Top.Mail.Ru
бизнес

Китайский Uber отложил экспансию в Европу

Фото: Легион медиа Фото: Легион медиа

Китайский сервис для заказа такси DiDi вынужденно скорректировал планы по выходу на европейский рынок. Экспансия компании в Великобританию и континентальную Европу откладывается как минимум на год. Это еще одно следствие давления, которое китайские власти в последнее время оказывают на IT-сектор страны. Ранее они инициировали в отношении DiDi два расследования, обвинив сервис в недостаточной защите персональных данных.

О том, что DiDi пришлось поменять свои планы, стало известно Telegraph. По данным газеты, запуска сервиса на новых рынках не стоит ждать еще как минимум год. Всему персоналу, работающему над проектом, пригрозили увольнением, а DiDi прекратила расширять штат в Великобритании.

В самой компании никогда публично не объявляли о планах выйти на британский рынок. Тем не менее известно, что в 2021 году DiDi получила лицензии на работу в Манчестере, Шеффилде, Солфорде и Вулверхэмптоне. Это стало бы прямым вызовом конкуренту в лице Uber, для которого Великобритания является крупнейшим рынком в Европе.

Теперь работа в этом направлении заморожена: DiDi не только не публикует объявления о вакансиях в Великобритании, но и предупредила своих нынешних сотрудников об увольнении или переходе на другие проекты.

«Мы продолжаем изучать новые рынки, взаимодействуя с заинтересованными сторонами на каждом из них и продумывая, когда стоит внедрить наши услуги», — сказал представитель DiDi журналистам. — Как только у нас появятся новости о выходе на новые рынки, мы обязательно ими поделимся». При этом о планах запуска в Великобритании он ничего не сообщил.

Борьба за IPO

Решению о заморозке «британского проекта» предшествовали нападки на DiDi в родном Китае. В июне антимонопольный регулятор начал в отношении сервиса расследование после того, как компания подала заявку на IPO в США. Власти КНР заподозрили DiDi в использовании неконкурентных практик для вытеснения более мелких сервисов с рынка, а также усомнились в прозрачности механизма ценообразования.

О планах разместиться на бирже в Нью-Йорке DiDi сообщила еще весной. Ожидалось, что оно станет одним из крупнейших для IT сектора за год, а компанию оценят в 100 миллиардов долларов. В конце июня компания успешно вышла на американскую биржу: агрегатор такси привлек 4,4 миллиарда долларов, а его размещение стало крупнейшим IPO китайской компании на площадке США с 2014 года. Однако сервис оценили ниже ожиданий — в 67 миллиардов долларов.

То, что DiDi осмелилась выйти на биржу, лишь разозлило китайские власти. Как сообщала WSJ, они предлагали компании отложить размещение еще весной. Несмотря на это, DiDi ускорила подготовку к размещению и под давлением крупных инвесторов вышла на биржу в конце второго квартала (изначально это планировалось сделать во втором полугодии). При этом компания старалась оставаться в тени — организаторам IPO запретили разослать пресс-релиз о событии, а сотрудники DiDi узнали о нем в последний момент.

Второе китайское предупреждение

Сразу после IPO в отношении DiDi началось новое расследование. На этот раз вопросы к сервису возникли у Управления по вопросам киберпространства (САС). Его представители утверждали, что у DiDi есть серьезные проблемы с незаконным сбором персональных данных, и опасались, что после размещения данные о китайских пользователях могут оказаться в руках регуляторов США.

На время проверки компании запретили регистрировать новых пользователей (такие проверки могут занимать от 30 до 45 дней). На этом фоне акции DiDi обвалились на 15%, а еще через несколько дней регулятор потребовал удалить приложение DiDi из магазинов приложений.

Конкретных обвинений в отношении сервиса регулятор тогда не озвучил, однако агентство Reuters выяснило, что он собирает множество данных о перемещении людей в реальном времени. Помимо сбора данных о поездках и местонахождении людей, DiDi обвинили в записи звука во время поездок. Также утверждается, что однажды компания раскрыла статистику поездок китайских чиновников на такси.

Именно этот факт вызвал серьезные опасения регуляторов в Великобритании. Местные депутаты предупредили, что, дав разрешение DiDi на работу в стране, Китаю фактически могут передать данные о британских пользователях и их перемещениях. Это значит, что потенциально информация может попасть в руки китайских властей. могут попасть в Китай, а в дальнейшем — властям страны.

Власти Великобритании призвали пристально следить за запуском DiDi в стране и потребовали от компании гарантий по поводу того, где в дальнейшем будут храниться данные пользователей и как они будут использоваться.

Расследования в отношении DiDi стали очередным шагом Пекина в борьбе за контроль над цифровыми компаниями. Она началась осенью 2020-го с отмены размещения Ant Group одного из богатейших китайцев Джека Ма. Позже на материнскую компанию — Alibaba — наложили штраф в 2,8 миллиарда долларов за антимонопольные нарушения.

С тех пор под проверки регуляторов попали почти все крупные интернет-сервисы Китая. За последние полтора месяца местные игроки сектора (Tencent, Baidu и другие) в общей сложности потеряли 87 млрд долларов.

По словам собеседников Bloomberg, DiDi ждет более жесткое наказание, чем Alibaba, получившей рекордный корпоративный штраф в истории Китая. «Пекин вряд ли остановится, даже если меры регулирования поставят под угрозу способность китайских компаний привлекать международных инвесторов», — предупреждает WSJ.

прочитать весь текст