Top.Mail.Ru
бизнес

Как открыть ООО: пошаговая инструкция

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Индивидуальное предпринимательство не является универсальным способом, позволяющим организовать собственное дело. Нередко начинающие бизнесмены решают открыть ООО. Этот способ регистрации бизнеса часто выбирают из-за его относительной простоты: консалтинговые компании занимаются оформлением ООО «под ключ», а минимальный уставный капитал, необходимый для учреждения такой организации, составляет всего 10 тысяч. Однако некоторые будущие предприниматели решают заняться процессом регистрации самостоятельно. И тогда они задаются вопросом, как открыть ООО. Инструкция включает несколько шагов, требующих внимательности и четкого понимания того, как работать с документами. 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это организационно-правовая форма для ведения бизнеса. Можно создать ООО с одним учредителем или несколькими. Ответственность учредителя ООО определяется его вкладом в уставный капитал. При этом быть сотрудниками в зарегистрированной организации владельцам не обязательно. Да и генеральный директор ООО может назначаться не из числа собственников.

Что необходимо для регистрации ООО

Важно, чтобы бизнес оформила налоговая. ООО является юрлицом, поэтому запись в едином реестре о регистрации юридического лица (ЕГРЮЛ) обязательна. Если же она отсутствует, то организации официально не существует.

Регистрация бизнеса в налоговой — важнейший шаг, но далеко не первый. А начинать создание ООО следует с выбора названия.

Название ООО

Для учреждения любой организации потребуется зарегистрировать ее полное название. В этом случае использовать иностранные слова на латинице не получится: включать их в фирменное наименование ООО можно, но написать необходимо русскими буквами. По возможности же лучше и вовсе перевести слово на русский язык.

Именно полное название будет указываться в учредительных документах и ЕГРЮЛ. При его несоответствии требованиям регистрирующий орган может предъявить иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

При этом зарубежный аналог, необходимый для работы с иностранными партнерами, название бренда на другом языке или русскоязычное сокращение также должны быть зарегистрированы. Однако считаться полным названием они не могут.

Что нельзя использовать в названии ООО

  • официальные наименования иностранных государств, а также производные от них слова;

  • официальные наименования федеральных органов государственной власти;

  • наименования международных и межправительственных организаций;

  • названия общественных объединений;

  • обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Существуют и ограничения на использование ряда иных слов. Так, включать в название термины «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «юридическая консультация» могут только лица и организации, имеющие право заниматься адвокатской деятельностью. Аналогичное правило касается и слова «клиринг» и его производных.

А вот следить за тем, чтобы название будущего ООО не дублировалось у других организаций, не нужно, поскольку повторение наименований законом допускается.

Юридический адрес: почему это важно

Юридический адрес — неотъемлемая часть регистрации ООО. Это адрес, по которому официальные ведомства будут связываться с компанией. Туда будут приходить проверки, направляться запросы, письма, требования и уведомления. Если налоговая инспекция не обнаружит компанию по указанному адресу, ее могут исключить из госреестра.

Выбранный юридический адрес обязательно нужно подтвердить. Для этого понадобятся:

  • гарантийное письмо от собственника, в котором он дает свое согласие на предоставление адреса;

  • копия свидетельства о праве на собственность или выписка из ЕГРН.

Если же офиса у компании нет, зарегистрировать ООО учредитель может на свой домашний адрес. В этом случае в ФНС необходимо передать:

  • письменное согласие от каждого собственника квартиры;

  • свидетельство или выписку из ЕГРН.

Деятельность ООО

Следующее, с чем нужно разобраться перед регистрацией — вид деятельности общества по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). В учредительных документах обязательно должен быть указан основной код. Предполагается, что именно эта деятельность будет приносить фирме большую часть дохода.

Дополнительных кодов можно указать несколько. И они даже не обязательно должны быть связаны с основным видом деятельности. Однако важно, чтобы код состоял минимум из четырех знаков. То есть выбранную деятельность необходимо конкретизировать.

Несмотря на право включать в документы неограниченное количество кодов по ОКВЭД, лучше выбирать только те, что соответствуют деятельности, которой учредители действительно планируют заниматься. Дело в том, что большое количество кодов, не связанных между собой, указывают фирмы-однодневки. В результате ООО может привлечь к себе излишнее внимание ФНС.

Как подготовить учредительные документы

Определившись с информацией, которую важно указать, можно перейти к подготовке учредительных документов.

Для регистрации ООО понадобятся:

  • решение о создании юридического лица, если участник один;

  • договор об учреждении и протокол общего собрания, если участников несколько;

  • устав ООО.

Последний документ является крайне важным. Без него зарегистрировать ООО не получится. Для его заполнения и понадобятся сведения, с которыми будущий собственник определялся ранее. В целом же перечень информации, которую необходимо указать в документе, выглядит следующим образом:

  • полное и сокращенное фирменное наименование ООО;

  • сведения о месте нахождения;

  • сведения о составе и компетенции органов общества;

  • сведения о размере уставного капитала;

  • права и обязанности участников;

  • сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества;

  • сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.

Единственному учредителю, выполняющему также функции директора, будет проще оформить устав ООО. Типовой образец разработан и утвержден Минэкономразвития. В нем уже содержатся все сведения, необходимые для деятельности юрлица. При этом информация о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юрлица будет вноситься напрямую в ЕГРЮЛ.

Готовая форма позволит не тратить время и не создавать самостоятельно устав ООО. Образец поможет подобрать специальный сервис ФНС.

Кому не подойдет типовой устав ООО

  • фирмам, в которых число учредителей превышает 15 человек (им потребуется создать ревизионную комиссию, работающую на основе положений устава);

  • ООО, участники которого входят в совет директоров или правление, действующее на основе положений, закрепленных в уставе.

Решение о создании ООО

Еще один необходимый документ — решение о создании физического лица. Типовой образец подойдет в случае, если учредитель у будущего общества один. Если же участников несколько, учредители ООО должны подготовить протокол общего собрания.

По сути, в документ вносятся все сведения, о которых уже упоминалось ранее: наименование фирмы, ее юридический адрес, размер уставного капитала, устав, руководитель и ответственность собственников.

Решение о создании ООО готовится в единственном экземпляре.

В свою очередь, договор учредителей ООО о создании юрлица не является обязательным документом. В нем описывается механизм создания нового общества с ограниченной ответственностью. В целом без документа обойтись можно, однако налоговая имеет право его запросить. Из-за этого озаботиться составлением договора все же лучше заранее.

Заявление на регистрацию ООО

Следующий этап, который необходим для создания физлица, — заполнение заявления на регистрацию общества с ограниченной ответственностью. Оно составляется по форме Р11001. Заявителем может выступить только один человек, однако подписать документ должны все учредители ООО. Для этого посетить налоговую им придется лично.

Впрочем, есть и другой способ: подписать документ можно у нотариуса. Но в этом случае необходимо выполнить следующие требования:

  • нотариус должен самостоятельно направить в налоговый орган это заявление вместе с другими документами, подтвердив подлинность подписей;

  • сделать это нужно в день нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя в рамках одного нотариального действия;

  • передать документы необходимо в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи нотариуса.

При заполнении заявления на регистрацию ООО важно учитывать множество нюансов, касающихся в том числе и визуального оформления документа. Так, поля нужно заполнять верхним регистром, а номера телефонов указывать без скобок.

Существует множество онлайн-сервисов, позволяющих избежать ошибок при составлении документа. Специальная программа для этого разработана и ФНС.

Как подать пакет документов

Все подготовленные документы можно подать в налоговый орган, регистрирующий физлица, лично. Или послать их по почте. Кроме того, пакет документов разрешено передать через МФЦ или нотариуса.

Однако сегодня появляется все больше возможностей открыть ООО онлайн. Сделать это можно:

Примечательно, что платить госпошлину придется лишь при подаче документов напрямую в ФНС. Стоимость регистрации ООО в налоговой составляет 4 тысячи рублей. Если учредителей несколько, то они делят сумму в равных долях. В случае, когда документы направляются онлайн, через МФЦ или нотариуса, платить пошлину не потребуется.

Налогообложение ООО

Создать бизнес и получать доходы, не оплачивая при этом налоги, невозможно. Однако предприниматель может выбрать для себя наиболее выгодные условия. Как и в случае с индивидуальным предпринимательством, для обществ с ограниченной ответственностью доступны несколько вариантов налогообложения.

По умолчанию к ООО применяется общая система, предполагающая уплату НДС, налога на прибыль и ряда других налогов. Однако собственники имеют право выбрать один из спецрежимов. Для обществ с ограниченной ответственностью доступны упрощенная система налогообложения (УСН) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСНХ). Переход на спецрежим возможен при соответствии установленным критериям.

Выбрать систему налогообложения лучше сразу на этапе регистрации ООО. Или как можно скорее после, поскольку в середине года перейти на спецрежим нельзя. В этом случае придется ждать конца года и платить налоги по общей системе.

Сколько времени занимает регистрация ООО

Пакет документов, поступивший в регистрирующий орган, рассматривается в течение трех дней. Если все составлено без ошибок и нарушений, налоговая выдаст учредителям лист записи ЕГРЮЛ и устав с отметкой о регистрации.

В каких случаях могут отказать в оформлении ООО

  • если представлен неполный комплект документов;

  • если они направлены в неверный регистрирующий орган;

  • при несоблюдении нотариальной формы представляемых документов;

  • при подписании заявления о госрегистрации неуполномоченным лицом;

  • если наименования юрлица не соответствует законодательным требованиям;

  • если документы оформлены с нарушением требований или содержат недостоверные сведения.

ООО зарегистрировано. Что дальше?

Начать работу сразу после регистрации нового общества с ограниченной ответственностью вряд ли удастся. Учредителям предстоит решить сразу несколько важных вопросов:

  • получить лицензию (при необходимости);

  • открыть расчетный счет;

  • трудоустроить сотрудников;

  • оформить гендиректора;

  • оплатить уставный капитал (внести средства на расчетный счет необходимо в течение четырех месяцев с момента создания ООО);

  • зарегистрировать кассу и подключить ее к ОФД;

  • организовать бухгалтерский учет. 

Как открыть расчетный счет для ООО

Обойтись без расчетного счета при учреждении нового юрлица не получится. Он необходим для проведения всевозможных финансовых операций, включая внесение уставного капитала и начисление заработной платы сотрудникам.

Открыть его довольно просто. Создать расчетный счет можно в большинстве банков. Примечательно, что крупные кредитные организации, такие как «Сбер», «Тинькофф», Альфа-банк и ВТБ предоставляют клиентам весь комплекс услуг. Они могут не только открыть расчетный счет, но и взять на себя работу консалтинговых компаний, подготовив предпринимателям все необходимые документы. В ряде случаев банки занимаются даже взаимодействием с налоговой.

Такие опции помогут сэкономить не только время, но и деньги. В частности, платить пошлину при регистрации ООО с использованием услуг банка не придется. Однако выбирать организацию стоит внимательно, изучив условия, которые предлагают различные банки. Да и способ этот сложно назвать универсальным. В большей степени он подойдет для обществ с ограниченной ответственностью с единственным учредителем.

Таким образом, к изучению вопроса о том, как открыть свой бизнес, следует подходить всесторонне, при необходимости привлекая к этой работе профессионалов. Однако алгоритм во многом стандартен, благодаря чему учреждение ООО не является долгим процессом. По этой причине многие представители малого и среднего бизнеса отдают предпочтение именно этой форме регистрации.

Еще по теме