Top.Mail.Ru
архив

Из любви к искусству

26.06.201500:00

Принято считать, что корпоративное искусство придумал Дэвид Рокфеллер. Именно он в 1959 г. первым в истории корпоративного мира утвердил программу по закупке произведений искусства. С тех пор собиранием прекрасного занимаются сотни, если не тысячи компаний. Среди наиболее известных собраний – коллекции Bank of America, JPMorgan Chase, UBS, Deutsche Bank. С 1987 г. предметы искусства коллекционирует Microsoft. 

В России коллекционированием занимаются, например, UniCredit и Газпромбанк. Понятно, что целью при этом не является исключительно украшение стен. Но, говорят в банках, и не извлечение прибыли. Тогда что? Об этом в эксклюзивном интервью «Ко» рассказал вице-президент швейцарского банка Credit Suisse и управляющий собирающейся в банке с 1975 г. коллекцией искусства Андре Роггер. 

– Как вы определите суть арт-коллекционирования в корпоративном сегменте? Это пиар? Компании занимаются собиранием коллекций, потому что это comme il faut? В этом есть еще и некая бизнес-составляющая? Или, может быть, это просто хобби кого-то из руководства бизнеса?

– Мы занимаемся созданием и поддержанием этой коллекции четыре десятилетия. Она уже стала частью нашей компании и принадлежит ее корпоративной культуре. Почему мы это делаем? Думаю, потому, что так мы демонстрируем нашу заинтересованность и приверженность Швейцарии и ее культуре, а также поддерживаем молодых швейцарских художников. 

Конечно, мы вовлекаем в процесс и наших сотрудников. Это искусство и для них, потому что отчасти картины из коллекции представлены в наших офисах, они их украшают, создают настроение, способствуют рождению новых идей, помогают расширить горизонты. И наши клиенты, конечно, тоже получают возможность увидеть собранные нами произведения искусства в переговорных комнатах, благодаря им создается уникальная атмосфера. Кроме того, собранные нами и выставляемые в наших зданиях произведения искусства доносят до наших клиентов мысль о том, что так же хороши, качественны и разнообразны и предоставляемые нами услуги. 

– То есть собранное вами находится не в хранилищах, а представлено как элемент оформления ваших офисов?

– Да, совершенно верно. Наша коллекция насчитывает около 6000 единиц, но у Credit Suisse масса зданий по всему миру, более двух сотен только в Швейцарии, так что около 90% нашей коллекции экспонируется в наших помещениях. Мы смогли значительно расширить возможности для экспонирования коллекции. Еще 15–25 лет назад наши картины в основном находились в кабинетах и служебных помещениях, теперь же дела обстоят иначе: большинство объектов коллекции Credit Suisse мы представляем в лобби, коридорах и комнатах для встреч с клиентами. Теперь наши посетители также могут наслаждаться выставленными произведениями искусства. 

– А что говорят клиенты? Замечают ли они представленные работы? Есть ли у вас какие-то отклики, реакция, обратная связь?

– Да, бывает. Иногда люди прямо спрашивают, кто именно автор той или иной работы, говорят, что хотели бы или посмотреть какие-то другие его произведения, или что-то у него купить.

– И вы знаете такие случаи? Были ли сделки, в основе которых лежало состоявшееся в стенах Credit Suisse знакомство с творчеством художника?

– Нет, не знаю, мы не следим за тем, что происходило потом.

– Итак, вы поддерживаете молодых швейцарских художников?

– Да, верно.

– Насколько молодых?

– На самом деле мы начинаем следить за творчеством тех, кто, на наш взгляд, подает надежды, еще пока они учатся в художественных вузах, ну и потом еще в течение двух-трех лет после окончания. И если мы понимаем, что человек действительно талантлив и серьезно работает, то приступаем к работе с ним и покупаем некоторые его произведения. Так что мы начинаем наше сотрудничество, когда художники еще довольно молоды.

– А кто оценивает художественный потенциал авторов и ценность их работ?

– У нас работает специальный комитет. Есть список художников, которые находятся в зоне наших интересов. Мы можем купить у кого-то картину, потом через два-три года смотрим, как он развивается, способен ли сказать что-то новое. Если да, мы снова у него что-то покупаем. Сам список художников одобряет комитет, а затем мы, как специалисты по искусству, выбираем конкретные произведения таких художников.

Мы можем также прибегнуть к внешним консультациям, если речь идет о чем-то специфическом. Для нас важно поддерживать начинающих авторов по всей Швейцарии. Так как я работаю в Цюрихе, нам важно отслеживать появление интересных и многообещающих молодых художников, скажем, в Тичино. В таком случае мы можем воспользоваться рекомендациями сторонних экспертов. Кроме того, мы используем внешних экспертов, когда дело касается новых медиа, например, видео или интерактивных работ.

– Как художники относятся к тому, что их картины хочет купить банк? Они соглашаются с готовностью или неохотно? Их приходится уговаривать и всегда ли удается уговорить?

– Да, это хороший вопрос. Знаете, поначалу я тоже опасался, полагал, что авторы могут засомневаться, подумать, что таким образом картины фактически изымаются из художественной среды, не будут выставляться, их никто не увидит и тому подобное. Учитывая все это, мы и в самом деле всякий раз стараемся найти для работ лучшие места в офисах и переговорных комнатах, а также выстроить доверительные отношения с художниками. Конечно, мы говорим авторам, что их картины найдут свою широкую аудиторию, так оно обычно и происходит. В конце концов в музеях специализированная аудитория, любители искусства, которые приходят насладиться произведениями, потому что они знают и ценят искусство. В корпоративной среде все обстоит иначе, многие сотрудники и клиенты видят произведения искусства в наших офисах и, совершенно того не ожидая, могут столкнуться с чем-то новым для себя. Кроме того, наши клиенты – люди с большими финансовыми возможностями, они могут заинтересоваться приобретением подобных работ для себя.

– Можете припомнить максимальную заплаченную вами цену за произведение искусства?

– Боюсь, что нет. 

– Каков в среднем годовой бюджет вашего комитета по искусству?

– Мы не разглашаем данную информацию. Однако нам удалось сохранить показатель на одном уровне в течение последних пяти лет. 

– А в целом хотя бы порядок выплачиваемых вами за произведения искусства сумм можете назвать? Это сотни, тысячи, сотни тысяч долларов, евро, швейцарских франков? Просто, чтобы наши читатели получили общее представление.

– Все зависит от самой работы, это могут быть несколько тысяч или десятки тысяч, но в целом наш масштаб достаточно скромен. Мы немало приобретаем – около 150 работ ежегодно – картин и скульптур, рисунков, гравюр, фотографий, и даже видео. Мы можем купить, скажем, несколько крупных, значительных работ и большее количество работ менее масштабных – всякий раз все складывается по-разному. 

– То есть получается, что вы приобретаете и фотографии?

– Да.

– А какие именно фотографии – жанровые снимки, фото природы, репортажную съемку или что-то еще?

– У нас нет никаких установок и никаких ограничений. Это могут быть портреты, а также пейзажные снимки – что угодно. 

– Вам приходилось продавать ранее приобретенные предметы искусства?

– Как я уже говорил, наша коллекция насчитывает около 6000 работ, также мы храним много старых гравюр, приобретенных в то время, когда стратегия нашей коллекции не была еще столь четко оформлена. Поскольку эти произведения больше не могут быть выставлены в наших помещениях, мы иногда продаем их нашим сотрудникам по цене от 20 до 500 франков. 

– Миллиардные штрафы, которые наложили на Credit Suisse американские правоохранители, каким-то образом отразились на финансировании вашей деятельности?

– Нет, мы работаем в очень скромных масштабах, так что нас это не затронуло, банк остается верен своей политике в этом вопросе, и мы покупаем с той же интенсивностью, с какой и покупали. 

– Выставляются ли предметы искусства из вашей коллекции?

– Не за пределами банка. Мы организуем выставки в наших офисах, в частности, в здании штаб-квартиры в Цюрихе. Когда это происходит, мы также приглашаем на них организованные группы посетителей извне. Выставки корпоративных коллекций в музеях помогают подтвердить качество коллекции. Но при этом произведения искусства меняют свое место, для которого мы их приобретали, а мы хотим размещать их в наиболее подходящих местах в помещениях банка. 

– Как вы решаете проблему подделок? Рынок искусства наводнен фальсификациями.

– Для арт-рынка это действительно серьезная проблема, но нас это не касается. Мы же лично знаем тех, у кого покупаем их собственные произведения, они все живы, так что это не наш вопрос. 

– Случалось ли вам не угадать в молодом художнике талант?

– Да, бывало, однако, поскольку швейцарский рынок искусства довольно мал, такое случается нечасто. Например, был случай, когда мы не приобрели картины одного художника, а он в дальнейшем стал очень успешным и популярным.

– И вы тогда купили его произведение или произведения?

– Нет. Мы стараемся формировать коллекцию из серий работ, приобретая произведения искусства у начинающих авторов. Мы не пытаемся наверстать упущенное.

– Его произведения уже были слишком дорогостоящими?

– Да. Это же на самом деле очень тонкая материя, и каждый раз принимая решение, ты никогда не можешь быть уверен до конца в своей оценке и ощущениях. В данном случае мы не располагали временем для тщательного изучения и обсуждения этого вопроса с другими кураторами коллекции и поэтому упустили возможность. Естественно, теперь я об этом сожалею. Но, к счастью, у нас было гораздо больше случаев, когда мы смогли на раннем этапе распознать потенциал художника и начали приобретать работы вовремя. 

– Вы покупаете произведения только напрямую у авторов или делаете приобретения в галереях, на аукционах?

– В основном мы приобретаем работы в галереях, иногда напрямую у автора, но никогда на аукционах. Наша цель – поддержка художника, а это возможно при покупке напрямую у автора или через галерею. Приобретая что-то на аукционе, вы поддерживаете кого-то другого. 

– Есть разница между собиранием частных и корпоративных коллекций?

– Да, и принципиальная. Частный коллекционер руководствуется собственными пристрастиями и принципами формирования коллекции. Я же обязан, притом что мое личное мнение имеет значение, все-таки ориентироваться на корпоративную философию. Коллекция должна отражать ценности компании, быть отражением ее креативности. Мы должны следить за тем, чтобы в коллекции были представлены все швейцарские кантоны и районы, чтобы среди художников в равной пропорции были представлены мужчины и женщины. И конечно, наш главный и самый важный критерий при формировании коллекции – Швейцария. 

Кроме того, в этом году мы заключили договор о стратегическом партнерстве с международной ярмаркой современного искусства Cosmoscow в России, что свидетельствует о нашем намерении поддерживать молодых российских художников. Сегодня я посетил несколько студий молодых художников в Москве и был очень впечатлен их работами. 

 

Резюме Андре Роггера

Место рождения: Люцерн (Швейцария)

Образование: в 1994 г. закончил обучение в Университете Базеля и Университете Эдинбурга по специальностям «История искусств» и «Английский язык»

Профессиональный опыт: в течение пяти лет являлся куратором Музея изобразительных искусств в Люцерне
2000–2003 – в должности доктора по искусствоведению Университета Базеля работал над научно-исследовательским проектом Швейцарского национального научного фонда
2004–2006 – сотрудник Министерства культуры в Цюрихе
с 2007 г. занимает должность главы коллекции банка Credit Suisse.

Андре Роггер является автором десяти работ и монографий, посвященных теории искусства и интеграции искусства и бизнеса.

Еще по теме