Ирландия златоглавая
В последние два года российские компании принимают на работу все больше специалистов в области информационных технологий (ИТ). Кадровые агентства, действующие в Москве, говорят, что если в 2000 году доля заказов на ИТ-специалистов от некомпьютерных компаний составляла 20% от общего числа запросов, то в 2001 году на долю таких запросов приходилось уже 30%.
ИТ-специалисты нужны компаниям, имеющим в своем распоряжении хотя бы несколько компьютеров. Чем больше компания, тем насущнее потребность в автоматизации бизнеса. И тем больший штат специалистов ей требуется. По оценке рекрутинговой компании «ТРИЗА Exclusive»,на московском рынке труда становятся все более востребованными специалисты по корпоративным сетевым решениям, поставке оборудования, в области системной интеграции. Российский бизнес сегодня настолько быстро расширяет свои информационные потребности, что кадровое предложение отстает от спроса. Этот дисбаланс стал заметен еще в 2001 году. В этой связи ИТ-специалисты надеются, что работодатели будут снижать требования к сотрудникам, повысят зарплаты и откроют сезон «охоты за головами».
ПЗ Думы о высоком
Полагая, что работодатели уже «созрели», ИТ-специалисты выходят на рынок труда с высокими требованиями по зарплате. По мнению сотрудников кадровых агентств, эти требования завышены. Работодатели не готовы платить ИТ-специалистам столько, сколько те просят.
«Спрос на ИТ-администраторов (сетевой, системный администратор, специалист по поддержке) значительно больше, чем спрос на программистов. Администратор – самая массовая вакансия. Большую часть спроса на ИТ-специалистов обеспечивают непрофильные компании – в частности, фирмы, работающие на потребительском рынке, которые фактически и формируют спрос», – говорит Александр Куликов, консультант кадрового агентства Kelly IT Resources (подразделение компании Kelly Service, специализирующееся на ИТ- секторе).
Координатор этого же агентства Светлана Демичева говорит, что среди ИТ-компаний преобладает мнение, будто вузы готовят больше инженеров и системных администраторов, чем нужно. ИТ-компаниям в силу специфики их деятельности нужно больше программистов, чем системных администраторов.
Например, российские компании, занимающиеся созданием компьютерных программ, нанимают, как правило, от 15 до 40 программистов и только одного администратора сети. ИT-сфера отличается особой прозрачностью. По наблюдениям рекрутеров, ИТ-специалисты осведомлены о зарплатах в своей области гораздо лучше иных кадровиков.
И работодатели, и соискатели сильно изменились по сравнению с докризисными временами (имеется в виду финансовый кризис 1998 года). Рынок стал более прагматичным. Работодатель точно знает, кто ему нужен, соискатель же, как уже было сказано, теперь более требователен. Вместе с тем сократился средний срок работы ИТ-специалиста на одном месте. Это вызвано не столько недоработками кадровиков, сколько устойчивым стремлением специалистов к повышению своей квалификации, в том числе в сертифицированных учебных центрах. Выходя на новый образовательный уровень, специалисты ищут себе новую, более высокооплачиваемую работу.
ПЗ Ученье – свет, сертификатов – тьма
Все большей популярностью среди российских ИТ-специалистов пользуются курсы повышения квалификации. Благодаря сертфикатам, подтверждающим полученные знания, специалист может увеличить свою «цену» на рынке в несколько раз. Системный администратор, получивший CCIE (сертификат компании Cisco Systems), может подорожать c $400 до $2500 в месяц. Больше всего ценят сертификацию своих сотрудников в тех компаниях, бизнес которых зависит от уровня подготовки специалистов. К примеру, российская компания, желающая стать партнером Cisco Systems, должна иметь в своем штате определенное число специалистов, сертифицированных Cisco.
Существуют типовые требования к программисту, претендующему на высокий уровень зарплаты. Сергей Спивак, директор компании Auris Vision, занимающейся разработкой программного обеспечения, формулирует эти требования так:
*разработать архитектуру проекта
*выбрать платформу для его реализации
*написать код, выполняющий задачу
*отладить программу
*провести внутреннее тестирование и исправить ошибки
*провести внешнее тестирование и исправить ошибки
*составить документацию
Специалистам с минимальным опытом работы (либо вообще не имеющим опыта работы) найти работу трудно. Выпускники вузов, как правило, начинают свою карьеру в государственных или муниципальных организациях. На работу в компании берут лишь тех молодых специалистов, у которых есть хорошая теоретическая подготовка, полученная в престижных вузах. Размер заработной платы молодых специалистов в компаниях составляет $250 – $400 в месяц.
Старший менеджер корпоративной службы персонала компании IBS Алексей Суражский уверен, что обеспечение любой фирмы техническим персоналом держится на следующих «трех китах»: «Во-первых, нужна система подбора наилучших ИТ-специалистов. Кроме того, необходимы меры по их удержанию и механизмы повышения эффективности работы персонала».
Московский рынок труда в ИТ-сфере постепенно становится все более цивилизованным и отрегулированным. «Стоимость» специалиста теперь зависит не столько от капризов работодателя, сколько от объективно существующего соотношения между квалификацией и зарплатой. Западные компании при этом традиционно выделяют больше средств на заработную плату, чем российские фирмы.
Сколько зарабатывают компьютерные специалисты
Должность | Месячный оклад ($) | |
| в российских компаниях | в российских отделениях западныхкомпаний |
Директор направления (отдела) | 1000 – 2000 | 1700 - 4000
|
Технический директор | 800 – 1800
| 1500 - 3000
|
Project-менеджер | 700 – 1500
| 1200 – 2200
|
Web-дизайнер | 500 – 800
| 800 - 1200
|
Интернет-редактор | 400 – 600
| 800 - 1200
|
Системный администратор | 300 – 1500
| 800 - 2500
|
Ведущий web-дизайнер | 800 – 1000
| 1000 - 1200
|
Ведущий программист | 700 – 1000
| 1000 – 1200 |
Программист | 300 – 500
| 500 – 800
|
Источники: Кадровое агентство «Метрополис», данные компаний
Конверт и пакет
Самую высокую зарплату имеют специалисты, работающие на рынке телекоммуникаций. Например, зарплата специалистов, работающих в биллинговых отделах московских телекоммуникационных компаний, по сведениям «Ко», почти такая же, как у их коллег из российских офисов зарубежных компаний.
Зарплата в ИТ-специалистов в московских телекоммуникационныхкомпаниях ($ в месяц)*
рядовые специалисты – 800-1000
специалисты среднего уровня – 950-1200
специалисты высокого уровня – 1300-1600
очень сильные и «редкие» специалисты 1500-1700*
руководители направлений – 2300-2700*
* после уплаты налогов
Кроме того, ИТ-специалисты в этих компаниях имеют так называемый компенсационный пакет (дополнительные услуги, оплачиваемые компанией), в который входят оплата мобильного телефона, страховка, тренинги и т.д. Подобные «пакеты» приняты и в других компаниях. По информации «ТРИЗА Exclusive», обучение сотрудников за счет компании практикуют 45% московских компаний; бесплатные обеды и медицинскую страховку – по 20%;мобильные средства связи предоставляют своим сотрудникам 12% компаний; транспортные расходы компенсируют 7% фирм.
В торговых и производственных компаниях ИТ-специалисты, как и другие сотрудники, зачастую получают помимо зарплаты бонусы. Заработная плата рядовых ИТ-специалистов составляет $350 – $450 в месяц, а в качестве бонуса им выплачивается от 100% до 250% месячного оклада – в зависимости от того, насколько успешно идет бизнес и сколь велик личный вклад данного работника.
ИТ-специалисты, как это принято в России, обычно получают зарплату в конвертах – «черным налом». Иногда предприятия создают для своих сотрудников частные предприятия и перечисляют зарплату на счета этих юридических лиц. В этом случае сотрудники становятся плательщиками фиксированного налога и меньше конфликтуют с действующим законодательством, но создание частных предприятий все же не слишком распространено.
По сведениям кадровых агентств, все больше ИТ-специалистов при поиске работы интересуются прежде всего теми компаниями, которые практикуют «прозрачные» контракты и «белую» заработную плату. Впрочем, эта тенденция наблюдается на всем московском рынке труда, а не только в ИТ-секторе.
Подбор специалистов в ИТ-секторе работодатели ведут традиционными способами – через знакомых, кадровые агентства или же через Интернет. Несмотря на некоторый дисбаланс между спросом и предложением, о котором говорит Светлана Демичева, рекрутеры оценивают положение на московском рынке труда как равновесное. Нарастающий спрос удовлетворяется не только москвичами, но и специалистами, приехавшими из российских регионов.
Тропинка через границу
Пока провинциалы штурмуют столицу, западные работодатели «заботятся» о том, чтобы московский рынок труда в ИТ-секторе не перенасытился. Престиж российского высшего технического образования и победы российских студентов на мировых олимпиадах по программированию поддерживают интерес западных работодателей к российским ИТ-специалистам. Российские программисты «протоптали дорожки» в США, Германию, Ирландию и другие страны, где университеты не поспевают за растущим технологическим сектором. Год назад Ирландия провела в Москве специальную ярмарку вакансий, цель которой состояла в том, чтобы привлечь в Ирландию перспективных выпускников российских технических вузов. Ирландии очень нужны кадры: в 1993 году страна сделала ставку на высокие технологии и, стремительно ворвавшись на мировой технологический рынок, стала играть на нем заметную роль (см. «Ко» № 19 (165) от 21 мая 2001 года).
Впрочем, вовсе не обязательно покидать Москву, чтобы устроиться на работу в западную компанию. Европейские и американские фирмы открывают в России офисы по офф-шорному программированию (разработка программного обеспечения на заказ). Таким образом, рост российского сектора ИТ ускоряется за счет неудовлетворенных потребностей западной индустрии информационных технологий. Россия наряду с Индией постепенно становится полноправным участником рынка аутсорсинга.
Конечно, Россия пока занимает более скромное место на мировом технологическом рынке, нежели США, Германия, Ирландия. И даже более скромное, чем Индия. По данным компании Brunswick Warburg, в 2001 году компании по офф-шорному программированию, расположенные в России, выполнили заказов на $150 млн. В том же году Индия, как сообщает индийская ассоциация ИТ-предприятий NASSCOM, выполнила заказов на $6,2 млрд.
Консалтинговая компания McKinsey сообщает, что бизнес по офф-шорному программированию в России увеличивается за год на 50%. Однако многие западные компании пока еще с осторожностью доверяют проекты по компьютерному программированию российским офф-шорным предприятиям. Иностранные компании боятся столкнуться в России с негибкими системами менеджмента, с неспособностью россиян выполнить условия контракта, неправильным финансовым управлением, культурными барьерами и незащищенностью конечного продукта.
«Считается, что российские программисты дешевы, – говорит Сергей Спивак. – Это действительно так. Но почему? Да потому, что они не выполняют своих обязанностей».
«Дисциплина в офф-шорных российских компаниях – основная проблема для западных работодателей, – считает генеральный директор кадрового агентства «Аркадия ++» Юрий Иванов. – В наших вузах программистов как таковых не готовят: студентов учат языкам программирования, но не преподают им методологию разработки, не обучают работе в команде. Из стен российских институтов выпускают талантливых программистов-одиночек, способных решить небольшие задачи за короткое время. Людей же, способных трудиться над проектом в течение нескольких месяцев, найти у нас очень сложно. Профессиональными программистами люди становятся сами. Мастерство приходит либо после работы в западной компании, либо после самостоятельного штудирования американских учебников. В западных же университетах учат не только языкам и экстремальному программированию, но и коллективному труду».
Человек с отверткой
По сведениям руководителя школы ИТ- менеджмента Академии народного хозяйства при правительстве РФ Ирины Рогожкиной, в московских ИТ-компаниях (включая телекоммуникационный сектор) работают 30 тыс. – 40 тыс. человек. Примерно половина из них относятся к категории ИТ-специалистов, остальные – это вспомогательный и обслуживающий персонал (маркетологи, sales-менеджеры, финансисты, сотрудники хозяйственных подразделений, служб безопасности и т.д.).
Еще от 50 тыс. до 80 тыс. ИТ-специалистов работают в компаниях иных секторов бизнеса.
Таким образом, столичный рынок ИТ-специалистов насчитывает от 70 тыс. до 100 тыс. человек. Наиболее распространенной специальностью является прикладное программирование: доля прикладных программистов составляет 20 – 30% от общего числа ИТ-специалистов, доля системных администраторов – от 5% до 15%.
Наиболее дефицитная специальность – руководитель ИТ-проекта. Такой квалификацией обладают не более 5% от общего числа ИТ-специалистов. Реально же на московском рынке труда найдется не более 1 тыс. человек, способных руководить серьезными ИТ-проектами. Подобная ситуация объясняется тем, что ИТ-специалисты, как правило, имеют сугубо техническое образование и не обладают необходимыми знаниями в сфере менеджмента и управления проектами.