Первого корпоративного клиента компания «НТВ-Интернет» обещает назвать в январе 2001 года.

Для продвижения продукта в корпоративном секторе компания использует совершенно иной маркетинг, чем в розничном сегменте. На корпоративном рынке наиболее эффективным методом продвижения является взаимодействие с топ-менеджерами компаний, являющихся потенциальными клиентами.

Евгений Ройтман подчеркивает, что спутниковая связь от «НТВ-Интернет» легко вписывается в существующие корпоративные информационные системы.

«НТВ-Интернет» «поднимает» информацию на спутник и передает ее на тарелки в неизмененном виде. Клиент сам обрабатывает информацию, в том числе шифрует и дешифрует ее.

Программное обеспечение для спутниковой связи разработано специалистами «НТВ-Интернет» на основе софта, созданного американской B2C2.

Продвижение услуги «НТВ-Интернет» на российском корпоративном рынке, возможно, будет затруднено в связи с тем, что многие компании уже построили собственные корпоративные информационные системы, работающие на линиях фиксированной связи или на радиоволнах. Однако многим из этих компаний по мере роста собственного информационного оборота придется отказаться от уже построенных сетей в пользу спутниковой связи; случится это тогда, когда скорость работы существующих сетей и их надежность (эти параметры зависят от качества оборудования и программного обеспечения) станут недостаточными для передачи больших объемов информации.

Евгений Ройтман говорит, что «НТВ-Интернет» предлагает «тяжелый» продукт, находящийся на самых передовых рубежах технического прогресса». Для отладки системы компания несколько месяцев эксплуатировала спутниковую связь в пробном режиме.

Как это часто бывает с высокотехнологичным продуктом, рынок не может мгновенно отозваться на новое предложение. На формирование устойчивого спроса потребуется определенное время.

В компании «Транстелеком» не считают «НТВ-Интернет» своим конкурентом. Один из менеджеров «Транстелекома» прокомментировал появление нового игрока так: «Мы являемся оператором первого уровня и предоставляем свою сеть (более 40 тыс. км волоконно-оптического кабеля) операторам второго уровня - таким, как «Глобал-1» и «Голден Телеком». Мы не работаем с корпоративными абонентами, поэтому «НТВ-Интернет» не наш конкурент. Что касается спутниковой связи, то мы ее тоже используем - в качестве резервной на случай неполадок в наземной связи. На территории России спрос на услуги связи распространен неравномерно, поэтому с экономической точки зрения целесообразно развивать сеть только там, где есть мультинациональные компании brand name, банки, филиалы («Транстелеком» строит свою сеть вдоль железных дорог. - Прим. «Ко»)».

 

СПРАВКА

БИЗНЕС В ЧИСТОМ ПОЛЕ

В технологии, которую «НТВ-Интернет» выводит на рынок, используются спутники «Бонум-1» и W-4. Первый из них принадлежит холдингу «Медиа-Мост», второй - компании Eutelsat. «Медиа-Мост» арендует16 каналов W-4. Спутники, охватывающие территорию от Берлина до Владивостока, позволяют передавать информацию на наземные антенны со скоростью от 400 Кбит/с до 42 Мбит/с.Большинство российских Интернет-провайдеров работают на гораздо более низких скоростях. Возможности провайдеров, использующих выделенные каналы, отражены в таблице.

 

Выделенные линии используются преимущественно в корпоративном секторе. Частные абоненты приобретают доступ к Сети по выделенному каналу разве что в складчину. Доступ по коммутируемой («обычной») телефонной линии у московских провайдеров стоит от $40 до $200 в месяц в зависимости от тарифного плана. При этом скорость передачи данных составляет несколько десятков Кбит/с.

Тарелку «НТВ-Интернет» можно установить в любом месте- по выражению Евгения Ройтмана, «хоть в чистом поле». Однако полностью обойтись без телефона невозможно. Информация к пользователю идет через спутник на высоких скоростях, а запросы пользователь посылает по обычной телефонной линии с обычной для таких случаев скоростью. Из-за разницы скоростей подобная технология называется «асинхронным (в просторечии - «косым») доступом» к сети. Для подключения к «НТВ-Интернет» пользователь должен приобрести спутниковую антенну, компакт-диск с софтом и DVB-карту стоимостью $170. При этом «НТВ-Интернет» в зависимости от пожеланий абонента может взять на себя функции не только спутникового, но и обычного провайдера, то есть передавать запросы от пользователя по телефонным линиям. «НТВ-Интернет» предоставляет доступ к Сети по выделенным линиям (только в Москве) и по коммутируемым линиям через модем (в Москве и Санкт-Петербурге). Модемный пул «НТВ-Интернет» никогда не бывает занят.

Николай Репин говорит, что подобная технология не устраняет ни одну из проблем dial-up (доступа в Интернет по коммутируемым линиям): «По-прежнему надо дозваниваться до провайдера, а телефон во время сеанса по-прежнему занят. К тому же есть опасность прерывания сеанса сторонним пользователем. Что касается скорости данной услуги, то 400 Кбит/с современного пользователя уже не устраивают, тем более что скорость обратного канала будет зависеть от местного провайдера». По мнению Николая Репина, сейчас наступает время действительно высокоскоростного Интернета и уже есть компании, которые работают на более высоких скоростях, чем «НТВ-Интернет». Опыт эксплуатации широкополосной сети «Точка Ру» показал, что пользователи прилично загружают даже канал пропускной способностью 7,5 Мбит/с. В пиковые периоды загрузка канала достигает 90%, да и общий трафик постоянно растет».

Еще по теме