Top.Mail.Ru
архив

"Как в браке"

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2010 г. Кристофер Писсаридес считает возможным конец евро и рекомендует сделать правила на рынке труда кризисных стран более гибкими.

- Господин Писсаридес, в странах еврозоны экономика снова растет. Это значит, что кризис кончился?

- Нет. Все это время недостатки в архитектуре евро становятся все более очевидными. Неправильно организован Европейский центробанк (ЕЦБ). Нам с самого начала был бы нужен орган, осуществляющий совместный надзор за банками, необходим банковский союз, страны еврозоны должны лучше согласовывать финансовую политику. Такой разнобой, как сейчас, долго продолжаться не может. Если политики не готовы к реформам, нам придется думать об отмене евро.


- Вы действительно считаете, что это реалистичный вариант?

- Вполне. Сначала в каждой стране нужно ввести параллельную валюту и обеспечить постепенный переход от единой валюты к собственной. Они будут циркулировать вместе довольно долго. Колебания обменных курсов между обеими параллельными валютами должны сдерживаться в ограниченных масштабах посредством финансовой политики.


- Во что обошелся бы крах евро, если бы он действительно произошел?

- Это стоило бы дорого, и прежде всего в политическом отношении. Конец евро был бы большим поражением для Европейского союза. Впрочем, и сегодняшний курс тоже порождает большие расходы, поскольку мы насаждаем жесткую экономию.


- Вы хотите, чтобы и без того задолжавшие государства и дальше беспрепятственно делали долги? Как же это может функционировать?

- Я выступаю за реструктуризацию долгов, как мы это видели в некоторых пороговых странах и Греции. Ведь за долговой кризис ответственны не только те, кто берет взаймы, но и те, кто снова и снова ссуживает им деньги. Раз так, значит, надо в итоге разделить бремя и открыть новую главу.


- Простите, кто же это должен еще и деньги давать этим странам?

- Инвесторы будут финансировать и эти страны, если убедятся, что такая "стрижка" - большое списание долгов - это единовременное явление. Поэтому при реструктуризации нужно списать не "чуть-чуть", а существенную часть долга. Если к этой мере добавятся единый надзор за банками, осуществляемый ЕЦБ, и усиленная фискальная кооперация, инвесторы снова будут работать с этими странами.


- В случае с Грецией политики тоже утверждали, что первая реструктуризация долга будет единственной. Теперь же эксперты считают вторую реструктуризацию делом практически решенным...

- ...потому что первая была недостаточно большой. И никто не ожидал, что сокращение ВВП Греции окажется таким серьезным.


- Как могло бы выглядеть упомянутое вами фискальное сотрудничество?

- Комиссия ЕС должна контролировать финансовую политику всех государств еврозоны через независимое агентство. Его задача - составлять собственные прогнозы и делать запросы национальным правительствам о том, почему они предприняли те или иные шаги.


- Но ведь мы уже сейчас видим, что национальные государства не хотят получать из Брюсселя никаких предписаний, не говоря уже о том, чтобы передавать ему компетенции по управлению бюджетом.

- Да, это мне говорят и члены комиссии. Впрочем, кризисные государства, которые сейчас получают европейскую помощь, соглашаются с надзором за своими бюджетами.


- В 2010 г. вы получили Нобелевскую премию по экономике за исследования рынка труда. Что вы могли бы посоветовать сегодня перед лицом рекордного уровня безработицы во многих государствах ЕС?

- Самое важное правило гласит: рынки труда должны быть гибкими. Предприятия должны иметь возможность без большой бюрократии нанимать работников и без больших проблем кого-то уволить. Также важно иметь гибкое рабочее время. Кроме того, не нужны преувеличенно жесткие описания функционала в трудовых договорах. Привожу пример. В гостиничном бизнесе на Кипре профсоюзы долго боролись за то, чтобы в трудовом договоре было жестко зафиксировано описание круга обязанностей на том или ином рабочем месте. Так, бармен только готовит напитки за стойкой и в крайнем случае может обслужить посетителя бара за столиком. Но если владелец гостиницы захочет перевести его в ресторанный зал, бармен может отказаться под предлогом, что он не официант. Впрочем, я слышал, что недавно это правило изменили...


- ...и это не единичный случай. Например, Испания очень долго имела весьма негибкий рынок рабочей силы.

- Он даже был самым негибким в Европе. Правда, в 2010-2011 гг. там провели некоторые реформы, но пока они дадут результаты, пройдет время. Результат, видимо, по-настоящему скажется только после того, как страна выйдет из рецессии.


- А может быть, тот факт, что многие правительства начали осуществлять давно назревшие реформы, является позитивным побочным эффектом кризиса?

- За реформы можно браться и в хорошие времена. Но действительно тогда стимулы для этого не так сильны.


- Германия реформировала свой рынок труда в прошлом десятилетии, когда она сама переживала кризис. Как вы оцениваете ситуацию в нашей стране?

- По сравнению с другими странами у Германии очень хорошие результаты. Впрочем, федеральный канцлер Ангела Меркель в этом деле получает преимущества от решений своего предшественника Герхарда Шредера.


- После коалиционных переговоров в Германии скоро может быть введен фиксированный законом уровень минимальной оплаты труда. Считаете ли вы правильным этот шаг?

- Минимальная зарплата хороша в том случае, если она не очень велика и соответствует примерно 45-50% от средней заработной платы. Положительный эффект от нее заключается прежде всего в том, что она побуждает молодых людей искать работу. За пределами этого уровня минимальные зарплаты не стимулируют работодателей к тому, чтобы предлагать рабочие места.


- Вы делаете акцент именно на молодых людях...

- ...потому что они еще не разбираются в правилах на рынке труда и к тому же не могут правильно оценить собственные возможности. Мы должны облегчить им вхождение в трудовую жизнь. Другая уязвимая группа, которой должно помочь государство, - это длительно безработные люди. Нужно поддержать их трудоустройство, например, путем предоставления соответствующих субсидий предприятию. Если удастся в большей степени интегрировать эти группы в рынок труда, об остальных уже можно будет не беспокоиться.


- Франция и Бельгия, а также некоторые другие страны еврозоны платят своим безработным бессрочное пособие. Как вы к этому относитесь?

- Это плохая идея. Вместо этого государству следовало бы предпринять усилия, чтобы привлечь безработного к труду. Пример того, как может выглядеть такая активная политика на рынке труда, подают скандинавы. Кроме того, очень поможет, если профсоюзы и государство будут тянуть канат в одну сторону. Конфликты и забастовки всегда очень неблагоприятно сказываются на занятости. Но все меняется. У меня на родине, на Кипре, профсоюзы занимают вполне корпоративные позиции.


- Вы консультируете президента Кипра Никоса Анастасиадиса. Недавно вы подчеркивали, что у Юга Европы растет недоверие к европейскому Северу. И видимо, это отношение взаимно.

- Недостаток доверия - это, наверное, самая громадная проблема нынешнего еврокризиса. Это как в браке, где что-то пошло не так. В этом случае нужно быть очень доброжелательными друг к другу и дать себе время.


- Насколько правительства в принципе готовы прислушиваться к советам экономистов?

- Политики слушают нас. Но осуществление наших советов - это уже совсем другое дело.


Еще по теме