«Керимову лучше пропасть из новостей»
Впервые лидером российского списка Forbes оказалась семья сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова, основной актив которой — золотодобывающая компания «Полюс» (ранее — «Полюс Золото», принадлежит его сыну Саиду Керимову). С начала пандемии состояние семьи сенатора выросло на 14,7 млрд долларов — до 24,7 млрд. Опрошенные журналом «Компания» эксперты считают, что Керимов закрепился в топе надолго. Рост цен на золото — длительный тренд, его экспорт по объему будет сопоставим с экспортом нефти и газа. Поэтому, возможно, государство обратит пристальное внимание на «Полюс». И, хотя экономических причин для продажи компании у Керимова нет, его вполне могут «попросить» передать бизнес.
Дмитрий Голубовский, эксперт по финансовым рынкам ФК «Калита-Финанс»
Керимов в лидерах списка Forbes всерьез и надолго. Золото идет вверх, и это длительный тренд. Кризис не заканчивается. Если фондовый рынок не падает, это не значит, что кризиса нет. Индекс РТС стоит на месте, нефтяники падают. Надо же куда-то триллионы денег вкладывать. Их вкладывают в высокотехнологичные компании и металлы, причем не обязательно в драгоценные. Когда эмиссия не ограничена, ставки нулевые, владеть кешем глупо. Ставки депозитов, надежные облигации не перекрывают инфляцию. Похоже, начинается период ослабления доллара и роста металлов. Это начало большого пути, а не кратковременный тренд. Причем для России, я думаю, экспорт золота по объему будет сопоставим с доходами от экспорта нефти, с которыми у нас все плохо.
Думаю, в следующем году мы увидим золото по цене 3–3,2 тыс. долларов за унцию. Сейчас, скорее всего, будет небольшая коррекция в районе 300 долларов. И это хорошее время для покупки золота тем, кто этого еще не сделал или вышел из него ранее.
Вот в акции «Полюса» я бы не стал вкладываться: они слишком дорогие, хотя это хорошие бумаги с точки зрения ликвидности. В течение десяти лет, я предполагаю, цены на золото достигнут пятизначных значений.
Сейчас продавать свой золотодобывающий бизнес Керимову нет никакого смысла. То, что, к примеру, Роман Абрамович продает золотодобывающую Highland Gold, связано скорее с тем, что у него есть определенные обязательства перед людьми, которые его «сделали». Возможно, его партнерам понадобились деньги, и Абрамович переведет их в Россию — положит в правильный банк или приобретет нужные облигации. Подчеркиваю, это моя гипотеза. Керимов — системный человек, но не олигарх высшей лиги. Ему продавать «Полюс» нет никакого смысла: золото будет расти и дальше, принося прибыль.
Валентин Катасонов, экономист, профессор кафедры международных финансов МГИМО
«Полюс» по масштабам добычи — на первом месте в России. Растущее золото — это надолго, и, я думаю, цена на золото легко преодолеет планку в 2,5–3 тыс. долларов. Загадывать трудно. Зависит от того, вернется ли золото в мир денег или по-прежнему его будут рассматривать как биржевой товар. Демонетизация золота произошла в 1976 году на Ямайской конференции, когда ввели бумажно-долларовый стандарт. На протяжении более чем трех десятков лет цену на золото искусственно занижали. Но с сентября прошлого года картелей, продающих золото, на рынке не осталось, цена начала расти. Сейчас мы наблюдаем эффект распрямляющейся пружины. Повышение цен на золото — это, с одной стороны, следствие ослабления цен на доллар, а с другой стороны — фактор ослабления доллара.
Но самое печальное, что Россия делает все с точностью до наоборот.
Вместо того, чтобы всю золотодобычу направлять в резервы ЦБ РФ, золотодобытчиков выкинули на лондонскую панель. Вся добыча золота идет в Лондон. Есть у меня сильное подозрение, что его перегоняют те ребята, которые потом хотят там остаться на ПМЖ.
Но и у них золото потом экспроприируют. К тому же процветает контрабанда золота из России в Лондон. 26 марта в Шереметьево обнаружилось, что обычным рейсом пытаются вывезти более тонны золота. Это невозможно без крышевания с самого верха.
По поводу возможной продажи золотодобывающего бизнеса Керимова сказать трудно. В России нет никакого рынка, есть полукриминальная экономика. Если команда дана «Передай!» — передаст, куда он денется.
Алексей Вязовский, вице-президент Золотого монетного дома
Вопрос про бизнес Керимова — это вопрос больше про российскую политику, а не про золото. Состояние наших олигархов зависит не только от биржевых котировок. Они живут в России, в нашей стране особо права собственности не защищены. Золотые активы сейчас стали очень лакомыми. Эти компании зарабатывают не только на росте долларовой цены, но и на девальвации рубля к доллару. С начала года грамм в России подорожал на 65 %. Сейчас эти активы заинтересуют государство, которое раньше не особо обращало внимание на них.
С экономической точки зрения Керимову не интересно продавать свой бизнес. Керимову было бы желательно вообще пропасть с лент информагентств. В новостях сообщается, что во втором квартале золотодобывающие компании принесли выручки больше, чем торговля нефтепродуктами и газом.
Поэтому избежать внимания у него не получится. Насколько Керимов сможет выстроить линию защиты и взаимодействия, покажет время.
По поводу цены на золото я бы не впадал в ажиотаж пересмотра прогнозов. Хотелось бы, чтобы рынок закрепился выше 2 тыс. долларов за унцию хотя бы на протяжении нескольких недель. Тогда можно говорить о том, что тренд сохраняется. Цифры выше 2,5–3 тыс. долларов за унцию мне кажутся слишком оптимистичными. Хорошо бы год закрыть в районе 2,1–2,2 тыс. за унцию. Доллары печатают, их предложение во много раз увеличилось, ставки околонулевые, большая доля долларовых активов с фиксированной доходностью (облигации, казначейские бумаги) приносят инвесторам отрицательный доход. Поэтому инвесторы уходят в защитные активы. Среди них золото — главный актив: у него история две с половиной тысячи лет, его невозможно напечатать, зато можно перекинуть в ювелирную отрасль.