Top.Mail.Ru
архив

Из России с обновкой

27.12.201500:00

«О, новый Louis Vuitton! Из Франции или Испании?» – «Нет, купила по случаю в России, там дешевле». В конце прошлого года такой диалог был вполне возможен в разговоре любительниц зарубежных вояжей, а заодно и поклонниц мирового бренда. Из-за стремительно подешевевшего рубля ценники в российских бутиках – в пересчете на доллары и евро, разумеется, – выглядели более чем привлекательно, хотя и недолго (переоценка в соответствии с валютным курсом не заставила себя ждать).

Сегодня ситуация для обладателей наличности в долларах и евро не настолько комфортная – в том же премиум-сегменте пристально следят за курсовыми колебаниями. Впрочем, далеко не всегда. К примеру, модель Volta от Louis Vuitton в Москве обойдется в 210 000 руб., тогда как в Германии ее предлагают в пересчете на рубли на 40 000 дороже. В то же время за актуальную модель сумки Furla Metropoliten в ЦУМе нужно отдать почти 18 000 руб., тогда как на родине бренда она стоит на 2000 руб. дешевле.

Тем не менее покупки в российских торговых центрах для иностранных туристов остаются привлекательными, особенно это касается среднего ценового сегмента и масс-маркета. Дешевле, хотя и не более чем на 5–7 евро, может оказаться даже банальный джемпер из H&M. Еще солиднее можно сэкономить на покупке, к примеру, обуви Salamander: зимние модели, которые в Германии стоят 200 евро, в России могут быть дешевле на треть. Также иностранцев привлекают российские ювелирные и меховые салоны и парфюмерные сети – и это, похоже, почти тренд. В России выгоднее стало покупать даже машины – например, подсчитали в агентстве «Автостат», стоимость автомобиля Toyota Corolla в России на ноябрь 2015 года составляла $10 983, тогда как в Германии ценник на модель был почти вдвое, а в Израиле – втрое выше.

С восточным прищуром

«Покупать в России стало выгоднее, и туристы этим пользуются. Зайдите в ЦУМ – везде арабы. Если раньше мы ездили в Эмираты на шопинг, то теперь они к нам», – говорит операционный директор компании «Адамас» Дмитрий Баранов.

Не потому ли иностранные туристы стали приезжать в Россию чаще? По итогам девяти месяцев 2015 г. в нашу страну из-за рубежа зафиксировано 2,54 млн поездок, подсчитали в Российском союзе туриндустрии, и это на 13% больше, чем за аналогичный период 2014 г., и данный показатель имеет шанс расти.

«Стоимость туристических пакетов не только не выросла для иностранцев, но она даже скорректировалась в меньшую сторону. Для зарубежных туристов Россия стала страной для отдыха на пять звезд по очень низкой цене», – объясняет вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.

В уходящем году подешевевший отдых, а заодно и шопинг в России больше всего привлекал туристов из Юго-Восточной Азии, прежде всего – из Китая. Несмотря на девальвацию, юань все еще значительно тяжелее рубля, а значит, для китайцев стоимость товаров в России значительно ниже, чем на родном рынке.

В итоге за девять месяцев 2015 г. китайские туристы совершили в нашу страну 583 600 поездок, и это больше количества поездок из Германии и США, вместе взятых. Кроме того, заметными темпами растет турпоток из Ирана (на 111%), Индии, Южной Кореи.

У ритейлеров, работающих с китайскими группами, есть даже градация на «богатых» и «бедных» китайцев, при этом, отмечают игроки рынка, даже туристы из «бедной» группы не уезжают без покупок, в том числе и с расчетом на друзей и родственников на родине.

«Китайцы отличаются большой любовью к шопингу. В России они предпочитают покупать модные брендовые вещи – изделия из кожи, сумки, ювелирные изделия, часы. В среднем на покупки в России китаец готов потратить $10 000», – объясняет генеральный директор компании «Русь-тур» Виталий Псел, проживший в Китае не один год.

К тому же, по его словам, на саму поездку зачастую и вовсе не приходится тратиться: многие китайские туроператоры, продавая туры в США, Европу, Южную Корею, Австралию и др., предоставляют поездку в Россию в подарок.

Ставка на luxury

Ювелирные украшения made in Russia у туристов из Юго-Восточной Азии, в том числе китайцев, и правда пользуются спросом. Выглядят они выгодной покупкой и для европейцев – стоимость ювелирных изделий хотя и выросла вслед за валютным курсом и ценой драгоценного металла на бирже, однако не вдвое, как доллар или евро. «Туристы в обязательном порядке пересчитывают на калькуляторе стоимость выбранного украшения в свою валюту, нередко прямо говорят, что у них оно стоило бы в два раза дороже. Таких покупок действительно стало больше в разы», – говорит Дмитрий Баранов и уточняет, что компания в 2015 г. усилила работу с туристическими группами.

Тренд отметили не только игроки столичного рынка. Например, в краснодарской ювелирной сети рассказали о выросшем спросе на дорогие швейцарские часы, в том числе со стороны китайских покупателей (не исключено, что речь идет, в том числе, о посетителях игорной зоны).

«Стоимость хронографов в России в среднем на 15–25% ниже, чем в Европе, и на 40–50% ниже, чем в Китае, – уточняет заместитель гендиректора сети «Золотой ларец» Максим Пономаренко. – Туристы из Поднебесной совершают покупки большой шумной компанией и покидают салон, приобретя 5–10 изделий».

Другим предметом роскоши, который пользуется спросом у иностранцев, стали изделия из меха. И дело не только в устойчивом имидже России как страны, где любят и носят мех. Как и в случае с ювелирными украшениями, цены на изделия из мягкого золота выросли вслед за долларом и евро, однако не вдвое, и сегодня их приобретать выгоднее на российском рынке. К примеру, одни и те же шубы из Греции отправляются как в европейские магазины, так и в российские, только оптовая и розничная наценки будут ниже во втором случае. Ведь основной спрос формируют все же отечественные покупатели, в расчете на которых и устанавливаются ценники. Да и производства компании частично переносят в Россию, чтобы избежать таможенных и транспортных издержек.

«Торговые компании в условиях жесткой конкуренции держат максимально привлекательные цены и круглогодично проводят акции. Например, пальто из меха норки хорошего качества в Италии можно приобрести за 5000–6000 евро и выше, в России аналогичное изделие можно купить дешевле на 30% и более», – говорит представитель греческой компании Expopel в России Наталья Викторова.

К тому же на отечественном рынке пока все еще большой выбор изделий из меха.

«В России больше специализированных меховых магазинов как в коммерческом, так и премиум-сегменте, такого предложения не найти в Европе, Америке и даже в Китае, где массово представлены в основном дешевые меха», – объясняет Наталья Викторова.

Охотно приобретают иностранцы в России и косметику с парфюмерией, которая в пересчете на евро и доллары оказывается дешевле. Новым трендом здесь также стали покупки косметической продукции из натуральных компонентов, произведенной в России, причем приобретают ее, в том числе, для перепродажи. Спросом пользуются такие отечественные бренды, как Greenpharma, Ecolab, Teana.

«Если раньше качественная российская косметика стоила для иностранцев $8 за тюбик, то после падения курса рубля они могут купить ее вдвое дешевле. Как нам объяснили сами клиенты, продают они ее у себя на родине уже по $10. Маржа стала оправдывать и доставку, и прочие расходы», – говорит генеральный директор CityNature.ru Михаил Пестерев.

Среди его клиентов, например, бизнесмен из Вьетнама, который регулярно приезжает в Россию торговать джинсами. На родину он возвращается с партией российской косметики на 1,5 млн руб.

Спросу со стороны иностранцев способствует и более грамотное позиционирование отечественных косметических брендов, в том числе новые торговые локации. Например, бренд Nature Siberica открыл флагманский магазин на Тверской.

Гаджеты не в моде

На что перестали обращаться повышенное внимание иностранные туристы, так это на гаджеты, продающиеся на российском рынке, в том числе и на смартфоны. При этом существующий спрос по большей части поддерживают китайские покупатели, за которыми следуют европейские и американские.

По сравнению с последними месяцами прошлого года, когда на российский рынок ринулись перекупщики смартфонов всех мастей из соседних стран, сейчас такого не наблюдается.

Сегодня иностранные туристы покупают товары не для последующей перепродажи, а для себя, и на ситуацию на рынке они всерьез не влияют. В России, к примеру, можно выгодно купить планшеты Samsung с учетом ценовой политики МТС, отмечает ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Впрочем, даже в случае с продукцией Samsung речь идет о 1,5–2% иностранцев в общем объеме покупателей. А в случае с продукции Apple такой тенденции вообще не наблюдается, уточнил он.

В целом даже дешевый сегмент техники на российском рынке стал не особенно привлекательным для путешественников. Например, новый китайский смартфон Phicomm, появившийся в России в декабре 2015 г., рекомендован к продаже в России по цене 5999 руб., и это на 2000 руб. дороже, чем в Индии, рассказал главный редактор Content-Review Сергей Половников.

Производители, уточняет эксперт, закладывают в стоимость гаджетов для российского рынка риски, возникающие из-за курсовых колебаний национальной валюты.

Медицина с дисконтом

В фокусе внимания оказались коммерческие медицинские услуги, которые с девальвацией рубля существенно выигрывают в цене, например, пластическая хирургия, а также услуги клиник, предлагающих косметологические процедуры.

«К нам стали все чаще приезжать американцы, англичане, французы, а также жители стран СНГ, которые в последние 20 лет ориентировались на европейские и азиатские рынки», – говорит президент центра The Platinental Aesthetic Lounge Андрей Искорнев. Оборот клиники в 2015 г. вырос на 15–17%, что основатели связывают с ростом потока клиентов из-за рубежа. Например, ринопластика в США обойдется пациенту примерно в $6000, в Европе – 4000–8000 евро, в России ее стоимость составит 80 000–200 000 руб.

«Сейчас в России цены на эстетическую медицину и антиэйджинговые процедуры гораздо ниже, – говорит главврач клиники «Пятый элемент» Юлия Титель. Доход клиники на ноябрь обещает вырасти на 12%, в том числе за счет притока новых клиентов из-за рубежа. – К нам стали чаще обращаться русскоговорящие мигранты как из Европы, так и из Азии. Также существенно увеличилось число пациентов из США. Прибавились и пациенты из стран СНГ».

Цены выглядят привлекательно (оставим за скобками возможные последствия). Так, в США один шприц гиалуроновой кислоты стоит около $1000, в России он обойдется в 2–3 раза дешевле, в зависимости от фирмы-производителя и качества материала, объясняет Юлия Титель. В Европе и Америке цены, к примеру, на ультразвуковой лифтинг могут колебаться от $2000 до $5000, в России же он будет вдвое дешевле.

«У нас повышается качество сервиса в медучреждениях и санаторно-курортных комплексах, люди видят, что за те же деньги они получают у нас в стране в несколько раз больше преимуществ», – говорит председатель правления Российской ассоциации медицинского туризма Константин Онищенко.

Еще одним растущим направлением стала репродуктивная медицина, включая процедуру ЭКО. В ряде стран, например, в Италии, процедура вообще была под запретом, в Израиле есть ограничения по возрасту, объяснил эксперт. Ну и, конечно, не последнюю роль играет уровень цен, за который к тому же пациент получает не меньший уровень сервиса, чем на родине.

«Если говорить об ЭКО, у нас дешевле, чем где-либо в Европе, это однозначно. В Германии вся процедура стоит 5000–7000 евро, а в России может стоить 2000 евро», – говорит Константин Онищенко.

Вместе с тем, не стоит забыть и о недоверии к качеству российской медицины, а также к оснащенности клиник. К тому же на медицинском туризме сказывается и напряженная мировая политическая ситуация.

«Мы ожидаем прироста числа нерезидентов среди пациентов отечественных медицинских центров, однако их не должно быть больше, нежели пациентов из нашей страны», – полагает специалист по медицинским проектам в IPT Group Алексей Судаков.

Еще по теме