Top.Mail.Ru
lifestyle

Истории, которые мы слушаем

Фото: Storytel Фото: Storytel

Термин «сторителлинг», который сегодня известен едва ли не каждому, возник сравнительно недавно. Впервые он прозвучал в книге Managing by Storying Around предпринимателя Дэвида Армстронга в 1992 году. Несмотря на юный возраст слова, сами истории (выдуманные и не только) сопровождают человечество всю жизнь, а рассказы давно вышли за пределы книг и попали в наши наушники и смартфоны. О том, как зарождался сторителлинг и к чему он пришел, читайте в материале журнала «Компания». 

С чего начинался сторителлинг

В случае с изобретателем термина Армстронгом все началось с простого семинара по менеджменту. На нем предпринимателю пришла идея перейти к нестандартному управлению сотрудниками — он понял, что те не всегда понимают сухие инструкции, но куда проще вникают в личные истории о работе, рассказанные коллегами. Гипотеза Армстронга оказалась проста — людям гораздо проще понять вещи, в которых они могут узнать самих себя. Вовремя и при этом правильно рассказанная история может побудить человека на нужные поступки. Чтобы применить этот метод, Армстронг стал опрашивать подчиненных и собирать у них различные истории. Позже их рассказы вошли в корпоративный сборник, а сам Армстронг стал величать себя генеральным рассказчиком компании.

Несмотря на сравнительно небольшой возраст термина, сторителлинг присутствует в нашей жизни очень давно. Искусство рассказывать истории уходит корнями в древность и предшествует даже появлению письменности. Первые истории нашли отражение в наскальных рисунках древних людей и появились еще в палеолите, а около 5,5 тысячи лет назад благодаря древним шумерам размышления людей оформились в письменность.

В то же время суть сторителлинга нельзя свести к сугубо прагматичной передаче данных — зачастую истории создаются с большой долей выдумки. На первом этапе они появились в мифах и легендах: почти все хоть однажды слышали о могучем Геракле и Атланте, держащем на плечах небосвод. Позже писатели познакомили нас с Ромео и Джульеттой, Шерлоком Холмсом и Алисой в стране чудес. Две тысячи лет назад историю впервые смогли показать вживую, в древнегреческом театре, а в XIX веке братья Люмьер показали миру их младших собратьев — первые короткометражные фильмы, что подтолкнуло людей к созданию новых и переосмыслению старых историй на экране.

АудиокнигиФото: Storytel

Истории в радиоприемнике 

Параллельно с визуальным сторителлингом развивалась и другая, не менее важная его форма — аудиальная. Начало этому положило возникновение виниловых пластинок, на которых записывали не только музыку, но и рассказы. Еще одним важным этапом стала популяризация радиовещания: в 1919 году в радиоэфире впервые вместо азбуки Морзе прозвучала человеческая речь.

Через несколько лет в эфире BBC прозвучал первый в европейской истории радиоспектакль. Это была «Комедия опасности», написанная Ричардом Хьюзом специально для радиоформата (первая аудиоколлаборация). В 1930-х режиссер Роза Иоффе поставила радиоспектакль по чеховской «Каштанке», для которого она отдельно работала с собаками, чтобы записать их рык.

Аудиоспектакли пользовались большой популярностью в Советском Союзе. Целое поколение выросло на передаче «Радионяня», которая выходила в эфир с 1970 года. Это были уроки для младшеклассников, которые проводились с музыкой, песнями и играми. Их вели самые узнаваемые «голоса» того времени — Николай Литвинов, Александр Лившиц и Александр Левенбук, а текст заглавной песни написал главный детский автор эпохи Эдуард Успенский.

Не менее важное место в истории советского аудиоискусства сыграли пластинки. В 1980-е и начале 1990-х все дети росли на пластинках фирмы «Мелодия», записанных с привлечением именитых актеров, певцов и музыкантов. Их до сих пор можно найти дома у многих выходцев из СССР.

Из проигрывателей в наушники 

С наступлением миллениума увлеченность людей «советскими» формами сторителлинга стала постепенно уходить в прошлое. Активное развитие рынка техники, воспроизводящей mp3-формат, привело к появлению в России первых аудиокниг, которые сначала записывались на компакт-диски, а затем переместились в смартфоны. Заметным двигателем этого формата в стране оказался шведский стриминговый сервис Storytel, который вышел на рынок в 2017 году. На тот момент в его арсенале было порядка 60 тысяч книг, сейчас — уже 170 тысяч.

Основатель Storytel Йонас Телландер начал работу над аудиопроектом в 2005 году. После запуска в Швеции большого ажиотажа проект не получил — база платных подписчиков росла медленно, а инвесторы не давали денег. Банки отказывали Телландеру в кредитах. «Здравый смысл подсказывал — пора закрываться», — вспоминал он, однако нежелание возвращаться к офисной работе взяло верх (до этого Йонас работал в фармацевтической компании Roche на позиции финансового директора).

Дела пошли в гору, когда бизнесмен решил поучаствовать в шведском реалити-шоу для предпринимателей. Его участники должны были убедить жюри в будущем успехе своих проектов, в обмен им предлагались реальные инвестиции. Тогда в Storytel поверил венчурный инвестор Ричард Баге, вложивший в проект 1 миллион крон. Другой шведский бизнесмен Свен Хагстремер, который тоже приметил сервис на телешоу, но в то время «пожадничал», позже дал компании еще 25 миллионов.

прочитать весь текст

Год прихода Storytel в Россию отметился стремительным ростом рынка: продажи аудиокниг взлетели почти на 30% и достигли 500 миллионов рублей. Активнее всего на «рассказы в наушниках» тратились пользователи в возрасте 35-44 лет, заставшие эпоху пластинок и радиоспектаклей. При этом новому формату удалось привлечь внимание молодой аудитории — благодаря появившимся в это же время подкастам слушать аудио долго и помногу стало модным.

Внимание таких людей «цепляли» проекты с именитыми писателями. Так, в 2019 году автор «Метро 2033» Дмитрий Глуховский написал и самостоятельно озвучил для Storytel фантастический аудиосериал «Пост». История о том, как жители России выживают в городе-крепости после глобального катаклизма, стала первым аудиосериалом не только для писателя, но и для всей России. Его перевели на несколько языков, а в 2021 году сериал получил продолжение — «Пост. Спастись и сохранить».

Вслед за Глуховским аудиоформатом увлекся Борис Акунин. В разгар пандемии он записал сериал «Просто Маса» про помощника главного героя своих детективов Эраста Фандорина. Впоследствии Глуховский и Акунин в разные годы были признаны авторами года по версии GQ за эксперименты с форматами.

Возникшая в СССР традиция озвучивать произведения известными голосами сохранилась и в XXI веке. В такой роли себя попробовали журналистки Тутта Ларсен, Алена Долецкая, Саша Сулим, актер Юра Борисов, блогер Илья Варламов* и многие другие. Голоса для озвучки подбирают так, чтобы герои произведений были близки и понятны чтецам. Например, роман «Лето на Парк-авеню» про первую женщину главреда американского Cosmopolitan озвучила Елена Мясникова — первый главный редактор российского Cosmo.

АудиокнигиФото: Storytel

Поиск идеальной книги 

Подобные решения позволили привлечь к аудиоформату внимание не только молодежи, но и нечитающей аудитории. По словам гендиректора Storytel Бориса Макаренкова, 70% пользователей сервиса до этого не читали книги более пяти лет. Аудиоформат дал людям возможность слушать книги тогда, когда нет возможности их читать, однако самое сложное — выбрать во всем многообразии именно те книги, которые понравятся и увлекут.

Чтобы помочь в этом, главный редактор Storytel Анастасия Завозова ежедневно обновляет главную страницу приложения. Она состоит из собранных вручную и алгоритмических подборок. Самые важные новинки, выбор редакции, ситуационные подборки собираются вручную. Например, к Хэллоуину в Storytel вышли впервые переведенные на русский язык 13 готических историй — рассказы конца XIX-начала XX века о сверхъестественном. Алгоритмические подборки собираются автоматически, на основе того, что человек выбирал и слушал. При этом самые яркие и интересные новинки и бестселлеры показываются на главном экране абсолютно у всех.

Искать книги через поиск можно по тегам, авторам, названиям, чтецам или сериям. Также можно воспользоваться «Рекомендациями звезд» — разделом, в котором собраны любимые книги писателей, которые создавали аудиосериалы для Storytel, блогеров, которые слушают аудиокниги в сервисе, и актеров, которых их озвучивали.

Новичкам же проще всего начать с самого актуального и читаемого. Так, за последние полгода особой популярностью на Storytel пользовались:

  1. «Дюна» американского писателя Фрэнка Герберта;

  2. «Метро 2033» Дмитрия Глуховского;

  3. «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари;

  4. «Полночная библиотека» прозаика Мэтта Хэйга;

  5. «Вторая жизнь Уве» Фредерика Бакмана;

  6. «Город женщин» от Элизабет Гилберт;

  7. «Тревожные люди» Фредерика Бакмана;

  8. «Тай-Пэн» Джеймса Клавелла;

  9. «Мессия Дюны» Фрэнка Герберта;

  10. «Жена башмачника» Адрианы Триджиани.

* признан в России иноагентом.