Top.Mail.Ru
архив

"К черту эти бонусные программы!"


В самом общем виде ситуация выглядит так. Поскольку одна авиакомпания не может покрыть своими маршрутами весь земной шар, она объединяет усилия с несколькими другими, чтобы совершать совместные рейсы. Крупнейшими альянсами являются Star Alliance, Sky Team, One World. У каждого из них имеется своя программа для часто летающих пассажиров. Полетишь рейсом любой авиакомпании из альянса и наберешь мили, которые затем, в соответствии с правилами программы, можно обменять на бесплатный билет (избежать оплаты аэропортовых сборов и налогов не удастся). Помимо билета, разные программы предполагают различный набор бонусов - от бесплатных или почти бесплатных ночей в отелях-партнерах (в рамках программы Miles-and-More от Star Alliance, например, начисляются две премиальные мили за каждый потраченный таким образом евро) до скидок при прокате автомобиля (опять-таки, если речь идет о фирмах-партнерах). Кроме того, в каждую программу встроен механизм вертикальной мобильности для участников - возможность, накопив мили, перейти внутри программы на более высокий уровень членства, где предлагаемые вознаграждения еще более разно­образны и даже пафосны. Это может быть, к примеру, доступ в VIP-зоны в аэропортах или право провозить за те же деньги более габаритный или тяжелый багаж. Некоторые программы предлагают мили за покупки в определенных магазинах, в том числе и точках беспошлинной торговли непосредственно в аэропортах.

авиакомпания, авиабизнесМногие авиаперевозчики запустили совместно с банками и платежными системами кобрендинговые программы, позволяющие набирать мили, расплачиваясь той или иной кредиткой. Впрочем, доводилось видеть и слышать, как, отправив накопившего таким образом какое-то колоссальное количество баллов клиента к другой своей коллеге для оформления более высокого уровня участника, менеджер позвонила ей, пока клиент поднимался на второй этаж, и предупредила, что его мили - "карточные", а потому его надо, придравшись к чему-нибудь, "завернуть".

Кажется, выигрывают все: пассажир может на чем-то сэкономить, повысить класс обслуживания, а авиакомпании привязывают к себе платежеспособных клиентов. Но это только в теории. На практике очень быстро понимаешь, что авиакомпании на самом деле пекутся не об общем с пассажирами благе, а исключительно о своем собственном. А у клиентов не всегда, но слишком часто остается ощущение если не прямого обмана, то мелкого мошенничества. Недаром, согласно итогам опроса, проведенного холдингом "Ромир" специально для "Ко", в полной мере реализовать декларированные возможности бонусных программ авиаперевозчиков удается только 16,9% из тех, кто ими вообще пользуется (см. инфографику).
Более-менее положительный результат можно получить разве что при самом простом варианте: летаешь - копишь мили - обмениваешь их на бесплатный билет. Но это тоже далеко не всегда выгодно пассажиру. Например, в "Аэрофлоте" (альянс Sky Team), для того чтобы бесплатно слетать в Париж или Рим, нужно набрать 30 000 миль, в Токио - 80 000, в Нью-Йорк - 70 000. При этом перелет по маршруту Москва - Нью-Йорк - Москва принесет пассажиру лишь около 7000 миль. То есть переместиться за океан бесплатно удастся только тогда, когда слетаешь туда 9 раз за деньги. Можно ускорить процесс накопления миль, летая бизнес-классом или высокими классами бронирования в "экономе". Но тут цифры тоже малоутешительные: бизнес-класс до Нью-Йорка и обратно стоит почти 67 000 руб., тогда как в бюджетном "экономе" долететь можно чуть больше чем за 18 000 руб.: фактические цены регулярно меняются, но принципиальное соотношение сохраняется. Надо сказать, что наш крупнейший национальный авиаперевозчик руководствуется при этом международными стандартами, так что и в западных авиакомпаниях ситуация мало чем отличается. Понятно, что пассажиру подобный расклад крайне невыгоден.

Пользуетесь ли вы бонусными программами авиаперевозчиков для часто летающих пассажиров? (%)

Да, несколькими

5,9

Да, одной

12,9

Не пользуюсь

48,2

   

Удается ли вам использовать бонусы по этим программам? (%)

Да, всегда в полной мере

16,9

Да, иногда

59,4

Не удается

23,7

Источник: "Ромир", ноябрь 2011 г.

Имеются здесь и другие подводные камни. Например, приходится сталкиваться с отсутствием бесплатных билетов на нужное число в нужный пункт назначения. И можно не сомневаться в том, что, если, заполучив заветный билет, скажем, за полгода до вылета (это не слишком рано, поверьте), в конце концов вылететь не сможешь, необходимость обменивать бесплатный билет принесет новые проблемы.

Механизм начисления миль - еще одна ловушка. На сайтах бонусных программ он прописан, но разобраться в том, какие мили - зачетные, премиальные или обычные и с каким коэффициентом они учитываются, бывает очень непросто. Причем не только самому клиенту.

Не знают этого толком и сами сотрудники авиакомпаний. Еще труднее добиться ясности, когда имеешь дело с персоналом партнеров. Недавно, поддавшись на посулы программы Miles-and-More, по которой работает немецкая Lufthansa, я целенаправленно выбрала в Берлине партнерский отель Crown Plaza, но мили на рецепции мне начислить отказались. В показаниях сотрудники немецкой гостиницы путались. Одна из них, впрочем, дала слабину и выдала почему-то скидку на напитки в лобби-баре. А мили так и остались неначисленными.

Еще одна хитрость - совмещенные рейсы. Например, куплен билет на рейс компании BMI (Star Alliance) в расчете на начисление миль за перелет из Москвы в Лондон, оттуда в Дублин и обратно. А в аэропорту оказывается, что рейс до Лондона и из Лондона выполняет не BMI на новых аэробусах, а "Трансаэро" на неновых "Боингах", членом альянса не являющаяся. Так что мили получились только за крошечный отрезок пути от Великобритании до Ирландии.
Чем еще промышляют авиаперевозчики? Произвольно изменяют условия участия, естественно, не в пользу пассажиров. Повышают количество миль, необходимое для получения бесплатного билета. Да мало ли...

Что имеем в сухом остатке? "Вот сижу и думаю, зачем я столько лет, как ненормальный, коллекционировал эти мили, платил банкам за золотые/платиновые карты, чтобы заработать больше миль, и оплачивал покупки по более высокой цене, но картой, нежели можно было купить за наличные в соседнем магазине...", - пишет Евгений на форуме banki.ru. И negoro - там же: "Вывод - к черту эти бонусные программы!"

Летим бесплатно?

Город

Сколько нужно миль

Мили за перелет туда-обратно

Париж

30000

1147+1147

Рим

30000

1119+1119

Токио

80000

3508+3508

Нью-Йорк

70000

3497+3497

Источник: сайт "Аэрофлота"

Еще по теме