Top.Mail.Ru
авто

Китайские автодилеры заняли 46% автосалонов в России

Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com Фото: Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com

В РФ отметился бум китайских дилерских центров: почти половина всех официальных автосалонов в стране сейчас принадлежит компаниям из КНР. При этом в лидеры вышли прежде неизвестные отечественному рынку бренды. 

Общее количество дилерских центров из Поднебесной приблизилось к 1500 — это 46% всей официальной дилерской сети в России. К такому выводу пришли эксперты «Открытие Авто» (входит в группу «Открытие») и «АвтоБизнесРевю»: они проанализировали, как менялись дилерские сети в течение первой половины 2023 года. Оказалось, что у восьми из 19 китайских брендов теперь открыто более сотни салонов на каждого. В лидерах по динамике охвата шоурумами рынка оказались совсем новые для россиян бренды. На первом месте —Jetour (74 центра). Еще один новичок этого года — марка Kaiyi (65 салонов). Также в числе лидеров эксперты назвали бренд Livan, который обзавелся почти полусотней салонов.

Еще два новых игрока — SWM и BAIC — продали почти по 40 франшиз, но реализацию авто на российском рынке еще не начали. У другого бренда Tank открылось 25 салонов в стране, а за май 2023 года на учет встало более 800 кроссоверов этого производителя.

В топ-10 китайских марок по числу новых шоурумов попали также Changan, JAC, Chery и Geely. В общей сложности из 610 новых салонов, открытых в России за первое полугодие, на китайские марки пришлось 515 дилерских центров.

Новые дилерские центры китайских автомобилей

Учитывая риторику западных автоконцернов, число китайских производителей на отечественном рынке продолжит расти, говорит в беседе с «Компанией» автомобильный эксперт Максим Пастушенко. По его мнению, уже сейчас среди них есть достойные представители, которые могут конкурировать по качеству с европейскими или японскими моделями.

«С инженерной точки зрения “китайцев” среднего класса я бы сравнил с “корейцами” 5–10-летней давности, что можно приравнять к уровню японских машин начала-середины 2000-х с точки зрения качества, надежности. Это большой комплимент. И это все приправлено современными технологиями производства. Надежная, неприхотливая машина, к тому же они предоставляют довольно большие гарантии. Тот же самый Voyah, который предлагает минивэны и кроссоверы по цене 12–16 млн рублей», — отметил Пастушенко.

Вместе с тем в Россию стали заходить европейские бренды, привезенные из Китая, продолжает собеседник. Речь идет о моделях, произведенных в КНР для местного рынка, например бренд Jetta (входит в Volkswagen). Машины этой марки доступны в РФ, а продажами занимается бывший дилер Volkswagen, говорит Пастушенко.

«Я думаю, какой-то объем рынка займут такого рода предложения. Это нормальная практика для автоконцернов: производить в Китае, а продавать в Европе. Да, могут также появляться представители из Южной Кореи, потому что они всеми когтями цеплялись, пытались не уходить», — добавил он.

По мнению аналитиков «Открытие Авто», во второй половине 2023 года тренд на экспансию китайских компаний продолжатся, хотя столь же бурного роста не будет. Самые лакомые для бизнеса места, оставшиеся после ухода западных брендов, уже по большей части распроданы. Кроме того, ряд ведущих марок из КНР начинает предъявлять к российским авторитейлерам все более высокие требования, для выполнения которых нужны весомые инвестиции, добавляют эксперты.

В 2022 году российский рынок покинули крупнейшие мировые автобренды — Mercedes-Benz, Ford, Nissan, Toyota и другие. Многие понесли серьезные убытки: Renault уход обошелся в 2,3 млрд евро, Mercedes-Benz потерял 4 млрд евро, Mazda — более 82 млн долларов.

Пастушенко считает, что со временем ушедшие бренды могут вернуться на рынок РФ, — «когда игра в демократию закончится и здравый смысл восторжествует». «Сейчас эта игра явно не на руку европейским производителям. Когда они вернутся, что они смогут противопоставить тому, что будет здесь продаваться? Разве что у них останутся определенные фанаты. Но это тоже лечится», — резюмирует Пастушенко.