Top.Mail.Ru
архив

Потехе – время, делу - час

На переполненный европейский рынок мобильной связи стремятся новые игроки. Амбициозные «пришельцы» из Азии делают ставку на предоставление услуги мобильного доступа в Интернет, получившую название i-mode. Эта технология позволила японской NTT DoCoMo привлечь у себя на родине уже более 30 млн абонентов, и теперь японцы намерены повторить свой успех в Великобритании, Голландии и Германии.

 

Японская DoCoMo организовала альянс, чтобы экспортировать услуги i-mode (высокоскоростной доступ в Интернет с мобильного телефона) в Европу. DoCoMo будет действовать через свои партнерские компании – голландскую KPN Mobile и гонконгскую Hutchison Whampoa (последняя имеет филиалы в Великобритании). Для DoCoMo этот проект интересен с точки зрения расширения бизнеса – резервы для роста аудитории DoCoMo в Японии сокращаются. Голландцам участие в альянсе дает шанс выйти из затяжной полосы неудач. В 2001 году убытки KPN составили $6,6 млрд, и технология i-mode рассматривается компанией как killer application («убойное средство» для достижения успеха). Свою услугу KPN продвигает не только в Нидерландах, но и в Германии: через стопроцентную «дочку» – немецкую компанию E-Plus, в которую уже инвестировано $10,9 млн.

 

Секс по телефону

Официально проект i-mode в Германии компания E-Plus запустила 14 марта этого года – в дни работы международной выставки CeBIT-2002. На «домашнем» голландском рынке, который значительно меньше немецкого, KPN собирается дать старт проекту i-mode в апреле. Второй партнер DoCoMo – гонконгская Hutchison Whampoa планирует начать коммерческую эксплуатацию сети i-mode в Великобритании в середине 2002 года. Чтобы i-mode не разделила печальную судьбу другой мобильной услуги – передачи данных через протокол WAP (эта технология широко рекламировалась пару лет назад, но в итоге не оправдала возлагавшихся на нее надежд), компании-новаторы стараются стартовать с максимально большим набором «контента». Например, E-Plus предлагает своим подписчикам помимо электронной почты еще и расписание движения поездов и самолетов, всевозможные справочники типа «желтых страниц», подборки новостей по различным темам. Кроме того, абоненты E-Plus смогут покупать товары у различных «каталожных» компаний, приобретать мелодии для звонков, заставки и т.д.

Но самым смелым нововведением европейского i-mode стала эротика. Европейские пользователи i-mode имеют возможность подписаться на фотографии эротических журналов – таких, как Playboy. Консервативные японцы внедрить подобную услугу у себя дома так и не решились, но во время презентации i-mode на CeBIT загружаемую на экран мобильного телефона «обнаженку» даже продемонстрировали публике. В ответ на замечание, что качество изображения слишком плохое и экран телефона не сможет соперничать с монитором компьютера, представители японской компании немедленно привели свой аргумент: «Зато смотрите, как быстро загружается!»

 

Как закрутилась спираль

Поначалу технология i-mode в Японии не вызывала интереса ни у кого, кроме менеджеров компании NTT DoCoMo. По словам управляющего директора DoCoMo по стратегии i-mode Такеси Нацуно, в 1998 году, когда услугу «мобильного Интернета» только планировали вводить, реакция партнеров компании была более чем прохладной. «Руководители компаний-партнеров говорили: «Кого это может заинтересовать? Что интересного вы сможете предложить потребителю?» – вспоминает Нацуно.

Тем не менее в феврале 1999 года услуга была запущена, и всего за три года DoCoMo смогла привлечь 31,5 млн подписчиков. Это очень много даже для высокотехнологичной Японии. Рецепт успеха DoCoMo – умелая работа с так называемыми контент-провайдерами, то есть поставщиками содержательной части для i-mode.

В отличие от DoCoMo европейские компании не смогли заинтересовать пользователя интересным «контентом», и это обстоятельство стало одной из причин провала WAP-услуг на европейских рынках, в том числе и в России. Сказались также недостатки технологий. Несмотря на то что максимальные скорости доступа по сетям второго поколения у WAP и i-mode одинаковые – 9,6 Кб/сек, большинство WAP-трубок проигрывали в «зрелищности»: они оснащались черно-белым, а не цветным экраном.

«Мы стремились максимально разнообразить услуги. Разрабатывая концепцию i-mode, DoCoMo поставила перед собой задачу – выбрать технологию, максимально удобную для «контент-провайдеров», а не для самого оператора. Например, все наши приложения пишутся на языке HTML, который применяется при создании веб-сайтов. То же самое касалось и всей бизнес-модели. Мы стремились убедить создателей «контента», что у них появятся новые каналы распространения своей продукции, – говорит Нацуно. – Далее процесс развивался по спирали. Мы стимулировали «контент-провайдеров» и благодаря улучшившейся содержательной части привлекали абонентов. Растущее число абонентов привлекало к нашему проекту новых «контент-провайдеров». Они разрабатывали услуги специально под нашу услугу, чтобы получить новые каналы сбыта».

 

Пусть менеджеры подождут

Не последнюю роль в успехе начинания DoCoMo сыграло то, что японские производители оборудования очень быстро (в марте 2000-го) смогли предложить телефоны с цветным дисплеем. Но главным отличием «японской модели» мобильного Интернета от соответствующей «европейской модели» следует считать ставку на развлечения и на массовый сектор, а не на узкий круг бизнес-пользователей.

Европейцы, внедряя WAP, стремились «окучить» серьезную публику и адресовали свои мобильные Интернет-решения в первую очередь деловым людям. Японцы предпочли сделать ставку на массового потребителя, разработав для них самые разнообразные, но в то же время незатейливые развлечения. Цветной экран служил в этом деле хорошим подспорьем. Уже на втором году реализации проекта DoCoMo ввела услугу, получившую название i-appli, которая позволяла записывать на мобильный телефон несложные игры, мультипликационные заставки и т.п. Услуги, рассчитанные на деловых людей, появились в арсенале DoCoMo значительно позднее – в начале 2001 года, когда общее число подписчиков i-mode перевалило за 20 млн.

Похожей стратегии – привлечение в первую очередь массового потребителя, а не бизнес-клиента – партнеры DoCoMo придерживаются и в Европе. Кроме упомянутых «эротических» услуг абонентам E-Plus буду предложены мобильные «чаты», столь популярные среди молодых пользователей Интернета.

 

Переполох в Скандинавии

В Европе мобильные трубки для i-mode на первых порах будут продавать исключительно японцы: ни у кого, кроме японских компаний, нет работающих моделей i-mode. E-Plus уже заключила договор на поставку мобильных трубок компании NEC, а в начале лета в Европе должны появиться аппараты производства Mitsubishi и Toshiba. Европейские производители спохватились слишком поздно. Говорит менеджер по маркетингу компании E-Plus Ральф Хаук: «Когда мы объявили о своем намерении строить сеть i-mode, европейские производители оборудования просто проигнорировали нашу инициативу. Лишь после того, как стало ясно, что сеть вот-вот заработает и что японские компании уже получили контракты на поставку «трубок», европейцы всполошились. Теперь практически все крупные производители – Nokia, Ericsson и др. заявили, что ими ведутся разработки в области i-mode и скоро их телефоны появятся на рынке. Похожее заявление сделала и американская Motorola».

Но успех i-mode в Японии не обещает DoCoMo и ее партнерам безоблачного будущего в Европе. Уже в 2002 году в европейских странах заработают первые коммерческие сети мобильной связи третьего поколения, и это обстоятельство весьма усложнит реализацию проекта DoCoMo.

Кроме того, желание поработать в секторе мобильного Интернета появилось и у компаний, ранее не связанных с мобильной связью. В первую очередь это касается производителей программного обеспечения Microsoft и Symbian, которые уже разрабатывают новые мобильные устройства – так называемые смартфоны. Более того, Microsoft не хочет довольствоваться лаврами производителя программного обеспечения и намерена сама производить интеллектуальные мобильные телефоны. Финансовая мощь Microsoft и развитие технологий аутсорсинга (изготовление продукции на заказ) дают американской компании шанс добиться успеха на этом поприще.

Еще по теме