Top.Mail.Ru
архив

Искушение отдыхом

Вопреки прогнозам высокий летний сезон разочаровал операторов российского туристического рынка. Россияне стали проявлять больше прагматичности при планировании своего отдыха. Приспособиться к новым запросам среднего класса смогут далеко не все мелкие туристические компании.

 

Ведущие игроки российского туристического рынка очень рассчитывали на минувшее лето. За последние три года выездной туризм вырос почти на 40%, туристические фирмы готовились собрать большой урожай и в нынешнем сезоне. По прогнозам экспертов, летом 2002 года темпы роста по крайней мере не должны были уступать прошлогодним (в 2001 году рынок вырос примерно на 10%). Ситуация в экономике оставалась относительно благополучной, доходы среднего класса по-прежнему росли, а майские продажи только добавляли туроператорам оптимизма. Туристические пакеты на популярные направления пользовались в майские праздники ажиотажным спросом. По разным оценкам, продажи путевок в мае 2002 года выросли почти на треть по сравнению с маем 2001 года.

Однако лето 2002 года спутало компаниям все карты. Вопреки прогнозам рынок выездного туризма не только не вырос, но даже немного упал. По разным оценкам, сокращение спроса на европейские курорты составило от 3% до 5%. С падением спроса столкнулись туристические компании, работающие почти на всех традиционно доходных направлениях. Провалилась Испания. По мнению президента компании «Натали-турс» Владимира Воробьева, испанское направление в целом потеряло около 20% потока. Серьезно сдали свои позиции Германия, Чехия, Франция, скандинавские страны. «Это какое-то недоразумение, – удивляется глава одного из зарубежных туристических офисов. – Мы готовились к наплыву туристов, а получили одни убытки».

Пытаясь объяснить обескураживающие итоги летнего сезона, эксперты и представители туристического бизнеса выдвигают самые разные версии. Одни утверждают, что во всем виноваты СМИ, чересчур увлекшиеся катастрофическими сюжетами. Согласно другому распространенному мнению, всему причиной смена потребительских приоритетов: платежеспособный клиент якобы увлекся долгосрочными проектами вроде покупок недвижимости. Однако все эти объяснения, похоже, верны лишь отчасти. Просто российский средний класс, не уделявший должного внимания выбору тура, научился экономить, стал более требовательным к туроператорам и перестал отдыхать в высокий сезон.

 

Досужие сплетни

По данным исследовательской компании «КОМКОН», траты на путешествия – одна из важнейших статей расходов российского среднего класса. Более 65% опрошенных представителей среднего класса пожертвуют отдыхом лишь в самую последнюю очередь.

Другое дело, какой вид отдыха предпочитают средние русские. Выездной туризм развивается уже более десяти лет, и за это время потребители стали весьма искушенными. В отличие от недавнего прошлого, когда туризм обычно относился к внеплановым расходам, сейчас большинство россиян планируют свой отдых заранее. «Раньше выезд за границу подтверждал высокий статус туриста», – говорит пресс-секретарь Российской ассоциации туристических агентств Ирина Тюрина. Теперь же отношение к путешествиям стало принципиально другим. Отдых должен быть выгодным и по возможности безрисковым. По словам директора «Независимого института социальных исследований» Татьяны Малевой, средний класс прекрасно понимает, что, не отдохнув, трудно заработать много денег. «Качественный отдых задает настрой на целый год», – утверждает Малева. Поэтому рисковать отдыхом становится просто невыгодно.

Представители турфирм, видимо, упустили из виду эту смену потребительских предпочтений. По сути дела, они предлагали все те же стандартные туры по сверхвысоким ценам. Логика их действий понятна. Рентабельность туристического бизнеса в условиях большого количества компаний-операторов, часто идущих на демпинг, довольно низка. Основная часть прибыли зарабатывается в сезоны праздников и во время высоких сезонов. Но одно дело, когда путевки расходятся при минимальной рекламе, и совсем другое, когда клиент хочет, чтобы ему объяснили, почему цены так высоки и чем примечательно предлагаемое направление. Однако такие услуги способны предоставить далеко не все компании.

Как следствие в этом году высокий сезон неожиданно растянулся. Если раньше он заканчивался примерно в августе, то теперь, похоже, продлится до октября включительно, когда западные отели идут на сильное снижение цен. Кстати, в этом россияне начинают брать пример с западноевропейцев. Как говорит PR-директор компании «Туральянс» Богдан Курилко, «в Европе люди предпочитают отдыхать именно в это время, поэтому традиционные ожидания большого потока клиентов в конце июля – начале августа не оправдываются».

 

Кто рискует, тот не отдыхает

Теми же причинами объясняются и изменения в географии поездок россиян. Введение виз либо ужесточение норм их выдачи, запреты на полеты шумных российских самолетов, возросшая аварийность транспорта, просто природные катаклизмы, коих в Европе в этом году было немало, – все эти факторы отпугивают российских туристов. Времена, когда россияне заполняли турецкие курорты даже во время катастрофических землетрясений (как это было в 1997 году), похоже, уходят в прошлое. Русские становятся практичными и осторожными.

Наибольший урон от российского прагматизма понесла Испания – некогда одно из лидирующих туристических направлений. «Страна, которая отказывает в визе каждому тридцатому туристу, обречена на подобный провал», – считает директор компании «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. Добавьте сюда запрет на полеты «шумных» российских лайнеров, введенные ЕС, и наводнения на многих испанских курортах. «Испания – это страна, где многим достаточно побывать один-два раза. По «экскурсионке» она уступает Италии, а по ценам пляжного отдыха Испания далеко не Египет», – говорит Озолинь. Другой пример – Болгария, которая тоже ввела визовый режим и потеряла половину туристов. Россиян не убедили даже заявления болгарских властей, обещавших самые легкие правила оформления виз.

Зато резко улучшили свои позиции Тунис и Египет. Объясняется это и целенаправленной рекламой, и отсутствием визовых формальностей, и хорошими условиями отдыха. А ведь еще совсем недавно трудно было поверить в то, что российские туристы поедут в Египет в августе – сентябре. Еще один лидер роста – Прибалтика. Спрос на поездки к берегам Балтики увеличился в этом году вдвое. Теплая, но не жаркая погода, море, интересная экскурсионная программа, отлаженный визовый порядок и, что немаловажно, железнодорожное сообщение. То есть недорого и безопасно.

Всплеск интереса к российским санаториям также объясняется дешевизной и безопасностью отдыха и дороги. Впрочем, по мнению туроператоров, это временная тенденция. Основной поток россиян, путешествующих по стране, – это «дикари», которые официальной статистикой не учитываются. Доля же цивилизованных туристов, поехавших на отдых через туристические агентства, крайне мала. По мнению генерального директора справочной туристической службы «Красный телефон» Виктора Нечипоренко, «спрос на внутрироссийский отдых близок к уровню насыщения».

 

«Кажется, к нам идут носороги…»

Туристическим компаниям придется многое переосмыслить. Выбор россиян вынуждает их менять стратегию. Россия становится похожей на классические западные рынки туристических услуг, где действуют два типа компаний. Первый тип – это туристические гиганты (такие, как ThomasCook, TUI, Neckermann и др.), имеющие многомиллиардные обороты. Обычно они специализируются на одном-двух направлениях. Например, в структуре доходов немецкой TUI доля массовых направлений составляет более 80%. Благодаря огромным скидкам, которые эти компании получают от гостиничных сетей и авиакомпаний, они имеют возможность держать низкие цены. Другой тип компаний – небольшие агентства, специализирующиеся на индивидуальном либо экзотическом туризме. В России же основу туристического рынка составляют небольшие агентства, активно работающие как на массовых направлениях, так и в сегменте элитного отдыха. Более того, многие из них вообще работают только в высокий сезон.

Но сейчас увлечь платежеспособных россиян одним лишь неожиданным предложением недорогого отдыха в пики спроса уже невозможно. Клиенту нужны гарантии, обеспечить которые ему могут предоставить только хорошо раскрученные и финансово устойчивые туристические предприятия. Так что в своем нынешнем состоянии российский рынок является легкой добычей для зарубежных компаний-гигантов. В этой связи весьма симптоматичен тот факт, что в последние два года сразу две немецкие туристические компании приступили к выстраиванию своей агентской сети в России. Пока они медленно запрягают.

Еще по теме