Top.Mail.Ru
архив

Исцеляющий «Макдоналдс»

27.10.201500:00

Бывший депутат Госдумы Евгений Туголуков, сейчас проживающий в Сингапуре, планирует инвестировать в российское здравоохранение $150 млн. Заявленная сумма – рекорд для рынка коммерческой медицины в России, поскольку он весь оценивается примерно в $2 млрд. 

Принадлежащая Туголукову компания RusSing Holdings, базирующаяся также в Сингапуре, вкладывает средства в создание сети высокотехнологичных центров диагностики и онкотерапии «Медскан.рф». Проект предусматривает открытие 50 диагностических центров и пяти центров онкорадиологии и химиотерапии в разных регионах страны до конца 2018 г.

Инвестор с прошлым

У Евгения Туголукова богатое инвестиционное прошлое. В 1993–2001 гг. он работал в «МДМ банке», затем занимался поиском активов для финансово‑промышленной группы «МДМ» Андрея Мельниченко и Сергея Попова, специализировался на металлургии и машиностроении. В 2002 г. возглавил собственную инвестиционную компанию «Ринако», через год приобрел таганрогский завод «Красный котельщик» и создал на его базе энергомашиностроительный холдинг «ЭМАльянс». Именно благодаря производственному активу в 2007 г. Туголуков был избран депутатом Госдумы, где занимал пост председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии и в историю вошел как один из авторов законопроекта «Об ответственном обращении с животными». Однако бизнес не оставил. В 2011 г. Forbes оценил его состояние в $550 млн. В 2012–2013 гг. Туголуков входил в совет директоров «Русгидро». Осенью 2014 г. на баланс компании «РЭД Альянс», контрольный пакет в которой принадлежит экс-депутату, должны были перейти большие недвижимые активы «МДМ банка», но сделка не состоялась. А в июле 2015 г. контрольный пакет банка был продан группе «БИН» Микаила Шишханова и Михаила Гуцериева, в периметр этой сделки вошла и залоговая недвижимость.

Сегодня Евгений Туголуков – крупный частный инвестор. В феврале 2012 г. он продал «ЭМАльянс» «Силовым машинам» Алексея Мордашова за 9,5 млрд руб. и основал сингапурскую инвестиционную компанию RusSing Holdings Pte. Ltd. В сфере ее интересов в России – сельское хозяйство и медицина. Пробным проектом стал пермский многопрофильный медцентр «Философия красоты и здоровья». По словам Туголукова, «центр развивается очень динамично – за последние восемь месяцев выручка клиники увеличилась на 35%, а показатель EBITDA вырос вдвое».

Инвестиции в медицинские проекты сегодня становятся привлекательной альтернативой девелопменту или развитию IT-проектов. «Российский рынок медицины, несмотря на общую стагнацию экономики, продолжает расти, – отмечает Алексей Судаков, руководитель направления финансового сопровождения медицинских проектов IPT Group. – Сдерживает развитие частной медицины мнение населения, что частные клиники прежде всего зарабатывают на пациентах, а не лечат их. Но в последние годы доверие к частным медицинским компаниям растет. Набирают обороты проекты государственно-частного партнерства. В 2016 г. часть из них будет реализована».

С одной стороны, растет рынок частной медицины, с другой – сокращаются в натуральном выражении объемы расходов государства на здравоохранение. Эти факторы делают здравоохранение привлекательным для инвесторов. Остается найти правильные идеи для реализации. Сегодня своеобразной модой среди инвесторов становится диагностика, поскольку именно она, по всеобщему убеждению, является слабым звеном государственной медицины. Одним из первых игроков в сфере частной лучевой диагностики стал питерский врач Аркадий Столпнер. В первый центр, открытый в 2003 г., он вложил около $1 млн. Сегодня оборот 87 диагностических центров ЛДЦ МИБС превышает 4 млрд руб. Этой сферой заинтересовались девелопер «Патеро групп» (инвестирует в «Патеро клиник») и австралийский магнат Пол Рэмси, вложивший в сеть Ramsay Diagnostics $5 млн. Такой же объем инвестиций в собственные центры лучевой диагностики сделала и компания «Инвитро».

В конце 2013 г. Евгений Туголуков тоже решил попробовать это направление. Концепцию для него разработал Владимир Гераскин, до этого возглавлявший агентство медицинского консалтинга DMG и курировавший проекты «Мастердент», «Медси», сеть аптек «36,6». В результате анализа рынка для инвестиционного размещения был предложен проект сети независимых центров комплексной высокотехнологичной диагностики. Идея потенциальному инвестору понравилась, он предложил Гераскину с большей частью команды присоединиться к проекту. В начале 2014 г. у компании появилось имя – «Медскан.рф» – и началась детальная проработка проекта. Стратегия предусматривает открытие 50 диагностических центров, работающих под слоганом «МРТ, КТ, УЗИ, анализы, врач» и пяти амбулаторных центров для лучевой и химиотерапии. Центры планируют объединять в кластеры и располагать их в регионах России с наиболее платежеспособным населением.

К участию в проекте были привлечены специалисты UPMC (University of Pittsburgh Medical Center), одного из крупнейших провайдеров медицинских услуг в США, – они участвовали в разработке медицинской стратегии, IT-стратегии, технологической стратегии. Кстати, совокупная выручка 15 000 американских компаний на рынке диагностической визуализации составляет $18 млрд.

В сфере радиологии и онкотерапии «Медскан.рф» наладила сотрудничество с сингапурской компанией Asian American Medical Group (AAMG), доля в ней принадлежит Туголукову, и которая успешно работает на азиатском рынке, специализируясь на пересадке печени, трансплантации костного мозга и других высокотехнологичных операциях.

В марте этого года на открытие первого из московских центров – на Нижегородской улице – были приглашены представители американского и сингапурского посольств. Примечательно, что американские специалисты перед началом работы с проектом Туголукова консультировалась с властями: насколько для них будет корректно развивать сотрудничество с российской компанией в условиях экономических и политических трудностей во взаимоотношениях между странами. На это посол США Майкл Теффт, со слов американских коллег, которые транслирует Владимир Гераскин, ответил, что здравоохранение и образование – две отрасли, которые еще остались, чтобы активно взаимодействовать.

По примеру стрит-фуда

В конце сентября второй диагностический центр был открыт на Ильинке, запуск третьего, на Ленинградском шоссе, запланирован на ноябрь. По словам Владимира Гераскина, типовой центр обходится примерно в 2,1–2,5 млн евро. Из этих средств 1,2–1,5 млн евро идет на оборудование, остальное – на ремонт помещения, аренду и операционные издержки.

Пропускная способность таких центров – 48–72 исследований в сутки на аппаратах КТ и МРТ. По финансовой модели предусмотрена загрузка в 75% (а не 100%, чтобы сохранить возможность срочной записи), при таких данных дневная выручка составит 300 000–400 000 руб. при выходе на расчетную мощность. Стартуют же с 12–15%, растут по 3–4% в месяц. Центр на Нижегородской улице сейчас загружен на 25% и дает около 2,5 млн руб. выручки в месяц.

«Мы считаем, что реализуем абсолютно новый формат, в котором у нас конкурентов нет, – рассказывает Владимир Гераскин. – Есть конкуренты по отдельным направлениям, например, сетевые центры, такие как «МРТ24», «МРТ-эксперт» или «Томоград», но в большинстве своем они реализуют стратегию моноцентров. «Патеро клиник» напоминает наш формат, но он не сетевой, и у него есть медицинская помощь внутри, а у «Медскан.рф» – только диагностика. Есть конкуренты в крупных медицинских учреждениях, но они не независимы, у нас же нет заинтересованности обязательно найти у пациента что-нибудь и полечить».

Такой формат для России пока новый, широко он представлен в Америке. Сеть компании Rad Net (капитализация $850 млн) насчитывает 267 центров независимой диагностики, которые занимают сегмент рынка между врачами общей практики и госпиталями.

Еще один формат, на который ориентируется «Медскан.рф», – это «Макдоналдс». Кстати, первоначально компанию предполагали назвать «Меддоналдс», но побоялись, признается Владимир Гераскин: к созвучной марке есть много претензий. Но принципы построения позаимствовали: единые формат и требования к качеству, доступность по цене и местоположению.

На вопрос о покупательной способности россиян Гераскин отвечает просто: «МРТ-диагностика стоит полтора бака бензина. У нас не такая цена, которая могла бы выбить бюджет клиента из колеи». Однако и с этим, по мнению экспертов, могут быть проблемы.

«В нашей стране большинство привыкло к бесплатной медицине, люди готовы платить за медуслуги только в крайнем случае, – подчеркивает Роман Прилипко, управляющий партнер онлайн-сервиса Helfine Medical. – А регулярная профилактика для нашего менталитета – вещь чуждая».

Курс лучевой терапии при онкологических заболеваниях на рынке Москвы стоит 160 000–350 000 руб. «Мы находимся в среднем сегменте: 200 000–250 000 руб. за курс лучевой терапии, – утверждает Владимир Гераскин. – Стоимость химиотерапии зависит от цены на препараты и длительности, но также будет в средней рыночной цене». На улице Обручева завершаются работы в первом центре онкорадиологии и химиотерапии «Медскан.рф». В нем будут предлагать амбулаторное лечение: получил дозу высокоточного облучения, поддержку химиотерапией – и пошел домой.

«Почти 100% менеджеров топ-уровня – готовые клиенты для онкодиагностики, именно поэтому они готовы вкладываться в разработку, – считает Людмила Ростова, соучредитель IID. – Но уровень проникновения онкострахования позволяет предположить, что готовность инвестировать в диагностику никак не связана с лечением. Есть желание зарабатывать на опасениях, и есть понимание, что лечение – не бизнес в России. В условиях страховой медицины, как и многие другие инновационные инициативы, эта, к сожалению, утопична».

С таким мнением согласен и Станислав Сажин, основатель компании «Доктор на работе». Проект «Медскан.рф», по его мнению, не будет пользоваться достаточным спросом и не сможет найти квалифицированные кадры для работы на современном оборудовании. Не секрет, что в некоторых лечебных учреждениях дорогостоящая техника просто простаивает или загружена не полностью именно из-за отсутствия квалифицированных работников. «Мы не можем позволить себе брать «полуфабрикаты» и потом их дорабатывать. Мы хотим взять лучших специалистов, которые уже есть на российском рынке, и для этого у нас имеются деньги», – подчеркивает Владимир Гераскин.

В продвижении услуги ставку делают на IT-технологии, предлагая простую инфраструктуру общения пациента, врача и диагностического центра, развивая телемедицину. Обработка снимков будет проводиться дистанционно, для хранения информации у компании есть собственный дата-центр. В личном кабинете можно хранить все данные исследований, причем сделаны они могут быть не только в «Медскан.рф», их можно быстро отправить лечащему врачу, а тот при необходимости имеет возможность связаться с центром диагностики и прояснить вопросы по исследованиям. «Стартапы из области mHealth (мобильной медицины), ориентированные прежде всего на клиентов и готовые предложить им высокое качество и удобный сервис благодаря использованию компьютерных и телекоммуникационных технологий, наиболее перспективны для инвестиций, – отмечает Роман Прилипко. – Дигитализация делает медицину доступной, точной, качественной, быстрой и глобальной. По прогнозам компании Brookings, к 2017 г. рынок mHealth в России превысит $800 млн и будет составлять около 3% мирового рынка».

Санкционные плюсы

«Мы поставили перед собой задачу достаточно агрессивно выйти на рынок, американцы считали, что это произойдет в два раза медленнее. Это был первый вызов, и за полтора года мы потеряли из команды, которая на сегодня насчитывает 100 человек, только двоих», – рассуждает о сложностях запуска проекта Владимир Гераскин. Еще один момент, не учтенный при планировании, – отсутствие свободных помещений подходящего формата: на крупных магистралях, с собственной парковкой, площадью не менее 400 кв. м, но с подключением 200 кВт. Гендиректор компании вспоминает: «Мы проехались по основным московским магистралям и поняли, что найти помещение будет не так легко. Предполагалось, что для этого подойдут бывшие рестораны. Но нет. Например, центр на Обручева разместился в бывшем автомобильном салоне».

«Медскан.рф» стартовала до кризиса, потом срочно вынуждена была адаптировать финансовые модели к новым экономически реалиям. Рассчитанные в 2013 г. сроки окупаемости в долларовом выражении увеличились. «Исходя из целей и задач акционера, мы планируем недисконтируемый срок окупаемости – 5 лет, дисконтируемый – 6-6,5 лет», – прогнозирует Владимир Гераскин. Как и многие компании, поставляющие оборудование из-за рубежа и столкнувшиеся с почти двукратным увеличением расходов в связи с изменением валютного курса, «Медскан.рф» не может пропорционально увеличить цену на свои услуги.

Влияют на медицинский бизнес и санкции, но не всегда отрицательно: их введение нацелило систему госзакупок на импортозамещение. Частные компании ничего в выборе оборудования не ограничивает, а желающих продать стало больше. Так, Siemens, заключая с «Медскан.рф» договор на поставку оборудования, предоставила ей статус reference site – это значит, что все программные продукты и IT-решения компании будут переданы бесплатно с правом сдавать их в аренду, а это «Медскан.рф» готова делать с большой охотой. «Мы готовы предоставить их государственным и негосударственным клиникам в аренду. Ведь мало иметь оборудование для МРТ или КТ стоимостью 400 000–500 000 евро – нужны программы постобработки информации (каждая может стоить 20 000–30 000 евро, а комплект потянет на 150 000 евро)», – отмечает Владимир Гераскин.

Существенное сокращение бюджетных расходов на медицину дает частникам возможность развивать направление b2b. «Но наряду с положительным влиянием кризиса и санкций – созданием рынка и появлением возможностей – есть трудности: снижаются платежеспособный спрос населения и экономическая эффективность компаний, – сетует Владимир Гераскин. – Кризис заставляет людей экономить и еще больше затрудняет процесс превентивной диагностики. Россияне в большинстве своем рассуждают так: раз ничего не болит, лучше сэкономлю 5000 руб. Одновременно с этим страховщики начинают существенно сокращать и затруднять доступ к диагностике своим клиентам».

Понятно, что среди каналов привлечения клиентов страховые компании занимают не первое место, давая не более 15% загрузки. Основную массу пациентов в «Медскан.рф» – почти 40% – направляют врачи из окрестных клиник, где нет своей диагностической базы. Для этого создана, по словам Гераскина, «бригада мучеников Аль-Аксы» – представители, которые встречаются с врачами и рассказывают об услугах центра и совместной выгоде. Только в районе диагностического центра на Нижегородской улице уже подписаны контракты с 50 частными клиниками. Государственным медучреждениям подписывать подобные соглашения запрещено, но «Медскан.рф», по словам Гераскина, пытается наладить сотрудничество с отдельными врачами.

Туристы – к доктору

Совокупные инвестиции в первые 10 центров в «Медскан.рф» оценивают в $30 млн, а на всю федеральную программу «50 плюс 5» планируется потратить $148 млн. В 2018 г., компания собирается выйти на $150 млн годового оборота, а через 5–6 лет подготовить инвестиционный продукт к продаже.

«Сегодня в России действительно существует дефицит диагностических услуг, – отмечает Сергей Бровцев, гендиректор «Кастом кэпитал групп» – соинвестора федеральной сети лабораторий «Мой ген». – Несомненно, пока Россия не насыщена такими диагностическими центрами, проект будет приносить определенный доход. Но последние мировые тренды демонстрируют уход от больших центров диагностики в сторону персонального тестирования и применения разного рода девайсов, которые будут круглосуточно считывать информацию о состоянии пациента в режиме онлайн. Мне кажется, вкладывать в подобные наработки было бы правильнее, особенно если хочешь не жить сегодняшним днем, а делать долгосрочные вложения – на 15–20 лет».

На московской сети планируют отработать технологию, формат, взаимодействие между сетевыми участниками и работу центра описаний, а потом тиражировать наработки в других регионах России. Сейчас компания ведет переговоры на местах. «В каждом регионе свои особенности, и мы не хотим входить на 100% своим капиталом в чужие зоны влияния, – рассказывает Владимир Гераскин. – Надеемся получить соинвестора на 49% и поддержку региональных властей. Для них у нас масса предложений: мы можем создать центр описаний, который не будет привязан к данной территории, что позволит экономить бюджет на обучении, подготовке, размещении и содержании высокопрофессиональных кадров».

Алексей Новиков, менеджер по маркетингу компании Stryker, уверен, что «Медскан.рф» стоит делать ставку не столько на местных пациентов, сколько на медицинских туристов: «По данным издания Vademecum, в стране 3–4 тыс. томографов при объеме сегмента в $15 млрд, или 3% всего рынка коммерческой медицины. Так что проект Евгения Туголукова оказывается в позиции догоняющего при стремительном снижении рентабельности. Такая ставка может быть обоснована, если вложения производятся с учетом существующего на рынке парка оборудования. Например, в частном сегменте традиционно меньше компьютерных томографов и инновационного оборудования, такого как современные роботические системы, киберножи. Осталось только придумать, кто будет платить за их использование. В этом российской медицине способна помочь новая категория пациентов – зарубежные, из СНГ, Восточной Европы и с Ближнего Востока, – которых может привлечь более низкая стоимость медицинских услуг».

У компании-инвестора есть желание вкладываться в похожие медицинские стартапы и за пределами РФ. В качестве перспективных рынков рассматриваются растущие азиатские, например, Вьетнам и Малайзия. Население большое, проникновение медицинской диагностики низкое, а платежеспособный спрос увеличивается. Кроме того, в регионе уже есть лидер, AAMG, долей в которой владеет Евгений Туголуков. Также рассматриваются в качестве мест размещения медцентров страны Восточной Европы и Балтии. Их пациентами могут стать россияне, привыкшие лечиться в Европе. Эти рынки подготовлены к медицинскому туризму из России и скандинавских стран, где тоже сильно выросла стоимость медицинских услуг, и страховые компании ищут более дешевые варианты лечения для своих клиентов.

Еще по теме